Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Основы сетевой организации торговых предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1.

Основные этапы развития сетевой организации

розничной торговли в экономически развитых странах

№, даты этапа

Характеристика этапа

1. 1859-1900

Формирование первых розничных торговых сетей в США и Европе. Создание горизонтально интернированного объединения розничной торговли во Франции

2.1900-1950

Массовое развитие розничных торговых сетей на потребительских рынках экономически развитых стран. Территориальное расширение сетевых форм розничной торговли. Региональные сетевые организации становятся национальными, а затем и глобальными, распространяя свое присутствие за границы страны. В сфере сетевой торговли наблюдаются процессы концентрации, слияния и поглощения. Появляются современные формы торговли (самообслуживание, торговля по каталогам) и форматы розничных магазинов (супермаркет,

«cash-and-carry»). Появляются первые магазины, работающие по франшизе

3. 1950-1960

Развитие и бурный рост сетевых организаций розничной торговли на потребительских рынках Западной Европы

4. 1960-1970

Появление компьютеров, применение новых информационных технологий в процессах управления розничными торговыми сетями. Развитие логистических систем

5. 1970-1990

Применение новых информационных технологий и влияние процессов глобализации на потребительские рынки приводят к бурному развитию транснациональных розничных торговых сетей. Розничная торговля становится одной из самых быстро развивающихся отраслей экономики многих капиталистиче- ских стран

6. 1990-2000

Выход международных розничных сетей на российский потребительский рынок и рынки развивающих- ся стран. Монополизация потребительских рынков розничными торговыми сетями

7. 2000-наст. время

Массовое внедрение собственных торговых марок, организация собственного производства в третьих странах. Изменение баланса рыночной силы от производителя к розничной торговле. Влияние сетевых форм розничной торговли на внутренний рынок принимающих стран и их экономику в целом

Проводя анализ развития сетевых форм розничной торговли в России, эксперты проводят отсчет с 90-х гг. 20-го столетия, когда начался переход страны на рыночную систему экономики. Безусловно, к этому моменту в нашей стране уже был накоплен некоторый опыт по организации сетей розничной торговли. Однако они существенно отличались от «цивилизованных» сетевых предприятий зарубежных государств. Самые значительные отличия заключались в том, что отечественные сетевые организации были предназначены для определенного узкого круга лиц; такие предприятия были не заинтересованы в расширении ассортимента товаров, увеличении объемов товарооборота, а также применении современных технологий организации торгового процесса[6]. Ниже кратко рассмотрим историю их развития.


В 1931 году в СССР существовала сеть магазинов Всесоюзного объединения по торговле с иностранцами (краткое название «Торгсина»), которая просуществовала до 1936 года. Данная сеть была создана для приема золотовалютных ценностей от широких слоев советского населения. За годы работы этой сети у населения было принято в качестве оплаты за продукты питания и товары около 80 миллиардов золотых рублей, что на 1930 год составляло более 95 % золотовалютных накоплений населения.

Вслед за магазинами «Торгсина» пришли так называемые «спецотделы» в крупнейших столичных универмагах – ЦУМ, «Москва» и ГУМ. В таких отделах производили только выдачу ранее заказанных по каталогу Внешпосылторга и оплаченных через Внешторгбанк товаров для работников и их родственников за рубежом. Данная система являлась неудобной и негибкой, в связи с тем, что не позволяла покупателям совершать необходимые простые действия, к примеру, обменять одежду на подходящий размер. В связи с этим, в целях улучшения обслуживания советских заграничных работников и членов их семей, в 1964 г. была создана система магазинов под названием «Березка», которая торговала за сертификаты, а с 1977 года – за чеки.

Существовавшая на тот момент система расчетов в магазинах сети «Березка» стала причиной появления в 80-х годах в крупных городах обширного «черного рынка» по обмену чеков на советские рубли. Кроме «Березок» Внешпосылторга, с середины 60-х годов до 1992 г. в городах-портах СССР действовали чековые магазины «Альбатрос» системы «Торгмортранса», которые относились к Министерству морского флота СССР и обслуживали советских моряков. Остаток валюты, которую моряки получали во время рейса, должен быть обменян на отрезные чеки Внешэкономбанка типа «А», за которые они могли покупать товары в «Альбатросах».

Эксперты одной из отечественных консалтинговых компаний выделяют ряд последовательных этапов развития российского ритейла. Охарактеризуем кратко каждый из них.

Первый этап длился с 1994 по 1998 год, в этот период начинают появляться продовольственные рынки во всех регионах страны. Они активно развиваются на фоне общего спада экономического развития, серьезного снижения производства и падения общего уровня жизни населения. Также в этот период наблюдается сокращение оборота розничной торговли. Так, к примеру, многие из действующих на современном этапе развития торговых сетей возникают в этот период в результате диверсификации бизнеса оптовых и дистрибьюторских компаний. В розничном товарообороте наблюдалось преобладание импортных товары.


В этот период появляются первые отечественные компании, с которых и начинается развитие сетевой торговли (например, «Седьмой Континент», «Лента», «Патерсон», и т.д.). Тогда же на российский рынок входит и первая зарубежная сеть, это была турецкая компания «Рамстор». Первым форматом сетевой торговли в России стали дорогие супермаркеты, основная часть из которых состояла из представителей высокого сегмента среднего класса. В первый период сетевая торговля не оказывает серьезного влияния ни на поставщиков ни на производителей. Общая доля сетевой торговли в рассматриваемом периоде была незначительной и составляла меньше 1 %.

Развитие сетевой торговли на первом этапе прервал финансово-экономический кризис, по результатам которого поменялась стратегия развития сетевых организаций – начались переходные процессы от дорогих супермаркетов к дискаунтерам.

Второй этап занимает период с 1998 по 2000 год. В связи с ростом внутрироссийского производства продуктов питания, наблюдается значительное сокращение импорта зарубежной продукции. Вместе с тем, в этот период происходит довольно резкое снижение доходов среднего класса. Как результат - существующие сети пересматривают свою торговую политику: снижают наценку и расширяют ассортимент товаров отечественного производства. Начинается освоение нового торгового формата – магазины «дискаунтер», к ним относятся «Копейка», «Пятерочка», «Дикси», «Магнит». Рассчитаны эти магазины на население со средним и ниже среднего уровня дохода. В этот же период наблюдается увеличение количества региональных продуктовых сетей. Увеличение сетей в регионах происходит как как за счет экспансии столичных сетей, так и появления локальных торговых сетевых компаний. В этой связи. Общая доля сетевой торговли превысила 1 %. На втором этапе, на рынке доминировали российские торговые сети при практически полном отсутствии иностранных игроков.

Третий этап, с 2000 г. по 2006 г. Данный этап характеризуется массовым выходом на российский рынок зарубежных сетей и, как следствие, усиливающейся конкурентной борьбой, здесь необходимо особо отметить, что если на втором этапе конкуренция была между российскими компании, то на данном этапе в конкурентную борьбу включились транс-национальные корпорации. Усиление активности иностранных сетей в России дала толчок региональной экспансии со стороны федеральных сетей, увеличиватся количество сделок слияний и поглощений в регионах страны. Появляются новые форматы торговли - гипермаркеты, магазины «cash & carry». В этот период возникают первые конфликты ритейлеров с поставщиками и производителями. Как результат, правила на торговом рынке стали определять именно сети, а не производители. В этот период сетями активно осваиваются новые инструменты финансирования, такие как облигационные займы и кредиты. Розничная торговля является наиболее динамично развивающейся из всех российских отраслей в этот период, так доля сетевой розницы вырастает в период с 2000–2006 гг. до 24 %. Также, начиная с 2005 года зафиксирована тенденция опережающего роста по обороту иностранных ритейлеров на российском рынке. Однако, их доля в общем обороте сетевой розницы пока сохраняется на уровне 20 %. По данным одной из консалтинговых компаний, которая ежегодно публикует «Глобальный индекс развития розничной торговли» (GRDI), Россия занимает одно из первых мест среди развивающихся стран по фактору «Привлекательность для входа розничных сетей».


Четвертый этап начался в 2006 году и продолжался до 2009 года. Этап связан с активным развитием розничной торговли в России. В этот период стали появляться первые группы компаний-ритейлеров с оборотом более 1 миллиарда долларов. В качестве финансовых инвесторов ритейлерами активно привлекается внешнее финансирование, например облигационные займы, банковские кредиты, активизируется сотрудничество с различными инвестиционными фондами. В этот период происходит активное региональное развитие и больших и средних сетей. Игроки-лидеры рынка развивают так называемую «мультиформатную» стратегию. В этот период быстро увеличивается количество торговых площадей за счет построенных торговых и торгово-развлекательных центров. На этом этапе рынок сетевой розничной торговли переходит в стадию, для которой характерно обострение конкуренции; увеличение доли непродовольственных товаров в общем объеме продаж; усиление дефицита торговых площадей. Также в этот преиод проходит структурная оптимизация крупнейших торговых сетей и увеличение объема сделок слияний и поглощений. Региональное развитие ритейла было достаточно резким, в этот период произошло резкое увеличение количества мультиформатных сетей.

Согласно информации компании «JonesLangLaSalle», в 2008 и 2009 годах Россия и Турция являлись ключевыми рынками для расширения деятельности международных ритейлеров. При этом, на турецкий рынок вышло 11,3 % всех международных ритейлеров, на российский – 10,6 %.

В 2008 г. продолжается активное строительство торговых центров, в результате, с одной стороны, снижается дефицит торговых площадей, с другой – усиливается конкуренция за место главного («якорного») арендатора торгового центра. По данным компании «Cushman & Wakefield», Россия возглавила рейтинг, составленный среди европейских стран по количеству квадратных метров новых торговых площадей 2009–2010 годах.

По данным 2015 года, общая площадь построенных в России новых торговых центров составляет 2,5 млн. кв. м, при этом в 2008 г. было введено в эксплуатацию 1,8 млн кв. м. торговых площадей.

Оценка размеров розничного рынка является противоречивой. Прирост оборота розничной торговли в период 2000– 2006 гг. в долларовом эквиваленте составлял 25–30 % в год, в 2007–2008 г. эта цифра составляла 15–16 %. По официальной оценке органов статистики, оборот розничной торговли в 2007 г. составлял 8,7 триллионов рублей, а в 2008 г. – 10,7 триллионов рублей. Вместе с тем, эксперты полагают, что эти показатели в 1,2–1,5 раза ниже объемов реального товарооборота, так как пока еще высока доля «серых» расчетов в отрасли.


С 2009 года начинается пятый этап, значительное влияние на него оказал мировой экономический кризис 2009-2010 гг. В розничной торговле он проявился сокращением уровня потребительского спроса и снижением прибыльности в отрасли, а также банкротством ряда мелких компаний, проводимой диверсификацией бизнеса, активизировалось развитие девелоперского направления и сферы общественного питания. Становится все более популярной сдача торговых площадей в аренду. В этот период повышается концентрация внимания на проблеме по снижению издержек в рамках действующих розничных торговых сетей. На некоторое время был приостановлен процесс экспансии крупных международных ритейлеров в Россию (например, «Wal-Mart», «Carrefour»).

Российские торговые сети пережили кризис и его последствия по-разному: большинство компаний оказалось на грани выживания, хотя для некоторых ритейлеров это стало периодом новых возможностей. В кризисный период долговая нагрузка целого ряда региональных сетей выросла, возможности по рефинансированию долга практически отсутствовали, Стоимость бизнеса при продаже в условиях кризиса практически сравнялась величине долга. Ниже в таблице представлен список торговых сетей, исходя из их объема продаж в период 2009-2011 годов.

Таблица 2

Ранжирование крупнейших торговых сетей в России (ТОП 15) по

объему продаж в 2009–2011 гг., млн руб.

Управляющая компания

2009

2010

2011

1

«X5 Retail»

76 223,1

207 244

2

«Магнит»

44 632,3

68 111,8

132 684

3

«Auchan Group»

42 359,4

61 520,6

128 062

4

«Metro Cash & Carry»

53 834,4

74 415,8

121 931

5

«М.Видео»

28 819,0

36 013,0

66 371

6

«О`Кей»

11 208,4

16 788,7

51 143

7

«Эльдорадо»

81 475,2

96 796,4

89 000

8

«Лента»

16 252,7

24 618,2

53 163

9

«Дикси Групп»

20 065,4

27 435,8

44 867

10

«Евросеть»

53 581,3

80 863,1

55 156

11

Группа компаний «Связной»

30 724,7

34 597

12

«Седьмой континент»

20 157,6

26 031,3

37 026

13

«ИКЕА»

15 475,3

19 526,0

30 993

14

ГК «Виктория»

15 854,0

18 327,2

29 803

15

ГК «Спортмастер»

14 126