Файл: Управление миграционными процессами (особенности управления современными миграционными процессами).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и социально-экономическая природа миграции
1.1. Понятие и теоретические модели миграции
1.2. Проблема адаптации и упорядочивания миграции в России
2. Уровни управления миграционными процессами
2.1. Глобальный (мировой) уровень управления миграционными процессами
2.2. Региональный уровень управления миграционными процессами
2.3. Национальный уровень управления миграционными процессами
- правительства и международные организации должны стремиться найти долгосрочные решения проблем, связанных с беженцами и перемещением беженцев, и работать в направлении устранения причин этих проблем.
В Программе действий в области народонаселения и развития, принятой в 1994 г. и рассчитанной на следующие 20 лет (Программа. 1994), международной миграции отдельно посвящена X глава. В ней, в частности, указывается, что эффективная политика в области миграции должна строиться с учетом ограниченных экономических возможностей принимающей страны, влияния миграции на принимающее общество и ее воздействия на страны происхождения.
Среди рекомендаций в сфере миграционной политики в Программе действий в области народонаселения и развития 1994 г. были предложены, в частности, следующие:
- правительствам принимающих стран предлагается рассмотреть возможность использования определенных форм временной миграции. в целях повышения квалификации граждан стран происхождения, особенно развивающихся стран и стран с переходной экономикой;
- правительствам рекомендуется обмениваться информацией о своей политике в области миграции и правилах, регулирующих въезд и пребывание мигрантов на их территории;
- правительствам предлагается рассмотреть возможность ратификации Международной конвенции о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей;
- правительствам принимающих стран рекомендуется рассмотреть возможность распространения на зарегистрированных мигрантов и членов их семей одинакового по сравнению со своими гражданами обращения в плане осуществления основных прав человека, принять соответствующие меры, с тем чтобы избежать любых форм дискриминации в отношении мигрантов;
- правительства принимающих стран должны обеспечивать защиту мигрантов и членов их семей;
- правительствам как принимающих стран, так и стран происхождения следует принимать эффективные санкции против лиц, организующих незарегистрированную миграцию, эксплуатирующих незарегистрированных мигрантов или занимающихся торговлей незарегистрированными мигрантами;
- правительствам стран происхождения и принимающих стран следует искать удовлетворительное и долгосрочное решение проблем, порождаемых незарегистрированной миграцией, путем проведения двусторонних или многосторонних переговоров, в том числе относительно заключения соглашений о реадмиссии;
- направлен настоятельный призыв к правительствам соблюдать нормы международного права применительно к беженцам.[23]
Таким образом, предложенные на Всемирных конференциях по народонаселению рекомендации отражают тот факт, что миграция может способствовать формированию нового международного экономического порядка; признается, что необходимым условием для реализации положительного вклада миграции в развитие является эффективная миграционная политика.
Рекомендации по совершенствованию управления миграцией содержатся и в решениях других всемирных конференций и саммитов, в том числе Всемирных конференций ООН по вопросам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г.; Йоханнесбург, 2002 г.); Международной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.); Всемирного саммита по вопросам социального развития (Копенгаген, 1995 г.); IV Международной конференции по проблемам женщин (Пекин, 1995 г.); Всемирной конференции по проблемам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости (Дурбан, 2001 г.); Всемирного саммита (Нью-Йорк, 2005 г.).
Еще одним важным мероприятием межправительственного характера стала Бернская инициатива, с которой в 2001 г. выступила Швейцария и которая определила направление на упрочение сотрудничества между государствами с целью совершенствования управления миграцией на национальном, региональном и глобальном уровнях. Важнейшим результатом Бернской инициативы стала разработка Международной программы по управлению миграцией, в которой содержится ряд общих рекомендаций по созданию сбалансированного и всестороннего подхода к управлению миграционными процессами.[24]
Опубликованный Департаментом по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН в 2006 г. «Сборник рекомендаций по вопросам международной миграции и развития» характеризует, в какой степени принятые на международных конференциях и саммитах документы способны служить ориентиром для правительств в плане содействия выработке совместных инициатив в области управления международной миграцией.[25]
В сентябре 2006 г. в Нью-Йорке прошел первый Диалог на высоком уровне по вопросам международной миграции и развития, в ходе которого были рассмотрены многоплановые аспекты международной миграции и развития, включая обмен опытом и информацией о передовой практике в отношении возможных путей максимального увеличения связанных с миграцией выгод и уменьшения ее негативных последствий. По итогам Диалога было принято решение: продолжить глобальное обсуждение проблем международной миграции и развития и создать Глобальный форум по проблемам международной миграции и ее развития в качестве места систематического и всеобъемлющего обсуждения проблем, связанных с международной миграцией и развитием. В 2007-2014 гг. прошло семь совещаний в рамках Глобального форума, в которых приняли участие представители более 160 государств - членов ООН и более 45 международных организаций.
Мероприятия Глобального форума позволяют обеспечить неформальное обсуждение специалистами и лицами, ответственными за принятие решений, актуальных вопросов совершенствования миграционной политики в интересах развития; обменяться передовым опытом в этой области; выявить имеющиеся проблемы в регулировании миграционных процессов на национальном, региональном и международном уровнях; обсудить возможности для установления партнерских отношений и сотрудничества между странами, международными организациями и диаспорами по вопросам миграции и развития.
В октябре 2013 г. в Нью-Йорке состоялся второй Диалог на высоком уровне по вопросам международной миграции и развития.
В принятой по итогам второго Диалога Декларации, в частности, указывается, что представители государств[26]:
- принимают решение действовать в направлении разработки эффективной и всеохватной повестки дня по вопросам международной миграции за счет улучшения деятельности существующих институтов и структур, а также повышения эффективности партнерских связей на региональном и глобальном уровнях;
- признают необходимость в таком международном сотрудничестве, которое позволяло бы целостно и всеобъемлющим образом решать проблемы неорганизованной миграции в целях обеспечения безопасной, упорядоченной и организованной миграции при полном соблюдении прав человека.
Таким образом, проведенный анализ показал, что итоговые документы конференций и встреч на высшем уровне содержат различные рекомендации по совершенствованию миграционной политики. Вместе с тем уже в них проявляется двойственность подходов на глобальном уровне к управлению миграционными процессами. Двойственность на глобальном уровне заключается прежде всего в том, что интересы различных акторов системы международных отношений часто входят в противоречие друг с другом. Так, например, существуют противоречия между основными странами эмиграции и странами иммиграции. Как следствие, многие подписанные на международных конференциях документы и соглашения долгие годы, вследствие их ратифицикации незначительным числом стран, остаются не вступившими в силу или применяются в ограниченном числе стран.
Характерным примером является ситуация с ратификацией международных конвенций, касающихся трудящихся-мигрантов и затрагивающих экономические интересы принимающих государств. Так, Конвенция Международной организации труда 1949 г. № 97 «О трудящихся-мигрантах» ратифицирована до настоящего времени только 26 % стран, Конвенция МОТ 1975 г. № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» - 12 % стран. В свою очередь, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей была принята в 1990 г., вступила в силу только в 2003 г. и ратифицирована к настоящему времени лишь 24 % стран (см. табл. 1).
Таблица 1
Положение с ратификацией международно-правовых документов, касающихся миграции
Договор |
Год вступления в силу |
Участники договоров на 19.04.2006 г. |
Участники договоров на 01.12.2013 г. |
||
Количество стран |
Процентная доля стран |
Количество стран |
Процентная доля стран |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Конвенция МОТ 1949 г. № 97 о трудящихся- мигрантах |
1952 |
45 |
23 |
49 |
26 |
Конвенция МОТ 1975 г. № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся- мигрантам равенства возможностей и обращения |
1978 |
19 |
10 |
23 |
12 |
Международная конвенция о защите прав всех трудя- щихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. |
2003 |
34 |
17 |
47 |
24 |
Протокол 2000 г. о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее |
2003 |
97 |
50 |
157 |
81 |
Протокол 2000 г. против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху |
2004 |
89 |
46 |
137 |
71 |
Конвенция о статусе беженцев 1951 г. |
1954 |
143 |
73 |
144 |
75 |
Завершая рассмотрение миграционной политики на глобальном уровне, подчеркнем важную особенность отношения мирового сообщества к этой проблеме: международная миграция рассматривается как функция изменяющихся политических, экономических и социальных условий и неотъемлемый элемент развития.
При этом во всех дискуссиях по вопросам миграции просматриваются три ключевые проблемы: 1) недостаток достоверных и полных статистических данных по миграции; 2) комплексный характер международной миграции и отсутствие всеобъемлющей теории миграции; 3) сложная взаимосвязь между миграцией и развитием, неполное понимание совокупностей взаимосвязей между миграцией и различными факторами (демографическими, экономическими, политическими, экологическими и др.).
Поиск решения этих проблем необходим для выработки обоснованной миграционной политики, принятия решений по всем актуальным аспектам взаимосвязи миграции и развития, реализации потенциала миграции как фактора развития стран происхождения, транзита и назначения.
2.2. Региональный уровень управления миграционными процессами
Региональное сотрудничество в сфере управления миграцией осуществляется через официальные механизмы, действующие в рамках региональных интеграционных объединений (в частности, путем либерализации мобильности населения как составной части интеграционных процессов), и региональные межгосударственные соглашения (путем реализации единой миграционной политики), а также менее формальные механизмы (например, региональные консультативные советы).
Наиболее ярким примером управления миграцией в рамках регионального интеграционного объединения является режим свободного перемещения граждан и рабочей силы в рамках Европейского союза. В настоящее время граждане стран - членов ЕС могут свободно передвигаться через внутренние межгосударственные границы ЕС с различными целями (в том числе в целях найма на работу или организации предпринимательской деятельности) без ограничения продолжительности пребывания на территории другого государства - члена ЕС. Европейский союз также проводит единую политику в отношении иммиграции и предоставления убежища гражданам третьих стран, укрепляет партнерство с основными странами происхождения мигрантов, разрабатывает и принимает меры для обеспечения равного обращения с гражданами третьих стран, проживающими в странах - членах ЕС. Необходимо отметить, что принятые к настоящему времени общеевропейские нормативно-правовые акты в основном касаются правил предоставления убежища и предотвращения нелегальной иммиграции, и лишь некоторые из них рассматривают вопросы легальной иммиграции, в том числе проблемы воссоединения семей, привлечения студентов, исследователей и высококвалифицированных трудящихся-мигрантов.
Различные механизмы регулирования миграции действуют и в рамках других региональных интеграционных объединений, включая Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южноамериканский общий рынок (МЕРКО-СУР), Содружество независимых государств (СНГ), Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), Центральноафриканское экономическое и валютное сообщество (ЦАЭВС), Евразийский экономический союз и др.