Файл: Управление миграционными процессами (особенности управления современными миграционными процессами).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и социально-экономическая природа миграции
1.1. Понятие и теоретические модели миграции
1.2. Проблема адаптации и упорядочивания миграции в России
2. Уровни управления миграционными процессами
2.1. Глобальный (мировой) уровень управления миграционными процессами
2.2. Региональный уровень управления миграционными процессами
2.3. Национальный уровень управления миграционными процессами
Проблемный характер миграционной политики на региональном уровне выражается в двух аспектах. Первый состоит в том, что в современном мире в условиях активно развивающихся интеграционных процессов, с одной стороны, происходит либерализация миграционной политики, появляются «прозрачные границы» в рамках региональных объединений, обеспечивается свобода перемещения населения и рабочей силы граждан стран-участниц через внутренние государственные границы этих союзов. С другой стороны, в рамках интеграционных объединений происходит унификация законодательства в области регулирования миграции, а также имеет место принятие все более жестких мер в отношении иммигрантов из третьих стран, что обусловлено различными аспектами национальной безопасности (в том числе борьба с угрозами международного терроризма, защита национального рынка труда). Второй аспект заключается в том, что интересы и задачи интеграционного объединения в целом могут не совпадать или даже противоречить интересам его отдельных государств-членов.
Двойственность миграционной политики на национальном уровне также проявляется в противоречиях экономического, демографического и геополитического характера. Так, в интересах демографического и экономического развития часто представляется необходимым провести либерализацию миграционной политики, в то время как интересы национальной безопасности нередко требуют ее ужесточения.
Говоря о миграционной политике России, то, с одной стороны, за современный период ее развития (1991-2016 гг.) была создана определенная законодательная база в области регулирования миграционных процессов, а с другой - в России до сих пор нет стратегического видения миграции как положительного явления. В России провозглашается тезис о необходимости проведения осмысленной иммиграционной политики, привлечения из-за рубежа наших соотечественников и квалифицированных легальных трудовых ресурсов. При этом миграция рассматривается также как процесс, угрожающий национальной безопасности России.
В завершение отметим, что, на наш взгляд, преодоление двойственного характера миграционной политики и использование потенциала миграции как ресурса развития могут быть достигнуты только с помощью реализации разумного и стратегически выверенного подхода к управлению миграцией.
Список использованных источников
Нормативно-правовые источники
- Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 30. - Ст. 3032.
- Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г. № Пр-1490 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_131046/ (дата обращения: 05.04.2017)
- Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. [Электронный ресурс]. // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86989/ (дата обращения: 05.04.2017).
- Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 06 марта 1998 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moscow.iom.int/russian/Legisla tion/CIS_IllegalMigration_ru.pdf (дата обращения: 25.03.2017).
Учебники, монографии, периодические издания
- Алешковский И.А., Ионцев В.А. Управление международной миграцией в условиях глобализации // Век глобализации. - 2015. - № 1. - С. 75-87.
- Барсукова С.Ю. Солидарность участников неформальной экономики (на примере стратегий мигрантов и предпринимателей) // Социологические исследования. - 2012. - № 4. – С. 18-23.
- Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: пер. с англ. - М.: Едиториал УРСС, 2015. – 380 с.
- Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 2009. – 420 с.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Российская газета. – 2013. - № 282. – 13 дек.
- Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения. - М.: ОБСЕ; МОМ; МОТ; 2006. – 128 с.
- Рязанцев С.В. Современный демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. - Ставрополь: Сервисшкола, 2013. – 354 с.
- Скоробогатова В.И. Миграция населения как социальный процесс: модели и подходы к управлению в современных условиях // Международный академический вестник. - 2015. - № 1 (7). - С. 87-92.
Народонаселение: Энциклопедический словарь / Под ред. Г.Г. Меликьян - М.: Большая российская энциклопедия, 2014. – 480 с.
- Скоробогатова В.И. Теоретические подходы к определению понятия «адаптация мигрантов» // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Роль миграции в социально-экономическом и демографическом развитии посылающих и принимающих стран Евразии». - М.: Изд-во «Экономин-формика, 2014. - 594 с.
- Compendium of Recommendations on International Migration and Development: The United Nations Development Agenda and the Global Commission on International Migration Compared. New York : United Nations, 2006.
- International Migration Policies: Government Views and Priorities 2013. New York : United Nations, 2013.
- Report of the International Conference on Population, 1984, Mexico City, 6-14 August 1984. New York : United Nations, 1984.
Электронные ресурсы
- Национальный информационный центр "Главэкспертцентр" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nic.gov.ru (дата обращения: 05.04.2017)
- World Population Plan of Action. Report of the United Nations World Population Conference, 1974, Bucharest, 19-30 August 1974. New York : United Nations, 1975 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.population-security.org/27-APP1.html (дата обращения: 25.03.2017).
Приложение 1
Рис. 1. Миграционные процессы в России
-
Народонаселение: Энциклопедический словарь / Под ред. Г.Г. Меликьян - М.: Большая российская энциклопедия, 2014. С. 231. ↑
-
Скоробогатова В.И. Миграция населения как социальный процесс: модели и подходы к управлению в современных условиях // Международный академический вестник. - 2015. - № 1 (7). - С. 87. ↑
-
Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: пер. с англ. - М.: Едиториал УРСС, 2015. С. 232-233. ↑
-
Скоробогатова В.И. Миграция населения как социальный процесс: модели и подходы к управлению в современных условиях // Международный академический вестник. - 2015. - № 1 (7). - С. 88. ↑
-
Скоробогатова В.И. Указ. соч. С. 89. ↑
-
Скоробогатова В.И. Система признания иностранного образования в Российской Федерации в контексте миграционных процессов // Высшая школа Казахстана. - 2014. - № 4. – С. 24-28. ↑
-
Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 2009. С. 178. ↑
-
Скоробогатова В.И. Миграция населения как социальный процесс: модели и подходы к управлению в современных условиях // Международный академический вестник. - 2015. - № 1 (7). - С. 89-90. ↑
-
Рязанцев С.В. Современный демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. - Ставрополь: Сервисшкола, 2013. С. 78. ↑
-
Скоробогатова В.И. Указ. соч. С. 90. ↑
-
Скоробогатова В.И. Теоретические подходы к определению понятия «адаптация мигрантов» // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Роль миграции в социально-экономическом и демографическом развитии посылающих и принимающих стран Евразии». - М.: Изд-во «Экономин-формика, 2014. С. 539-542. ↑
-
Барсукова С.Ю. Солидарность участников неформальной экономики (на примере стратегий мигрантов и предпринимателей) // Социологические исследования. - 2012. - № 4. – С. 18. ↑
-
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г. № Пр-1490 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131046/ ↑
-
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Российская газета. – 2013. - № 282. – 13 дек. ↑
-
Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 30. - Ст. 3032. ↑
-
Национальный информационный центр "Главэкспертцентр" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nic.gov.ru (дата обращения: 05.04.2017) ↑
-
Национальный информационный центр "Главэкспертцентр" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nic.gov.ru (дата обращения: 05.04.2017) ↑
-
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Российская газета. – 2013. - № 282. – 13 дек. ↑
-
Алешковский И.А., Ионцев В.А. Управление международной миграцией в условиях глобализации // Век глобализации. - 2015. - № 1. - С. 75. ↑
-
Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения. - М.: ОБСЕ; МОМ; МОТ; 2006. С. 8. ↑
-
World Population Plan of Action. Report of the United Nations World Population Conference, 1974, Bucharest, 19-30 August 1974. New York : United Nations, 1975 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.population-security.org/27-APP1.html (дата обращения: 25.03.2017). ↑
-
Report of the International Conference on Population, 1984, Mexico City, 6-14 August 1984. New York : United Nations, 1984. ↑
-
Алешковский И.А., Ионцев В.А. Указ. соч. С. 77. ↑
-
Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения. - М.: ОБСЕ; МОМ; МОТ; 2006. С. 19. ↑
-
Compendium of Recommendations on International Migration and Development: The United Nations Development Agenda and the Global Commission on International Migration Compared. New York : United Nations, 2006. ↑
-
International Migration Policies: Government Views and Priorities 2013. New York : United Nations, 2013. ↑
-
Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. [Электронный ресурс]. // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86989/ (дата обращения: 05.04.2017). ↑
-
Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 06 марта 1998 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moscow.iom.int/russian/Legisla tion/CIS_IllegalMigration_ru.pdf (дата обращения: 25.03.2017). ↑
-
Алешковский И.А., Ионцев В.А. Указ. соч. С. 83. ↑