Файл: Имущественное налогообложение банков в РФ (Налогообложение в банковской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воздействие государства на банки, в реализуемой смешанной модели, осуществляется различными методами: изменением налоговых ставок, налоговых баз, предоставлением или отменой льгот[8]. (Приложение 1)

Коммерческие банки могут выступать в качестве:

1. самостоятельных налогоплательщиков;

2. налоговых агентов;

3. посредников между государством и налогоплательщиками

Банки являются плательщиками следующих налогов:

Налог на прибыль. С 1 января 2002 года банки исчисляют и уплачивают налог на прибыль согласно главы 25 НК РФ

Налог на добавленную стоимость. Данный вид налога является на сегодняшний день одним из самых противоречивых в профессиональной банковской деятельности. Он регламентируется 21 главной НК РФ, в соответствии с которой в качестве налогооблагаемой базы выступают материальные объекты и услуги, не относящиеся к финансовой сфере. Поэтому в НК РФ предусмотрено освобождение банков от уплаты НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ[9].

Транспортный налог. Кредитная организация обязана уплатить транспортный налог за каждое зарегистрированное транспортное средства, за исключением тех ТС, которые упомянуты в п.2 ст. 358 НК РФ. Банк – налогоплательщик самостоятельно рассчитывает сумму налога и подает налоговую декларацию в соответствии с требованиями НК РФ, как правило, данный налог уплачивает авансовым методом ежеквартально.

Налог на имущество. Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, которым владеет банк.

Земельный налог. Еще одной разновидностью налога, который платит банк, является земельный налог. Данный вид налога уплачивается в случае, когда банк имеет в собственности или арендует здание (помещение).

Налогом облагаются операции коммерческих банков с использованием ценных бумаг.

Особое значение с точки зрения налогового регулирования на деятельность банков оказывает налог на прибыль, т.к. именно данный налог влияет на чистую прибыль полученную банками.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль банком признаются доходы, которые указаны в статьях 249 и 250 НК РФ, а так же учитываются доходы, которые указаны в статье 290 НК РФ, являющиеся характерными именно для банков.

Полученные доходы банками уменьшаются на сумму осуществленных расходов по статьям 254-269 НК РФ, помимо этого, учитываются расходы по статье 291 НК РФ[10].


1.2 Оптимизация системы налогообложения

В современных условиях при налогообложении коммерческие банки сталкиваются со многими трудностями, которые связаны с неразрешенностью и противоречивостью множества положений законодательства о налогах.

Одной из трудностей в настоящий период является вопрос отнесения расходов или доходов банков к расходам или доходам от реализации или внереализационным расходам или доходам, которые относятся или не относятся в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Это обусловлено тем, что в статьях 290 и 291 НК РФ не конкретизируется то, какие доходы для банковских организаций представляют собой доходы от реализации, а какие являются внереализационными[11].

В ходе рассмотрения данной проблемы возникает вопрос, к какому виду для налогообложения прибыли стоит относить расходы и доходы, ведь от этого зависит корректность определения прибыли.

Необходимость перспективного развития налогообложения коммерческих банков Российской Федерации обусловлена современным статусом банков для налоговых правоотношений.

Реформирование налоговой системы в настоящее время продолжается, но все еще остаются нерешенными ряд проблем, связанные с налогообложением банковской деятельности.

В современных экономических условиях приоритетным является построение эффективной и стабильной системы налогообложения банков, направленной на создание благоприятных условий для осуществления деятельности, сохранение данных субъектов экономики в качестве одних из крупнейших налогоплательщиков, обеспечивающих доходность бюджетов разных уровней страны[12].

Одной из самых серьезных проблем при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль является право, коммерческих банков уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений, которые идут в резервы на возможные потери по ссудам. В нестабильных рыночных и экономических условиях, в которых работают кредитные организации, возникает основная масса рисков.

Проведя сравнительную характеристику установленной процентной ставки по налогу на прибыль уплачиваемого Российскими и зарубежными баками можно сделать вывод, что в России зафиксирована минимальная процентная ставка по налогу на прибыль. (Таблица 1 приложение 2)

Проведя ряд мероприятий по оптимизации российской системы налогообложения банковского сектора, государство и кредитные организации придут к гармонии в области налогообложения. Банк будет удовлетворять свои интересы как коммерческая организация, государство будет получать своевременное пополнение бюджета, клиенты смогут уверенно пользоваться услугами банка-лидера на выгодных условиях.


Все это сможет в будущем вывести отечественную экономику на новый уровень, так как коммерческие банки играют немаловажную роль в финансово-экономической политике государства.

Другие виды налогов

Среди других налогов коммерческими банками вносятся в бюджет:

налог на превышение фонда оплаты труда по сравнению с нормируемой величиной. Ставка данного налога равна 35% в первом квартале и 43% (для Москвы) - во втором. Нужно сказать, что налоговые отчисления существенны по этому налогу, так как уровень заработной платы работников банковской сферы намного превышает соответствующий уровень работников других сфер производства и услуг;

налог на дивиденды или на доход от участия в совместных предприятиях. Облагается налогом доход на вложенный капитал в размере 18% у источника выплаты;

налог на пользователей автомобильных дорог. Ставка установлена в размере 0,4% от объема реализации работ и услуг, однако предоставлено право субъектам Федерации осуществлять увеличение ставки;

транспортный налог. Ставка - 1% от фактической оплаты труда;

налог с владельцев автотранспортных средств. Объект налогообложения - мощность двигателя. Ставка дифференцирована;

налог на приобретение транспортных средств. Облагается налогом продажная цена без НДС, спец налога (по легковым автомобилям - без акцизов) в размере 20%;

налог для образования пенсионного фонда. Ставка 28% от средств, направляемых на оплату труда;

налог на социальное страхование. Ставка 5,4% от средств, направляемых на оплату труда;

взнос в Государственный фонд занятости. Ставка 2% от средств, направляемых на оплату труда;

обязательное медицинское страхование. Ставка 3,6% от средств, направляемых на оплату труда;

отчисления на нужды образования. Ставка 1% от средств, направляемых на оплату труда;

отчисления на содержание жилищно-культурного фонда. Ставка 1,5% от стоимости работ и услуг;

земельный налог. Ставки устанавливаются местными органами за 1 квадратный метр;

налог на рекламу. Ставка 5% от объема услуг по рекламе без НДС.

Определенной специфики в уплате данных налогов для банков не существует и коммерческие банки являются плательщиками данных налогов наряду со всеми предприятиями и организациями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


ГЛАВА 2 ИМУЩЕСТВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БАНКОВ В РФ

2.1 Особенности налогообложения имущества банков

Важное место в налоговой системе занимает налог на имущество предприятий, который в перспективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу республиканских и краевых налогов Российской Федерации.

Банки и кредитные учреждения являются плательщиками этого налога. Центральный банк Российской Федерации и его учреждения не являются плательщиками налога на имущество.

Для банков и кредитных учреждений, использующих для осуществления основной деятельности привлеченные средства юридических и физических лиц, объектом налогообложения являются собственные основные и оборотные средства, а также финансовые активы, принадлежащие им.

Не облагается налогом имущество вновь созданных банков в течение года после их регистрации. Филиалы имеют право на указанную льготу в пределах года после регистрации головного банка.

Ставки налога на имущество банков определяются законодательными органами республик в составе Российской Федерации, краевыми и областными соответствующими органами. Однако предельный размер налоговой ставки на имущество не может превышать 2% от налогооблагаемой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению банка, в отношении имущества каждого обособленного подразделения банка, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения банка, обособленного подразделения банка, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Коммерческие банки обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.


Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке с соотнесением на операционные и разные расходы.

При исчислении налога учитываются результаты переоценки валютных средств и основных фондов, произведенной согласно соответствующему Указу Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 года №629 и постановления Правительства России от 14 августа 1992 года №595.

Уплата налога производится по квартальным и годовым расчетам нарастающим итогом, в первом случае в пятидневный. во втором в десятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета.

2.2 Налогообложение коммерческих банков налогом на имущество организаций

Для банков проблема налогообложения налогом на имущество организаций недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, и долгосрочных активов, предназначенных для продажи, возникла не сегодня. И методология ее решения сформировалась у Минфина России и ФНС России уже давно. Поэтому введение с 2016 года счетов 619 и 620 в План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях (утв. положением Банка России от 16.07.2012 № 385-П) на эту методологию повлиять было не должно.

Минфин России указывал (и эта позиция была поддержана ВАС РФ): решение вопроса об учете объектов недвижимости в составе основных средств и включении в объект налогообложения по налогу на имущество организаций не должно зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а определяется экономической сущностью объекта (письмо от 06.09.2006 № 03-06-01-02/35 направлено налоговым органам для использования в работе письмом ФНС России от 10.11.2006 № ММ-6-21/1094@, Определение ВАС РФ от 14.02.2008 № 758/08).

Иными словами, облагается не номер счета бухгалтерского учета, а объекты, соответствующие по своей экономической сути нормативному определению основных средств. И это полностью соответствует требованию пункта 3 статьи 3 НК РФ о том, что налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.