Файл: Основы лидерства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Человек живет и действует в составе различных групп и испытывает на себе влияние формальных и неформальных лидеров. В любой человеческой группе, маленькой или большой может сложиться ситуация разделения людей на ведущих и ведомых, на лидеров и последователей. Человек унаследовал от своих предков иерархический характер организации группы, где вершину занимает доминант, а на нижних ступенях последовательно располагаются остальные члены группы. Таким образом, все сообщество четко организовано в пирамиду соподчинения. Иерархическая организация группы подразумевает то, что одни члены группы, (в нашем случае лидер), занимают более высокий статус, а другие более низкий. Это такой авторитетный член группы, который координирует и управляет деятельностью, за которым группа признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях.

Появление лидера - признак самоорганизации группы, ее высокого социально-психологического развития. Без лидера группа не обладает способностью адекватного разрешения различных ситуаций, не получает необходимого удовлетворения своих нужд и разрушается. Поэтому в обществе с конструктивной программой развития появление лидера - совершенно необходимый этап.

Для того, чтобы стать лидером необходимо обладать набором определенных компетенций и личностных качеств. И если компетенции приобретаются в процессе жизненного опыта, то определенные свойства характера, как правило, присутствуют в человеке от рождения. Они и формируют характерное для истинного лидера заметное поведение. Это и есть лидерский потенциал личности. Несомненно, он имеет врожденную природу и обусловлен в большей степени наследственными, генетическими факторами. В дальнейшем, в процессе развития и становления личности в зависимости от различных внешних условий этот потенциал либо благополучно используется, культивируется и совершенствуется, либо оказывается не востребованным и не раскрытым.

Лидеры есть везде, в каждой сфере жизни человека, без них просто было бы сложнее жить, работать, развиваться, побуждать в себе силы и энергию, чувствовать себя важной частью единой целой команды.

В ми­ре есть мно­же­ст­во об­лас­тей, где не­об­хо­ди­мо про­яв­ле­ние лидерства: в по­ли­ти­ке, в пу­те­ше­ст­ви­ях, в ис­сле­до­ва­ни­ях, в се­мье, в спор­те, в кру­гу друзей. И, ко­неч­но же, ли­дер­ст­во не­об­хо­ди­мо при фор­ми­ро­ва­нии и рабо­те ко­манд, осо­бен­но биз­нес-ко­манд. 


Лидер нужен не участникам группы, а самой команде, которая и реализуется как единое целое по причине присутствия в ней лидера.

Не следует забывать разграничивать два типа лидерства: формальное и неформальное. О формальном лидерстве можно говорить тогда, когда сотрудник занимает управленческую позицию и успешно справляется с должностными обязанностями. Неформальное же лидерство – это определенная харизма, умение влиять на людей и убеждать их, способность брать на себя ответственность. Идеальный вариант – совпадение руководящей позиции и качеств неформального лидерства.

1. Теоретические основы лидерства.

1.1. Понятие лидер. Его характерные качества.

В широком смысле лидерство (от англ. lead – вести) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Таким образом, лидер – ведущий или идущий впереди.

Лидер - это человек, который может влиять на поведение других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению конкретных целей и вести за собой команду. Коммуникабельность и аналитический склад ума, самостоятельность и умение работать в команде, амбициозность, стрессоустойчивость и креативность, вот черты прирожденного лидера. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности. Лидер заставляет людей следовать за собой с помощью своей харизмы и силы влияния.

Роль лидера принять на себя удар при столкновении группы с препятствием, угрозой или сложной критической ситуацией, требующей совместных, хорошо координированных между собой действий. Успешность выхода группы из подобной ситуации и выполнения поставленной задачи во многом определяется организаторскими способностями лидера. Ему необходимо уметь:

  • организовать группу;
  • обеспечить понимание ее членами того, какие шаги следует предпринять для достижения цели;
  • мотивировать последователей на решение поставленных задач;
  • контролировать результаты совместной деятельности и др.

Человек, успешно справляющийся с этими функциями, наделяется группой дополнительной властью. Он получает право принимать решения, управлять группой, выносить санкции и поощрения.


Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную победу. Ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед.

Важная черта лидера, это забота в первую очередь о людях и общем деле, а ни в коем случае не о своих интересах. Именно поэтому иногда приходится принимать решения вопреки основному мнению. Такое решение может сильно испортить жизнь и отношение лидера с коллективом, но если это нужно – лидер пойдет на это. Люди все осознают, могут быть частично или даже полностью не согласны с принятым решением, но все равно будут его выполнять. Лидер должен пользоваться высоким доверием среди людей, и если он что-то говорит – ему должны верить. Его авторитет – вот его сила убеждения.

Группа формулирует социальные требования, наиболее полно отвечающий которым и становится лидером. Принято различать несколько типов классификаций лидеров:

  • по содержанию деятельности

- лидер-вдохновитель

- лидер-исполнитель;

  • по характеру деятельности

- универсальный лидер

- ситуативный лидер;

  • по направленности деятельности

- эмоциональный лидер

- деловой лидер и т. д.

Вне зависимости от типа, лидеры выполняют очень важную функцию. Они выражают интересы общества, внятно формулируют пути их реализации, причем способны предложить для этого конкретную программу. Она ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества.

1.2. Формальный и неформальный лидеры.

Общие и отличительные черты.

Формальный лидер – это тот человек, который занимает довольно важную должность и в круг его обязанностей входит контроль над работой других сотрудников. Такой лидер является формальным, так его выбор осуществляют не участники самого коллектива, а люди, которые имеют непосредственно отношение к делу, но не входят в число людей, которые работают под началом лидера. Другими слова формальный лидер – это руководитель команды.

Неформальный лидер – это человек, который готов организовать любое событие в коллективе. Он привлекает большинство участников и является ключевым участником при любых событиях. Многие люди с удовольствием прислушиваются к мнению неформального лидера и привыкли доверять ему все обязанности по организации того или иного действия.


Главными объединяющими качествами, которыми обладает как формальный, так и неформальный лидер является то, что они способны организовать работу других участников группы (коллектива), пользуются особым расположением и могут рассчитывать на благосклонность со стороны других людей.

Главными отличительными чертами является все же то, что формальный лидер занимает более высокую должность, чем неформальный и соответственно имеет больше полномочий, но при этом может не пользоваться расположением других участников группы. Неформальный лидер – это в первую очередь позитивный человек, который может не только склонить других людей к своему мнению, но и носит довольно позитивный образ человека, который всегда может развеселить и создать в коллективе хорошее настроение. Формальный лидер в свою очередь отвечает за то, чтобы весь объем работы был выполнен в полном объеме и точно в срок.

Идеально, когда неформальный лидер и формальный (руководитель) - это одно и то же лицо, но такое встречается редко, и чаще между формальным и неформальным лидером наблюдаются противоречия, доходящие до конфликтов. Исследования показали, что наибольших успехов в деятельности достигает коллектив, где существуют формальное и неформальное лидерство.

1.3. Отличия лидера от руководителя.

На первый взгляд лидер и руководитель — одно и то же, но на самом деле разница огромна.

С талантом лидера надо родиться. Руководителем же, напротив, может стать каждый, кто имеет мотивацию и сильную внутреннюю дисциплину. Есть масса программ, которые учат лидерству, но на выходе человек получает лишь некоторые навыки управления людьми. Потому что очень велика роль внутреннего стрежня и личных качеств, которые сложно форматировать тренингами.

Если сравнить ключевые качества лидера и руководителя, на первый взгляд кажется, что они одинаковы, просто названы разными словами. Но если вдуматься, разница огромна — такая же, как между руководителем и лидером.

1. Способность рисковать. Лидер умеет работать с рисками и не отказывается от идеи из-за неопределенностей. Например, перед лидером стоит вопрос: запустить новое производство или ограничиться контрактным производством. Лидер грамотно оцифрует все риски или хотя бы те, которые можно просчитать, и докажет, что компания в случае запуска производства получит возможность стать лидером рынка. Руководитель проанализирует ситуацию и обязательно организует принятие решения, собрав совет директоров для этого случая.


2. Самоирония, чувство юмора. Это своего рода проявление эмоционального интеллекта. Легко шутить над окружающими. Но совсем немногие умеют посмотреть на себя со стороны, еще меньше — признать свои ошибки прилюдно, и только единицы — сделать это в позитивной манере, не посыпая при этом голову пеплом. К примеру, если проигран тендер, руководитель, как правило, собирает своих подчиненных, чтобы указать на их ошибки, при этом может пошутить по поводу чужих недоработок. Лидер же в ироничной форме проанализирует те ошибки, которые он сам допустил, а когда дойдет время до разбора полетов команды, у сотрудников уже не будет страха и напряжения. Без самоиронии вообще сложно управлять людьми, а тем более и мотивировать. Потому что личный пример по-прежнему производит неизгладимое впечатление на команду. Руководителю же будет достаточно чувства юмора для разрядки сложных конфликтных ситуаций.

3. Умение общаться с командой. Дело здесь не в ораторских способностях, а в умении вкладывать энергию в свои слова. Для лидера способность «энергизировать» людей и пространство необходима как воздух, а вот руководителю нужно уметь общаться: слушать и правильно слышать, грамотно презентовать свои идеи.

4. Умение управлять сложными проектами/умение делегировать

Лидер сам должен уметь управлять сложными проектами. При управлении проектом есть возможность выступить в роли дополнительного члена команды, который сам ведет проект, делясь при этом своей экспертизой с командой. Руководитель, как правило, должен уметь грамотно распределить роли сотрудников в проекте и спокойно делегировать задачи. Например, нужно подобрать большое количество персонала для новой компании. Лидер на начальном этапе грамотно выстроит коммуникацию на всех уровнях проекта, которая станет залогом успеха. Руководитель же соберет отдел персонала и распределит роли и зоны ответственности, что не гарантирует необходимого вовлечения линейных менеджеров на старте проекта.

5. Умение работать в матрице.

Еще одна способность лидера — умение работать в матричной структуре, которая сейчас доминирует в крупных и средних компаниях. В основном привыкли работать в структурах с вертикальным подчинением: руководитель управляет своими прямыми подчиненными. Матричная структура подразумевает совместную работу по функциям или проектам. То есть кроме прямого руководителя появляется еще и матричный, с которым нужно работать в рамках проекта или функции. Что сделает сначала лидер: потратит время, чтобы понять мотивацию участников проекта, и постарается вовлечь их в проект по-настоящему, а не формально. Обычный руководитель напишет формальное письмо с приглашением на общий звонок, где будет анонсирован план проекта.