Файл: Особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций (Система налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

До наступления фазы подъема в экономике налоговое бремя должно быть щадящим.

При переходе в фазу экономического роста увеличение налогового бремени возможно только в целью сдерживания ее чрезмерного роста и обеспечения сбалансированного развития.

При переходе экономики в фазу полной занятости основными мерами государственного регулирования выступают снижение государственных расходов и в целом роли государства в регулировании экономики [10].

Помимо фискальной и регулирующей функции налогообложения многие экономисты и финансисты выделяют также распределительную и контрольную функции.

Распределительная или социальная функция предполагает перераспределение общественных доходов между слоями населения государства в целях обеспечения равномерного распределения жизненно важных средств. Примером реализации данной функции являются акцизы на предметы роскоши и прогрессивное налогообложение.

Контрольная функция призвана оценить эффективность налогового механизма и обеспечить контроль за финансово-хозяйственной деятельностью населения и хозяйствующих субъектов, источниками доходов и расходами[11].

Результаты реализации контрольной функции налогообложения выступают основой изменений в налоговую систему страны и ее бюджетную политику.

Следует отметить, что Т.Ф. Юткина, считает, что нет аргументов для выделения контрольной и распределительной функций как относительно обособленных. Согласно ей, налоговая система выполняет только две противодействующие функции - фискальную и регулирующую.

Так регулирующая функция налоговой системы уравновешивает фискальное свойство налогообложения, обеспечивает сбалансированность «бизнеса» и «бюджета» и паритетное существование личных, государственных экономических интересов и экономических интересов субъектов хозяйствования. Т.Ф. Юткина полагает, что контрольная и распределительная функции являются составляющими регулирующей функции [12].

Научные исследования и законодательные инициативы в налоговой сфере преследуют цель установить такой объем налоговых изъятий, который бы сгладил противоречия между фискальной и регулирующей функциями налогообложения. Но определить этот оптимальный объем – весьма сложная задача, поскольку интересы участников налоговых действий – бюджет и предпринимательство – имеют диаметрально противоположные интересы.


При установлении налога необходимо четко понимать, кто будет его субъектом, поскольку имеет место явление переложения налогового бремени, которое связано со специфическим свойством налогообложения - налоговой диффузией или распределение налогового бремени, под которым понимается раскладка элементов структуры налогового потенциала по плательщикам, отраслям, территориям и источникам уплаты налогов.

Степень переложения налогового бремени на конечного потребителя зависит, от соотношения прямых и косвенных налогов в налоговой системе. Так косвенные налоги, являющиеся прямыми надбавками к ценам, являются перелагаемыми. Именно они выполняют фискальную функцию, роль экономического регулятора доходов хозяйствующих субъектов и населения возложена на прямые налоги [13].

Оптимума налогообложения согласно Парето можно достичь тогда, когда пределы использования регрессивных косвенных налогов в обществе будут ограничены рамками оптимального прогрессивного прямого налогообложения.

Таким образом, налоговая система представляет собой основанное на определенных принципах целостное единство законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, налоговых администраций и налогоплательщиков. Под налогообложением понимают закрепленную в законодательном порядке процедуру установления, взимания и уплаты налогов и сборов, в том числе определение их видов, ставок и порядка их уплаты различными субъектами.

Налоговая система должна строится на принципах справедливости, соразмерности, экономичности, законности налогов, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, равномерности налогообложения, обязательности всех элементов налога в налоговом законе, принципах эластичности и стабильности налоговой системы.

При построении эффективной налоговой системы необходимо найти оптимальное сочетание фискальных методов с методами стимулирования предпринимательской деятельности и расширения налоговой базы в соответствии с существующей экономической ситуацией в стране.

1.2 Понятие и экономическая сущность налоговой нагрузки предприятия

Налоговая нагрузка имеет два 2 значения:

- степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;


- обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину[14].

Первое из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа.

Налоговую нагрузку определяют, как долю суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющую оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

- для государства в целом или по его регионам;

- по отраслям хозяйства страны или регионов;

- по группе сходных предприятий;

- по отдельным хозяйствующим субъектам;

- на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться:

- выручка (с НДС или без него);

- доходы;

- источник уплаты налога (прибыль или затраты);

- вновь созданная стоимость;

- ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Налоговая нагрузка в конечном итоге непосредственно реализуется в форме налогового потенциала и наоборот, взаимосвязь этих двух экономических явлений очевидна.

Следует отметить, что проблема определения сущности налогового потенциала в последнее десятилетие систематически освещается в научной и учебной литературе. Термин «налоговый потенциал» находит широкое использование в научно-исследовательских работах, публикациях прикладного характера и нормативно-методических документах. При этом однозначной трактовки данного понятия в современной зарубежной и отечественной науке и практике нет[15].

В словосочетании «налоговый потенциал» ключевое понятие «налог» является научной категорией и означает «обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований», «потенциал» означает «степень мощности в каком-либо отношении, совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-либо…»[16].

Налоговый потенциал определяет бюджетные возможности государства, являясь функциональной производной от экономического потенциала. Воспроизводственные экономические и финансовые процессы закладывают фундамент налогового потенциала, определяют его теоретический смысл и формы практического использования[17].


М. Р. Дзагоевой считает, что наиболее существенными в качественном аспекте характеристиками налогового потенциала являются следующие:

- экономический потенциал следует определить в качестве главного фактора налогового потенциала;

- формирование налогового потенциала переходит в процесс реализации экономического потенциала хозяйственной территории;

- мера налогового потенциала определяет ресурсы воспроизводства собственности, экономического потенциала в целом, а значит, и меру налогового потенциала последующих периодов[18].

Существование функциональной связи между налоговым потенциалом и экономическим и финансовыми потенциалами позволяет утверждать, что «налоговый потенциал» можно рассматривать как разновидность экономической категории[19].

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу.

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

- анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе - для госструктур, отвечающих за экономические вопросы в государстве;

- планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам;

- анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

Совокупная налоговая нагрузка - это отношение суммы всех начисленных налогов к выручке.

Налоговую нагрузку по налогу на прибыль можно определить следующим образом:

ННп = Нп / (Др + Двн), (1)

где ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате;

Др — доход от реализации;

Двн — внереализационный доход.

Налоговая нагрузка по НДС может определяться следующим образом:

ННндс = Нндс / НБрф, (2)

где ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база по НДС.

Для плательщиков по упрощенной системе налогообложения:

ННусн = Нусн / Дусн, (3)

где ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — налог при упрощенной системе налогообложения, начисленный к уплате по декларации;


Дусн — доход по УСН-декларации.

Для плательщиков, использующих общий режим налогообложения:

ННосно = (Нндс + Нп) / В, (4)

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Налоговую нагрузку можно рассчитать и по методике Е.А. Кировой, согласно которой:

- налоговая нагрузка определяется суммой начисленных платежей;

- в сумму налогов не включается подоходный налог, поскольку сама организация его не уплачивает, а только перечисляет платежи;

- косвенные налоги включается в состав налоговых платежей;

- налоговая нагрузка определяется как отношение суммы налогов к вновь созданной стоимости.

При этом Е.А. Кирова выделяет абсолютную налоговую нагрузку, по которой предлагает понимать сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды уплаченных организацией и недоимки по платежам.

Абсолютная налоговая нагрузка не позволяет определить тяжесть налогового бремени, для этого необходим относительный показатель налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к сумме затрат на оплату труда, налоговых платежей, платежей во внебюджетные фонды и прибыли организации, выраженное в процентах.

Основными преимуществами данной методики является то, что в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией в независимости от размера организации и специфики ее деятельности[20].

М. И. Литвин предлагает при расчете налоговой нагрузки в сумму налоговых платежей включать все уплачиваемые организацией налоги в том числе и подоходный налог и соотносить их с общей суммой источников средств для уплаты налогов, который может быть определен как разница между выручкой и материальными затратами либо как сумма затрат на оплату труда, налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, прибыли и амортизации.

Методика М. И. Литвина позволяет установить удельный вес налогов в выручке организации, прибыли и заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции[21].

Согласно методике Т.К. Островенко показатели, характеризующие налоговую нагрузку субъекта хозяйствования делятся на обобщающие: