Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (основы налога на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что налог на добавленную стоимость признан основным федеральным налогом. Налогу на добавленную стоимость отводят важную роль в косвенном налогообложении. Доходная часть бюджета нашего государства формируется из значительных поступлений налога на добавленную стоимость. Его относят к важному регулятору перераспределения общественных благ. Благодаря его применению осуществляется перераспределение налогового бремени, что позволяет соблюдать экономическое и юридическое равенство налогоплательщиков в современных кризисных условиях.

Целью курсовой работы является изучение порядка ведения налогового учета, порядок исчисления сумм налога на добавленную стоимость, формирование налоговой отчетности, разработка мероприятий налогового планирования.

Задачами курсовой работы являются:

- изучение нормативного регулирования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации;

- рассмотрение теоретических основ налога на добавленную стоимость;

- рассмотрение краткой характеристики организации ООО «Приборы учета»;

- рассмотрение организации бухгалтерского и налогового учета в ООО «Приборы учета»;

- проведение анализа динамики и структуры налоговых обязательств организации;

- разработка мероприятий налогового планирования;

- проанализировать действующие программы корпоративной социальной ответственности в организации

Объектом исследования является ООО «Приборы учета».

Основной вид деятельности в ООО «Приборы учета» - оптовая торговля прочими машинами, приборами, оборудованием общепромышленного и специального назначения (Код ОКВЭД 51.65.6).

Дополнительными видами деятельности в ООО «Приборы учета» являются оказание сопутствующих услуг

Предметом исследования данной курсовой работы является экономические отношения, которые возникают между государством и хозяйствующими субъектами по вопросам налогообложения их добавленной стоимости.

В процессе выполнения курсовой работы были использованы законодательные, нормативные, методические материалы, учебные пособия, данные текущего учета, бухгалтерской и налоговой отчетности организации.

Глава 1 Теоретические основы налога на добавленную стоимость


1.1 История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость.

Наиболее широко распространенным налогом на товары и услуги в налоговых системах современных государств является налог на добавленную стоимость, далее НДС. НДС является косвенным налогом, который взимается в процентах к облагаемому обороту товаров (работ, услуг). Он также влияет на процессы ценообразования и структуру потребления. При движении товара в процессе производства и реализации, НДС перекладывается между промежуточными звеньями посредством реализационных цен до завершающей стадии потребления.

Франция является первым государством, откуда берет начало формирование налога на добавленную стоимость. Основой для формирования налога на добавленную стоимость послужил порядок взимания и применения налога с оборота. Весь процесс формирования НДС разделяют на три этапа:

1. В 1937 г. отказ от налога с оборота, тем самым был осуществлен переход к налогу на производство.

2. В 1948 г. ввели систему раздельных платежей. Согласно с этой системой, каждому производителю необходимо было платить налог с общей суммы продаж. Предварительно из общей суммы продаж вычиталась сумма налога, которая входила в стоимость ранее приобретенных им товаров, с разницей в один месяц.

3. В 1958 г. отмена единого налога на производство, принятие налога на добавленную стоимость.

Впервые НДС теоретически обоснован в 1954 г. французским экономистом Мишелем Лоре, который. описал схему его действия [18]. М. Лоре обосновал, что при применении НДС устраняется каскадный эффект 12 налога с оборота. Некоторое время НДС применялся в экспериментальном варианте. А с конца 1960-х гг. распространение НДС приняло масштабный характер. Этому способствовало принятие директив Европейского Экономического Сообщества, далее ЕЭС. Согласно этим директивам НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран – членов ЕЭС и устанавливались сроки его введения – до 1972 г [24].

Для стран, которые хотели вступить в ЕЭС, необходимым условием являлось наличие действующей системы НДС. Фундаментальные преимущества НДС способствовали его широкому распространению: - налогом облагаются расходы конечных потребителей; - наличие широкой базы налогообложения; - в облагаемый оборот не включаются суммы ранее оплаченного плательщиком налога; - регулярность налоговых поступлений и их пропорциональное увеличение в зависимости от изменения уровня цен; - государство получает часть доходов на каждой стадии производственного и распределительного цикла; - конечная сумма НДС, которую получает государство, не зависит от числа промежуточных производителей и продавцов; - применяется «зачетная» схема этого налога по всей цепочке производства и обращения товара, которая создает трудности для уклонения от уплаты налога; - осуществляется косвенное стимулирование процессов накопления и инвестирования (доходы, идущие на эти цели, не облагаются налогом), а также производства экспортной продукции (применяется минимально возможная ставка 0%). Российская Федерация ввела в налоговую практику НДС в 1992 г. Косвенные налоги, а именно НДС и акцизы, заменили такие налоги, как налог с оборота и налог с продаж. НДС и акцизы оказывают существенное влияние на 13 образование доходов бюджета, на ценовые пропорции, финансы предприятий и организаций, на всю экономику страны. В 1990-х гг. начала проводится масштабная экономическая реформа. Она заключалась в переходе к рыночным отношениям, свободным ценам на большую часть товаров, работ и услуг. Начало применения НДС в нашей стране также способствовало экономической реформе. Законом РСФСР от 06.12.1991 N1992-1 «О налоге на добавленную стоимость »первоначально были определены порядок исчисления налога и его уплата. На данный момент НДС регулируется 21 главой Налогового Кодекса Российской Федерации (часть 2). Налог на добавленную стоимость относят к одному из важных налогов. Его механизм исчисления довольно сложный. При исчислении НДС применяется понятие «добавленная стоимость». Налог на добавленную стоимость является формой изъятия в бюджет части стоимости товара, работы или услуги, которая перечисляется в бюджет по мере продажи этих самых товаров, работ или услуг. Это часть стоимости образуется на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг. Надо отметить, что на каждом этапе производства товаров, работ и услуг налог начисляется с той суммы, которую добавили («добавленная стоимость») в процессе доработки продукта или продвижения продукта к покупателю. Двойственность природы НДС выражается в том, что он взимается при заключении каждой сделки и не накапливается в цене товара. Сутью налога на добавленную стоимость является уплата суммы налога производителем или продавцом продукции (товаров, работ или услуг) с той части добавленной стоимости, которую он сам добавляет. Как я отмечала ранее, добавленная стоимость образуется на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг. Производитель или продавец продукции уплачивает НДС на каждом этапе производства продукции или реализации.


При упрощенном порядке расчета НДС, разница между суммой налога, которая получена от покупателя за товары, и суммой налога, уплаченной поставщикам, и есть та часть стоимости товара, работы или услуги, которая перечисляется в бюджет. Сумму налога, которую прибавляют к стоимости продукции, определяют на основе рыночной цены продукции и установленной ставки налога. Продавец продукции может получить компенсацию от государства на сумму налога, которую он выплачивает своим поставщикам. Таким образом, сумма налога перекладывается на конечного потребителя. Получается, что налог на добавленную стоимость платит население, в меньшей степени предприятия и продавцы продукции. Хотя предприятия в ряде случаев и есть конечные потребители продукции, что не позволяет считать НДС нейтральным к предприятиям. НДС увеличивает стоимость продукции, чем затрудняется ее реализация, тем самым сужается рынок сбыта продукции. Отмечу, что у плательщиков НДС есть определенная выгода, которая заключается в увеличении поступающей денежной суммы от покупателей. И зависит она от периода между поступлениями денежных сумм от покупателей и сроком их перечисления в бюджет. То есть, за тот промежуток времени плательщик НДС использует перечисленные суммы в своей финансовой деятельности предприятия. То, что выделяется сумма добавленной стоимости на каждом этапе движения продукции, определяет важные моменты: - составляющие элементы цены товара разграничиваются, производитель старается снизить издержки производства; - государство получает информацию о том, с какой скоростью оборачиваются промышленный и торговые капиталы; - государство получает доходы на каждом этапе движения продукции. Благодаря взиманию НДС, государство решает фискальные задачи. Поступления платежей НДС используются для покрытия дефицита бюджета. При увеличении налоговых ставок по прямым налогам, происходит замедление процесса накопления капитала, снижается деловая активность.

У НДС отмечают фискальную продуктивность. Еѐ связывают с ростом потребления и инфляцией. Доходы бюджета за счет НДС могут быть увеличены при условии увеличения численности населения и росте его жизненного уровня, чем обеспечивается рост потребления продукции и рост расходов на данное потребление. И обратная ситуация возникает при снижении численности населения и его уровня жизни, что приводит в свою очередь к снижению роста потребления продукции и к снижению роста расходов. В условиях экономического подъема, повышаются цены, следовательно, увеличиваются суммы налога, которые поступают в бюджет. Таким образом, государство посредством НДС регулирует потребление продукции. При изменении ставки налога увеличивается или уменьшается цена продукции. Соответственно изменяется структура потребления.


1.2 Взаимодействие субъектов налоговых отношений.

Налог на добавленную стоимость относят к основному косвенному налогу и главному налогу, который формирует доходную часть бюджета. Сумма платежей по налогу на добавленную стоимость в бюджет превышает поступления по другим налогам, даже по налогу на прибыль. При осуществлении производственной или торговой деятельности, между предприятием или организацией и государством возникают гражданско- правовые отношения. Эти отношения регулируются законодательством РФ. Законодательство о налогах и сборах контролирует отношения, связанные с установлением, ведением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации [2].

С помощью взимания налогов, обеспечивается формирование доходов государства. Одновременно осуществляется регулирование экономики страны.

Налоговая система – это инструмент государственного управления обществом. Законодательство по налогам и сборам определяет участников налоговых отношений, согласно ст.9 НК РФ:

- субъекты налога;

- налоговые агенты;

- государственные органы [2].

К субъектам налоговых отношений относят:

1. Федеральную налоговую службу Российской Федерации, ее территориальные подразделения.

2. Государственный таможенный комитет Российской Федерации, его территориальные подразделения.

3. Государственные внебюджетные органы (Счетная палата РФ, Федеральное казначейство).

4. Органы внутренних дел.

5. Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов федерации.

6. Государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие взимание налогов и сборов;

7. Организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами (на них возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов);

8. Налогоплательщики: организации, физические лица-граждане, физические лица и индивидуальные предприниматели, налоговые агенты. Государственные налоговые органы являются единой системой. Они осуществляют контроль по соблюдению налогоплательщиками налогового законодательства, за правильным исчислением налогов и сборов, за порядком их перечисления в бюджет, за соблюдением валютного законодательства.


Налоговые органы взаимодействуют с органами правоохранительной и исполнительной власти, с государственным таможенным комитетом РФ. В компетенцию таможенных органов входит контроль за исполнением налогового и таможенного законодательства в ситуациях, связанных с перемещением продукции через таможенную границу РФ.

Органы исполнительной и правоохранительной власти предупреждают, выявляют и пресекают налоговые правонарушения, преступления. Так обеспечивается экономическая безопасность страны. Согласно Налоговому кодексу РФ, к налоговым органам в РФ относят только Федеральную налоговую службу Российской Федерации и еѐ территориальные подразделения. Федеральная налоговая служба РФ находится в подчинении у Президента и Правительства РФ. Она занимается общим руководством, проводит контроль и координацию деятельности подчиненных ей территориальных налоговых органов. Федеральная налоговая служба наделена правом заниматься разработкой форм расчетов по налогам, форм налоговых деклараций, заявлений на постановку на учет в налоговые органы.

Аналогичными функциями наделены территориальные подразделения Федеральной налоговой службы. Первичным звеном налоговых органов являются государственные налоговые инспекции, создаваемые в районах. Налоговые инспекции на местах ведут реестры налогоплательщиков, контролируют сроки предоставления документов по исчислению налоговых платежей, формируют налоговую отчетность. Данную отчетность предоставляют вышестоящим налоговым органам. Дополнительно налоговые инспекции ежемесячно предоставляют в финансовые органы информацию о суммах налогов и сборов, которые поступили в бюджет.

Налоговый кодекс РФ содержит перечень прав и обязанностей, которыми наделены налоговые и таможенные органы, а также органы внутренних дел. Согласно Налоговому кодексу РФ, физические лица, организации, предприятия могут выступать как в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов, так и в качестве налоговых агентов. В налоговой практике российского законодательства в основе лежит понятие «резидент».

В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ, резидентами РФ считаются физические лица, их еще называют налоговыми резидентами РФ, которые находятся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году [3]. Налоговый кодекс РФ в части первой (глава 3) содержит перечень прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов.

Организации и физические лица, которые согласно налоговому законодательству наделены обязательством уплаты налогов и сборов, определяются как налогоплательщики и плательщики сборов. Исполнение полномочий налогоплательщиков возложено на филиалы и территориальные подразделения налоговых инспекций.