Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета (Основы бухгалтерского и налогового учёта).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Объекты налогового учета – имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода или налоговой базы последующих периодов.
Единицы налогового учета – объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода [14, c. 139].
Показатели налогового учета – перечень характеристик, существенных для объекта налогового учета. В указанном документе предложены основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых, по мнению специалистов МНС России, для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 25 НК РФ.
К способам ведения налогового учета, утверждаемым организацией, относятся:
– методы оценки отдельных видов активов и обязательств организации;
– формы аналитических регистров налогового учета;
– определение налоговой базы и периодичность предоставления отчетности [23, c. 257].
Законодательство, посвященное налоговому учету, постоянно совершенствуется. При этом законодателем предпринимаются усилия, направленные на уменьшение различий между бухгалтерским и налоговым учетом.
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, ЕГО МЕТОДЫ И ЦЕЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Явное отличие бухгалтерского от налогового учета состоит в том, что последний вид считается подвидом первого. При этом под бухгалтерской отчетностью понимается полная и достоверная информация об имущественном положении организации, ее доходах и расходах. Основные методы ведения бухучета:
– документационное сопровождение. Каждую операцию должен подтверждать документ;
– группировка по дебетовым и кредитовым счетам. Двойная запись одной и той же финансово–хозяйственной операции на дебете одного и кредите другого счета;
– инвентаризация. Проверка (сверка) имущества, находящегося на балансе предприятия;
– расчет себестоимости, калькулирование;
– оценка;
– составление бухгалтерского баланса. При заполнении баланса учитывается актив (недвижимость, транспорт, дебиторская задолженность) и пассив (обязательства, собственный капитал). Если баланс заполнен без ошибок, то данные «на итоге» совпадают;
– формирование бухгалтерской отчетности [10, c. 45].
Бухгалтерская отчетность – основополагающий документ, необходимый для наглядности финансово–экономических показателей деятельности предприятия [12, c. 94]. Это «айсберг» управленческого учета на предприятии.
Финансовые данные из бухучета весьма показательны для собственника предприятия и других заинтересованных лиц. Они в полной мере характеризуют доходность предприятия, актуальное состояние имущественной базы, движение обязательств в табличной форме. Отчет, составленный за квартал, год важен для принятия управленческих решений. Он в данном случае интересен:
– собственники предприятия или руководитель единолично;
– инвесторы, желающие вложить финансы в предприятие;
– банковские менеджеры, рассматривающие заявку на кредит.
При ведении налогового учета составляется налоговая декларация. Она представляет собой письменную, заверенную налогоплательщиком информацию. В нее включаются:
– доходы, полученные за отчетный период;
– расходы, произведенные за период отчета;
– налоговые льготы;
– данные, связанные с исчислением налога;
– точная цифра налога, предназначенного для уплаты в бюджет.
Таким образом, налоговый учет нужен для представления данных в инспекцию федеральной налоговой службы. Отчетность составляется в целях исполнения выплат в бюджеты различных уровней. Под термином «налоговый учет» понимаются обобщенные сведения для расчета налога, которым предшествует:
– сбор сведений из первичных документов;
– их анализ в целях налогообложения;
– проверка льгот по налогам в соответствии с НК РФ, определение налоговой базы для точного расчета налога;
– уплата налога в бюджет и одновременная подача деклараций.
Нормативным документом в сфере бухгалтерского учета считается Федеральный закон от 06.12.2011 № 402–ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О бухгалтерском учете». На его основе коммерческие и бюджетные организации составляют документы, ведут бухгалтерскую отчетность. Правила формирования и систематизации сведений описываются в ПБУ (Положениях по бухгалтерскому учету). При формировании отчетности для налоговой инспекции важным документом является Налоговый кодекс, письма ФНС и Министерства Финансов. Определение налогового учета дается в статье 313 НК РФ.
Кардинальная разница между налоговым и бухгалтерским учетом прослеживается по многим факторам. Приведем вам несколько отличий бухгалтерского и налогового учета [9, c. 535].
Цель налогового учета – определить налоговую базу по расчету налога на прибыль (общая система налогообложения), налога на доходы физических лиц, единого налога при УСНО.
Цель бухгалтерского учета – составление точной бухгалтерской отчетности, благодаря которой можно судить о результатах финансово–хозяйственной деятельности предприятия.
Бухгалтерский учет, как и налоговый, осуществляется на основе первичных документов. В нем отражаются все объекты:
– расчеты по обязательствам, возникшие по договорам;
– основные средства и нематериальные активы;
– другие хозяйственные операции [7, c. 220].
Объекты учета в бухгалтерии современного предприятия записываются в документации и в денежном, и в натуральном эквиваленте. Примеры:
– штуки, пары;
– кг, г, тонны;
– рубли, доллары и т. д.
В налоговом учете расчеты реализуются только в денежных единицах. Таким образом, бухгалтерский учет – более обширное понятие, применяемое в деятельности предприятия.
По правилам бухучета все расходные и приходные операции учитываются без исключения. При применении налоговых регистров действуют другие «законы»: некоторые затраты (доходы) не учитываются в полном объеме. Рассмотрим пример.
Организация применяет УСНО. В этом квартале она потратила на консультационные услуги по исследованию рынка услуг 3000 (три тысячи рублей). Данные расходы не признаются затратами в целях налогообложения, а значит завышают размер дохода.
Прибыль подсчитывается как доход минус расход.
Прибыль: поступления от контрагентов – 30 000
Расходы: выплата заработной платы – 20 000
НДФЛ – 2 300
Взносы в фонды – 3 500
Консультационные услуги – 3 000
Расчет дохода для целей бухучета:
30 000 – 20 000 – 2 300 – 3 500 – 3 000 = 1 200
Расчет дохода для целей налогообложения:
30 000 – 20 000 – 2 300 – 3 500 = 4 200
Чем бухгалтерский учет отличается от налогового учета очевидно при сравнении данных налоговой отчетности с бухгалтерией. Некоторые доходы/расходы рассматриваются налоговиками в пределах нормы (предельное значение, величина). Сюда относятся:
– затраты на рекламную компанию;
– услуги нотариусов;
– суммы, полученные по договорам безвозмездно;
– расходы из–за бракованной продукции;
– добровольное медицинское страхование работников предприятия;
– проценты по кредитам;
– суточные командированных лиц;
– компенсационные выплаты при использовании личного транспорта.
В качестве основных средств на предприятии признаются единицы имущества, которые:
– приносят выгоду производству (без них не осуществим производственный цикл);
– используются не менее одного года;
– собственник предприятия не желает перепродавать объект ОС [11, c. 31].
Стоимостной лимит при списании ОС для управленческих целей – 40 тысяч рублей. По другим позициям ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) начисляется амортизация, что приводит к уменьшению первоначальной цены имущества. Начисление амортизации объектов имущества для целей налогообложения организуется по справочнику ОКОФ. Только в расчет берутся объекты, стоимость которых выше 100 тысяч рублей. Процедура выглядит следующим образом:
– бухгалтер определяет срок службы ОС по техническому паспорту объекта;
– находит в справочнике подходящую амортизационную группу;
– исчисляет срок полезного пользования.
Бухгалтерский учет производится только юридическими лицами. У индивидуальных предпринимателей и частных лиц нет обязанности в ведении финансовой отчетности. Между тем, налоговый учет ведут не только собственники предприятия, но и физические лица (например, ИП). В данном случае им важно вовремя отчитаться по налогам, не допустить просрочек, точно рассчитать проценты по доходам (расходам), на которые исчисляется налог. Эта обязанность (право) закреплена за следующими категориями налогоплательщиков:
– физическими лицами, занимающими бизнесом;
– физическими лицами, которые желают получить возврат излишне уплаченного налога в бюджет (за приобретенную квартиру, частично компенсировать расходы на квартиру, лечение, обучение детей);
– фработодателями, выступающими в качестве налоговых агентов и т. д. [24, c. 188].
Когда сравнивают бухгалтерский и налоговый учет, разница становится очевидна даже для непрофессионала. Обе формы ведения финансовой отчетности считаются сбором обобщающих сведений по итогам работы за отчетный период. Но они ведутся по различным правилам в зависимости от системы налогообложения, нормативных актов и изменений в них. Справедливо ли, что данные так различаются? У законодателей были попытки «сгладить» противоречивую информацию, но этот проект не привел к положительному результату. Итогом было бы нарушение прав налогоплательщиков на льготы и преференции.
Налоговые льготы созданы для поддержки предпринимателей и малого бизнеса. А что касается «истинного положения вещей», то реальную картину кредитоспособности, доходности и платежеспособности можно посмотреть из бухгалтерской отчетности. Не зря ее называют управленческой документацией.
Таким образом, у бухгалтерского и налогового учета три основных отличия:
– задачи,
– законы, нормативные документы, которым они подчиняются и
– порядок признания доходов и расходов
Задачей бухгалтерского учета является составление достоверных сведений. Эти сведения также необходимы для предоставления их инвесторам, банкам, органам власти и т.п. Задача же налогового учета – это определение налога на прибыль для дальнейшей уплаты его в бюджет.
Законы, нормативные документы, которым подчиняются бухгалтерский и налоговый учет: Бухгалтерский учет следует вести, основываясь на Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Положения по бухгалтерском учету – это правила ведения бухгалтерского учета. В них описаны правила ведения учета на каждом участке учета и при различных событиях при учете, а налоговый учет на предприятии ведется на основании Налогового Кодекса РФ, Федеральных законов, Писем ФНС и Минфина.
Третье последнее отличие между бухгалтерским и налоговым учетом – это порядок признания доходов и расходов. При налоговом учете учитываются не все приходы и расходы при определении прибыли, с которой нужно заплатить налог. Для предприятий и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, в главах 25 и 26.2 Налогового кодекса РФ перечислены поступления, которые можно считать доходами (ст. 246, 250, 346.15) и расходы, которые можно считать расходами (ст. 254, 346.16).
От выбора тех или иных элементов учетной политики зависит размер получаемых финансовых результатов. Учетная политика предполагает решения о способах ведения бухгалтерского учета, к которым, в частности относятся способы амортизации основных средств, нематериальных активов, способы оценки производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, по¬рядок списания общехозяйственных расходов и др. В результате становится возможным управлять величиной финансовых результатов как текущего, так и будущих периодов, строить определенные модели планирования, анализа и контроля финансовых результатов в целях более эффективного их использования.
С целью оптимизации налоговой учетной политики можно корректировать доходы и расходы текущего периода в декларации [21, c. 312]. Поэтому в налоговую учетную политику на 2018 года при необходимости можно внести изменения, позволяющие не допустить скачков расходов, не «выпасть» в убыток и не привлекать лишнего внимания налоговиков. В учетной политике можно закрепить следующее:
1. Распределение расходов на инвентарь и спецодежду