Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета (Основы бухгалтерского и налогового учёта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С 1 января 2015 года стоимость инструментов, инвентаря, спецодежды и другого неамортизируемого имущества можно списывать в расход не сразу, а постепенно. Частичное списание стоимости материально–производственных запасов позволит вести налоговый учет аналогично порядку, установленному Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды.

Соответственно, разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не возникнет. Это также целесообразно сделать, если финансовые показатели организации близки к убыткам, дабы распределить расходы равномерно между периодами. Поскольку законодатель предусмотрел право, а не обязанность на равномерное списание материально–производственных запасов, этот момент является элементом налоговой учетной политики. И если организация захочет воспользоваться этим методом списания, в нее необходимо внести изменения.

2. Перечень прямых и косвенных расходов

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

– материальные затраты;

– расходы на оплату труда производственного персонала, а также страховые взносы;

– суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым в производственной деятельности;

Этот перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) является открытым и определяется налогоплательщиком в налоговой учетной политике самостоятельно. Применять его следует не менее двух налоговых периодов.

Если надо сократить расходы текущего периода, можно максимум производственных затрат учитывать, как прямые. В этом случае претензий со стороны инспекции быть не должно, а убытки уменьшатся, если есть незавершенное производство или остатки готовой продукции.

Однако, закрепляя в учетной политике состав прямых расходов, важно помнить, что налоговый учет должен быть достоверным. Поэтому необоснованно менять перечень прямых расходов нельзя. При принятии решения нужно оценить, насколько эти расходы влияют на производство, и в первую очередь опираться на отраслевую принадлежность вашей организации.

3 СБЛИЖЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

В современных условиях основой экономического развития рыночных отношений выступает источник жизнедеятельности, важнейший показатель эффективной работы предприятия – это прибыль. За счет прибыли создается финансовая основа для осуществления роста предприятия и удовлетворения потребностей учредителей и работников, как материальных, так и социальных.


Поиск резервов увеличения прибыли и их реализация позволяют предприятию удержаться на плаву в современных условиях конкурентной борьбы. Особую актуальность в этом случае приобретает совершенствование операций, которые формируют финансовые результаты.

В настоящее время учетная политика стала основным инструментом сближения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика на предстоящий год поможет избежать многих налоговых рисков и споров с налоговой инспекцией. Вследствие этого очень важно внимательно проработать все разделы это распорядительного документа.

Учетная политика охватывает сейчас все разделы бухгалтерского учета и многие важные положения налогового законодательства (в первую очередь главы 25 НК РФ).

Учетная политика – выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений и требований, и особенностей ее деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня технологического оснащения учетных работников и др.) [21, c. 314].

Учетная политика организации является важнейшим внутренним документом, определяющим оптимальный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета организации и, как следствие ее платежеспособность и финансовую независимость.

Федеральный закон от 20.04.14 № 81–ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 81–ФЗ), внес поправки, направленные на сближение бухгалтерского учета с налоговым учетом.

В настоящий момент вместо формулировки «суммовая разница» в НК РФ во всех соответствующих статьях используется формулировка «выражена в иностранной валюте», также аналогичным образом не используется понятие суммовой разницы и в главе 21 НК РФ (п. п. 2, 5 ст. 1 Закона № 81–ФЗ). Теперь, как и в бухучете (Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утв. Приказом Минфина России от 27.11.06 № 154н), в НК РФ:

– необходимо указывать только те договоры, цена которых выражена в иностранной валюте. А расчеты по договорам, выраженным в иностранной валюте, могут осуществляться как в рублях, так и в иностранной валюте;

– разницы, которые возникают по договорам, выраженным в иностранной валюте, независимо от валюты расчетов называются курсовыми. Момент возникновения таких разниц теперь может быть не только при завершении расчетов по договорам в условных единицах, но и на конец каждого месяца (аналогично курсовым разницам в бухучете).


Стоимость безвозмездно полученного имущества можно учесть в расходах отчетного года. В порядке, предусмотренном п.8 ч.2 ст. 250 НК РФ, с 2015 года стоимость безвозмездно полученного имущества определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком. Согласно новой редакции п. 2 ст. 254 НК РФ это означает, что подобная стоимость имущества оценивается как его рыночная стоимость, с которой уплачивается налог на прибыль. В текущем году расходы на инвентарь можно списать как и в бухгалтерском учете. Также с 2015 года появилась возможность у налогоплательщиков списывать расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не являющегося амортизируемым, не единовременно в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ), а в течение самостоятельно определенного налогоплательщиком периода с учетом срока использования данного имущества или иных экономически обоснованных показателей. Такое изменение позволяет вести учет указанного имущества аналогично порядку, установленному для спецодежды и инструментов в бухучете (Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. Приказом Минфина России от 26.12.02 № 135н.

Наиболее простой способ сблизить налоговый и бухгалтерский учет – это закрепление в учетной политике одинаковых методов амортизации основных средств. Такой способ подходит для большинства организаций. Однако присутствуют некоторые нюансы. Начисление амортизации в налоговом осуществляется либо линейным, либо нелинейным методом (п. 1 ст. 259 НК РФ). В то время как в бухгалтерском учете таких способов четыре (п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6/01», утв. Приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н):

– линейный;

– способ уменьшаемого остатка;

– способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

– способ списания стоимости пропорционально объему продукции или работ.

Таким образом, для обоих видов учета существует только один общий способ начисления амортизации основных средств – линейный. Для того чтобы избежать расхождений в суммах начисленной амортизации необходимо и в бухгалтерском учете, и в налоговом установить одинаковый срок полезного использования основного средства. Кроме того, необходимо чтобы в обоих учетах совпадала его первоначальная стоимость.


Также сближению бухгалтерского и налогового учета могут содействовать одинаковые методы оценки товаров и материалов. В налоговом учете существуют четыре таких методов: FIFO, LIFO, оценка по стоимости каждой единицы и оценка по средней стоимости (п. 8 ст. 254 НК РФ). В бухучете используются все те же методы, за исключением метода LIFO (п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально–производственных запасов ПБУ 5/01», утвержденные Приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н). Здесь вариантов для того, чтобы установить аналогичные способы учета намного больше (кроме способа LIFO). Отметим, что в отношении разных групп сырья и материалов организация вправе применять разные методы их оценки (письмо Минфина России от 29.11.13 № 03–03–06/1/51819). Это вовсе не противоречит нормам НК РФ. Ведь глава 25 НК РФ не раскрывает содержание методов оценки сырья и материалов. Также для сближения учетов в части списания сырья и материалов необходимо использовать одинаковые принципы формирования цены приобретения товарно–материальных ценностей (ТМЦ). Тут возможны различия: в бухучете организация не включает транспортно–подготовительные расходы в фактическую себестоимость сырья и материалов, в то время как в налоговом учете такие расходы учитываются в покупной стоимости ТМЦ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Для сближения бухгалтерского и налогового учета необходимо отказаться от кассового метода. Один и тот же метод признания доходов и расходов, конечно, поможет сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Существуют два метода – либо кассовый, либо метод начисления. При кассовом методе организация признает доходы в том периоде, в котором получила оплату от покупателей и заказчиков, а расходы отражает только после их фактической оплаты. Применять кассовый метод можно и в налоговом, и в бухгалтерском учете, однако это остается на усмотрение компании, поскольку тут есть ряд ограничений, причем для каждого вида учета они свои. Так, в бухгалтерском учете кассовый метод могут применять лишь субъекты малого предпринимательства (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации ПБУ 9/99», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н и п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации ПБУ 10/99», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н). При этом социально ориентированные некоммерческие организации и эмитенты публично размещаемых ценных бумаг, которые относятся к малым предприятиям, не вправе его использовать.

В налоговом учете кассовый метод могут применять только те компании, выручка от реализации, которых не превышает 1 млн. рублей в среднем за каждый из предыдущих четырех кварталов (п. 1 ст. 273 НК РФ). Этот метод не вправе использовать банки, кредитные потребительские кооперативы и микро–финансовые организации. Соответственно, применять кассовый метод одновременно и в налоговом, и в бухгалтерском учете вправе очень немногие компании.


Таким образом, к способам сближения налогового и бухгалтерского учетов можно отнести: закрепление в учетной политике одинаковых методов амортизации основных средств, одинаковые методы оценки товаров и материалов, отказ от кассового метода (один и тот же метод признания доходов и расходов, конечно, поможет сблизить бухгалтерский и налоговый учет).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Однако выполняемая бухгалтерским учетом функция проведения единой налоговой политики в настоящее время имеет принципиально новое содержание по сравнению с тем, как это устанавливалось при формировании новой российской налоговой системы. Действующим законодательством о налогах и сборах установлена система налогового учета, представляющая собой систему обобщения информации об объектах налогообложения для исчисления налоговой базы на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных.

Явное отличие бухгалтерского от налогового учета состоит в том, что последний вид считается подвидом первого.

У бухгалтерского и налогового учета три основных отличия:

– задачи,

– законы, нормативные документы, которым они подчиняются и

– порядок признания доходов и расходов

Задачей бухгалтерского учета является составление достоверных сведений. Эти сведения также необходимы для предоставления их инвесторам, банкам, органам власти и т.п. Задача же налогового учета – это определение налога на прибыль для дальнейшей уплаты его в бюджет.

Законы, нормативные документы, которым подчиняются бухгалтерский и налоговый учет: Бухгалтерский учет следует вести, основываясь на Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Положения по бухгалтерском учету – это правила ведения бухгалтерского учета. В них описаны правила ведения учета на каждом участке учета и при различных событиях при учете, а налоговый учет на предприятии ведется на основании Налогового Кодекса РФ, Федеральных законов, Писем ФНС и Минфина.