Файл: Понятие и виды наследования (Очередность наследования по закону).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

От имени РФ приобретают и осуществляют права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции. До принятия специального закона остается неясным, какой именно орган должен принять выморочное имущество. Согласно одному из разъяснений Госналогслужбы РФ представителем государства при принятии выморочного имущества выступают налоговые органы, которые проводят работу по учету, оценке и реализации наследственного имущества (разъяснение Госналогслужбы РФ от 14 октября 1998 г. № 02-1-11). Судебная же практика в этом вопросе разноречива.

Так, администрация г. Красноярска обратилась в суд с заявлением к Учреждению юстиции о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на 1/2 доли в праве собственности на квартиру. Обстоятельства дела таковы: 28 июня 2002 г. нотариус выдал инспекции МНС РФ свидетельство о праве на наследство по закону на недвижимое имущество на основании ст. 1151 ГК. По акту приема-передачи от 3 июля 2002 г. инспекция безвозмездно передала со ссылкой на п. 16 Инструкции Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. № 185 администрации г. Красноярска в муниципальную собственность 1/2 доли в праве собственности на квартиру. Иск удовлетворен не был, поскольку, как указано в решении суда, управление и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности, осуществляет Министерство имущественных отношений РФ, а не МНС РФ и его территориальные органы.

Несколько ранее другим судом было вынесено противоположное решение. Комитет по управлению имуществом г. Димитровграда Ульяновской области обратился в суд к департаменту по государственной регистрации прав на недвижимое имущество о признании недействительным распоряжения ответчика от 23 ноября 1999 г. № 54, которым истцу отказано в государственной регистрации права собственности на квартиру, являющуюся выморочным имуществом. Суд, удовлетворяя иск, посчитал, что квартира должна перейти к муниципальному образованию, при этом от имени муниципального образования действует уполномоченный на это орган, в том числе комитет по управлению имуществом, а в свидетельстве о праве на наследство по закону удостоверяется переход права собственности на имущество к муниципальному образованию. Данный спор возник в период действия ГК РСФСР, однако новый закон в этой части не изменился.

Статья 1151 ГК в ч. 3 предусматривает необходимость принятия специального закона о порядке наследования и учета выморочного имущества, а также о порядке передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований, но на сегодняшний день такого акта не существует. Представляется, что в нем должны быть отражены следующие положения.


Прежде всего, надлежит установить срок, по истечении которого имущество считается выморочным. Ранее действовавшая ст. 558 ГК РСФСР гласила, что свидетельство о праве государства на наследство выдается не ранее истечения шести месяцев со дня открытия наследства. Думается, что этот срок слишком короток. Если обратимся к ст. 1154 нового ГК, придем к таким выводам: общий шестимесячный срок для принятия наследства может удлиняться еще до шести месяцев (если право наследования возникает для лица вследствие отказа наследника от наследства или отстранения наследника по основаниям, установленным ст. 1117) или до трех месяцев (для лиц, право наследования, которых возникает только вследствие непринятия наследства другим наследником). В соответствии с этим с полной уверенностью говорить о выморочности наследства допустимо только через год после его открытия. Данный срок и надо закрепить в диспозитивной норме, допустив его сокращение в случаях, когда имеются бесспорные сведения о том, что наследников нет.

Далее, при разработке закона нужно учесть некоторые положения ГК, регулирующие порядок приобретения бесхозяйных вещей в собственность.

В частности, ст. 225 ГК закрепляет правило, согласно которому бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки недвижимой вещи на учет возможно обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Представляется, что порядок постановки на учет бесхозяйной недвижимости можно сохранить и для недвижимых вещей, входящих в наследство, и также возложить на муниципальные органы обязанность по содержанию этого имущества до принятия такового.

Исключением из общего правила о переходе выморочного наследства в собственность РФ (п. 2 ст. 1151) может стать переход бесхозяйной недвижимой вещи в муниципальную собственность (п. 3 ст. 225). Данное положение согласуется с правилами о приобретении права собственности на недвижимую бесхозяйную вещь органами местного самоуправления. Недвижимая бесхозяйная вещь и вещь из состава наследства временно не имеют собственника, неважно, по какой причине. С учетом этого вопрос о судьбе таких вещей должен решаться одинаково.

При подобном подходе жилые помещения будут распределяться в порядке, установленном жилищным законодательством, а нежилые - использоваться по усмотрению органов местного самоуправления. Пропорционально стоимости переданного в муниципальную собственность помещения на органы местного самоуправления должны возлагаться долги наследодателя.


Принятие наследства, обремененного большими долгами, невыгодно для государства, а потому необходимо разработать правовой механизм, позволяющий ему продавать выморочное наследство как единое целое с тем, чтобы приобретатель становился универсальным правопреемником наследодателя и отвечал перед его кредиторами. Например, в выморочное наследство включается убыточное предприятие, а интересам государства не отвечает приобретение его в собственность. Но, возможно, найдется предприниматель, который желает стать собственником имущества и согласен погашать долги, причем в, то, же время продажа выморочного наследства как единого целого, вместе с лежащими на нем обременениями принесет государству реальную прибыль [12, с. 121].

Заключение

Физические лица выступают наиболее распространенной категорией правопреемников, поэтому наследованию с их участием и в действующем законодательстве, и в науке посвящено большое количество норм и исследований. Граждане могут наследовать на основании завещания и по закону. Термин "гражданин" следует толковать расширительно. Это лицо, имеющее устойчивую правовую связь с определенным государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Следовательно, к физическим лицам относятся граждане России и иных государств, апатриды и бипатриды. Иными словами, право на наследство не зависит от гражданства потенциального правопреемника.

Для призвания к наследственному правопреемству физическое лицо должно обладать правоспособностью. Она - неотъемлемое свойство гражданина как потенциального наследника. В отличие от иных категорий субъектов права наследования ею обладают и лица, которые были зачаты при жизни наследодателя и родились после открытия наследства. Значение дееспособности и деликтоспособности проявляется главным образом в возможности непосредственного участия в правоотношениях, поскольку в соответствии с положениями ГК РФ субъектами права наследования выступают несовершеннолетние, ограниченно дееспособные, недееспособные, а также находящиеся под арестом и осужденные к реальному отбыванию наказаний, связанных с изоляцией от общества.

На протяжении всей истории развития отечественного наследственного права выделялись два основания наследования граждан - завещание и закон. Однако предпринимались попытки выделить в качестве основания наследования и обязательность доли. Законодательным порядкам ряда других государств известен наследственный договор (Германия, Швейцария, Украина). Согласно действующему ГК РФ закон по отношению к завещанию является специальным основанием правопреемства, так как имеет место тогда, когда и поскольку не изменен завещанием, а также в иных случаях: признание завещания недействительным полностью или в части; завещана только часть имущества гражданина; наследник, указанный в завещании, умер до открытия наследства или отказался от него, признан недостойным правопреемником, а иных наследников нет; имеются лица, наделенные правом на обязательную долю.


Итак, наследниками по завещанию могут быть любые категории граждан (принцип свободы завещания): наследники по закону независимо от очередности их правопреемства; иные граждане, не входящие в круг наследников по закону, независимо от нахождения в живых законных правопреемников. Единственным ограничением свободы завещания выступают правила о наследовании лиц, имеющих право на обязательную долю.

Появление у многих граждан дорогостоящей собственности делает небезразличным для них вопрос о судьбе этого имущества после их смерти, что приводит к увеличению случаев оформления завещаний. Но свобода завещания ограничена правилами об обязательной доле в наследстве. Это направлено на защиту и охрану имущественных прав таких социально незащищенных категорий, как несовершеннолетние или нетрудоспособные наследники и иждивенцы наследодателя. До 1 марта часто наследники по завещанию, не зная законодательства, настаивали, что решение нотариуса ущемляет его права на наследство по завещанию. Теперь же ситуация изменилась. Как и новое законодательство, старый ГК РФ предусматривал два основных вида наследования: по закону и по завещанию. Причем на первое место ставилось именно наследование по закону. На сегодня акценты расставлены с точностью да наоборот. Тем самым закон подчеркивает важность составления завещания, и возможность завещателю распределить свое имущество, так как он сочтет нужным. Хотелось бы надеяться на то, что те возможности, которые предоставил законодатель для наследодателей, не останутся нереализованными. Но позитивные предложения, заложенные в новом наследственном законодательстве, не исполняются или же исполняются не в полной мере теми субъектами, на которые законом возложена такая обязанность.

Новое наследственное право России, на мой взгляд, в недостаточной мере отвечает идеям охраны интересов семьи и справедливого частного обеспечения определенных лиц за счет наследственного имущества. Так, считаю актуальной проблему расширения по социальным признакам круга обязательных наследников и круга скользящей очереди наследников по закону.

Институт обязательной доли, воплощающий в силу закона идеи справедливого материального обеспечения социально слабых наследников, корректирует завещательное наследование, субъективная справедливость которого задана самим завещателем. Однако в круг обязательных наследников следовало включить нетрудоспособных и несовершеннолетних внуков (правнуков) завещателя в случае, если бы они были призваны к законному наследованию по праву представления. Таким лицам, как правило, необходима семейная материальная поддержка, одним из видов которой может быть признана доля в наследстве прародителя.


Для беспрепятственного осуществления права на обязательную долю в наследстве необходимо внесение изменений в действующее законодательство. Устранение противоречий и пробелов является реальной гарантией получения обязательной доли в наследстве, нотариус без труда сможет выдать свидетельство о праве на наследство на обязательную долю, и у судов также будет меньше проблем для разрешения споров о данном праве.

Кроме того, из круга обязательных наследников и наследников по закону скользящей очереди новое наследственное право исключило тех нетрудоспособных лиц, находившихся на иждивении наследодателя не менее одного года до его смерти, которые, не будучи родственниками наследодателя, не проживали совместно с ним. Такое законодательное решение вопроса о праве на наследство нетрудоспособных иждивенцев наследодателя нельзя признать социально оправданным и обоснованным с учетом экономических, семейно-имущественных и структурно-социологических реалий современности, сложившихся в России и за ее пределами.

Список использованных источников

1

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с изм. 30.12.2008 г. // Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2

О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ // Российская газета, № 2845 от 28.11.2001 г.

3

О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 02.10.2012 г. N 166-ФЗ //Российская газета, № 5903, 05.10.2012

6

Беспалов, Ю.Ф. Наследственное право. – М.: «Юнити», 2010. – 127с.

7

Борякова, С.А. Наследственное право.– М.: «Современный гуманитарный университет (СГУ)», 2011. – 453с.

8

Бунич, Г.А. Наследственное право. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 140 с.

9

Власов, Ю.Н. Наследственное право. – М.: Омега-Л, 2015. – 242 с.

10

Голышева, В.Г. Наследственное право. – М.: «Юнити», 2014. – 128с.

11

Грудцына, Л.Ю. Справочник наследника. – М.: Юстицинформ, 2015. – 452 с.

12

Гущин, В.В. Наследственное право. - М.: «Мгиу», 2015. – 220с.

13

Данилов, Е.П. Наследование: Консультации. Образцы документов. Судебные споры. – М.: Юрайт, 2015. – 239 с.

14

Зайцева, Т.И. Наследственное право: Комментарий законодательства и практика его применения Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников. – М.: Статут, 2015. – 528 с.

15

Казанцева, А.Е. Наследственное право. – М.: «Норма», 2009. – 352с.

16

Калинин, В.В. Наследственное право. – М.: «Инфра-м», 2015. – 180с.

17

Канн, С.Ю. Правоведение. Наследственное право. – М.: «Рагс», 2015. – 60с.

18

Смоленский, М.Б. Наследственное право. – М.: «Феникс», 2015. – 121с.

19

Спектор, А.А. Наследственное право России. – М.: «Юркомпани», 2015. – 256с.

20

Хамицаева, Ю.А. Наследственное право. – М.: «Юрайт», 2015. – 147с.

21

О судебной практике по делам о наследовании: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2012 г. N 9 г. Москва // Российская газета, № 5800, 06.06.2012