Файл: Субъекты малого предпринимательства: понятие, роль, виды и особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Субъекты малого предпринимательства и их особенности

Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2015 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702. Их три:

- размер выручки компании — поступления от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не могут превышать 800 млн. руб.;

- численность работников составляет не более 100 человек;

- состав учредителей — доля участия юридических лиц в уставном капитале ограничена.[7]

Первым двум критериям должны удовлетворять и индивидуальные предприниматели, чтобы считаться субъектами малого предпринимательства.

Разберем каждый критерий. Известно, что выручка плательщиков «упрощенного» налога в 2016 году года не может превышать 79,74 млн. руб. в год. И хотя значение лимита по доходам ежегодно индексируется, до 800 млн. руб. ему очень далеко (п. 4 ст. 346.13 НК РФ, приказ Минэкономразвития России от 07.11.2013 № 652). Поэтому по данному критерию проходят все «упрощенцы».

То же самое относится к критерию численности. Дело в том, что «упрощенцы», средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек, не вправе продолжать применять УСН (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Поэтому и по второму показателю все фирмы и бизнесмены на «упрощенке» подходят под определение субъекта малого предпринимательства. Но для компаний есть еще третий показатель — состав учредителей. Он и является решающим при определении, является компания малым предприятием или нет.

Если среди ваших учредителей только физические лица, неважно, российские или иностранные, вы однозначно малое предприятие.

А вот в ситуации, когда среди учредивших вашу фирму есть юрлица либо государственные образования — РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, нужно смотреть долю их участия. Чтобы считаться малой компанией, нужно, чтобы суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в вашем уставном капитале не превышала 25%.

В отношении учредителей — обычных российских юрлиц действует другое ограничение (не применяется оно только для фирм, связанных с интеллектуальной и инновационной деятельностью). Доля участия обычных юрлиц (общая доля, если малым предприятием владеет несколько юрлиц) не должна превышать 49%, только если сами они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Если же учредители-юрлица — сами малые предприятия, то учрежденная ими фирма тоже будет «малышом» даже при доле участия, например, 55%.


Но, стоит напомнить, что по общему правилу у «упрощенцев» не может быть такой ситуации, когда юрлица имеют долю в уставном капитале более чем 25%. Исключением являются те «упрощенцы», что перечислены в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ. Например, те фирмы на УСН, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Но такие «упрощенцы» уже не будут малыми.

Иностранные юрлица также могут владеть долей не более 49% в малой компании, и она все равно будет считаться малой при соблюдении остальных кретериев.[8]

Кроме того, обратим ваше внимание на то, что к организациям не относятся РФ, субъект РФ или муниципальное образование (абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ). Соответственно с их 100-процентным участием легко может быть зарегистрирована фирма, работающая на УСН. Это подтверждают и контролирующие органы (письмо Минфина России от 01.04.2011 № 03-11-06/2/43). Подобная компания также не будет считаться субъектом малого бизнеса.

Действующее законодательство не предусматривает какой-либо отдельный учет либо регистрацию субъектов малого бизнеса. Какими-либо документами статус «малыша» также не подтверждается. Достаточно того, что фирма или коммерсант подпадают под установленные критерии.

Выручку подтвердят налоговые регистры. При УСН это Книга учета. Она утверждена приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н. Также понадобится расчет средней численности работников фирмы. Заметим, что на УСН эти показатели нужно отслеживать постоянно, чтобы не «слететь» со спецрежима. А не только для того, чтобы проверить, относитесь ли вы к малому бизнесу.

Состав учредителей поможет определить решение об учреждении ООО или выписка из Единого госреестра юрлиц (ст. 11 Федерального закона от 08.02.98 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Соответствующая информация у вас может присутствовать и на счетах бухучета. Согласно Инструкции к Плану счетов бухучета аналитический учет по счету 80 «Уставный капитал» организуется таким образом, чтобы, в частности, обеспечивать формирование информации по учредителям организации и стадиям формирования капитала.

К субъектам малого бизнеса относятся коммерческие фирмы (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, а также предприниматели, удовлетворяющие установленным критериям (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2015 № 209ФЗ).[9]

Некоммерческие организации не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением потребительских кооперативов.


В статье 123.2. ГК РФ «Основные положения о потребительском кооперативе» говорится, что потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив". Поэтому, например, гаражные строительные кооперативы при соблюдении остальных критериев относится к малому бизнесу (эти критерии приведены в статье).

Соответственно НКО, которые не отвечают этому требованию, не являются малым бизнесом. Например, ТСЖ к малому бизнесу не относятся.

Вклад малых предприятий в оздоровление экономики явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Однако очевидно, что малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебания рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России деятельность малых предприятий сопряжена с различными проблемами, основной из которых является недостаточная ресурсная база (как материально-техническая, так и финансовая).

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, а малые предприятия не всегда могут предоставить. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия: невозможность получения кредита лишает их способности конкурировать с другими предприятиями.

К числу важных предпосылок для успешного развития малого бизнеса относится создание надлежащей нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях.

Больным вопросом для малого предпринимательства является несовершенство процедур контроля за текущей деятельностью предприятий. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства правительство Российской Федерации разработала программу содействия малым предприятиям, основными направлениями которой являются:

- формирование соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей развитие малого бизнеса, создание льготных условий финансирования, налогообложения, материально-технического обеспечения малых предприятий;


- установление упрошенного порядка регистрации субъектов, лицензирование их деятельности;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- поддержка внешнеэкономической деятельности.

Например, в Томской области уделяют большое внимание поддержке развития малого предпринимательства и принята программа в поддержку малого бизнеса.

На собрании Томской областной Думы принят проект областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2015–2016 годы".

Это уже пятая программа в поддержку малого бизнеса, которая принимается в регионе. Один из первых областных законов – о государственной поддержке малого предпринимательства – был принят в 1997 году. В связи с введением 1 января 2008 года нового федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства данный областной закон предстоит заменить другим, более современным, соответствующим реалиям сегодняшнего дня.

Цель новой программы – обеспечить высокий уровень развития предпринимательства. В числе приоритетных задач – формирование и развитие инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий, устранение барьеров для развития бизнеса, формирование позитивного образа предпринимательской деятельности, изменение структуры малого и среднего бизнеса и т.д.1

Ежегодно на поддержку малых предприятий правительство предусматривает отчисления в размере не менее 5% от годового бюджета. Финансовое обеспечение политики государственной поддержки осуществляет Фонд поддержки малого предпринимательства, созданный в соответствии с Законом " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 г.

Необходимо отметить, что помимо Фонда поддержки существует так же Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого фонда направлена исключительно на оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способствует освоению и внедрению новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий, а также созданию малых наукоемких фирм - инкубаторов бизнеса, инновационных инжиниринговых центров.

Кроме фондов поддержки и содействия в России существуют и другие организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.


Финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства может оказываться в виде кредитов, субсидий и дотаций за счет бюджетных средств, так и в форме предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям. Правительство Москвы, например, намерено дотировать

За последние годы были созданы различные негосударственные структуры по поддержке малого бизнеса: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий "Инносоюз", Общероссийские общественные объединения предпринимателей, Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики и др.

Российское агентство поддержки малого и среднего бизнес создано в 1992 г. в рамках межправительственного соглашения между Россией и Великобританией. Основными задачами агентства являются содействие развитию предпринимательской активности населения, предоставление ему необходимой информации и консультаций. Агентство предлагает широкий спектр услуг: индивидуальное консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной политике; помощь в регистрации предприятия и лицензировании его деятельности, разработка и оформление учредительных документов; нормативно-правовое обслуживание; рекламные и издательские услуги.

Правительство пытается либерализовать налоговую систему, снижая налоговое бремя ради развития производства и привлечения инвестиций. Для этого введен самый низкий в мире единый подоходный налог - 13%, ставка налога на прибыль снижена с 35 до 24%.

Кроме того, подготовлен Комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации[10]

Минэкономразвития Российской Федерации подготовило ряд мер, призванных поощрить создание малого бизнеса и облегчить жизнь малых предприятий, было заявлено главой министерства Эльвирой Набиуллиной 26 мая 2008 года в ходе всероссийского форума "Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития России в XXI веке". "Готовя стратегию до 2020 года, мы понимаем, что решение задачи вхождения к 2020 году в пятерку стран-лидеров невозможно решить без более быстрого развития малого бизнеса. Подготовлен комплекс мер, который включает более 100 мероприятий только на 2008 год. Мы должны перейти от разрешительного порядка открытия нового бизнеса на уведомительный.", - заявила министр.