Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Общая характеристика оперативно-розыскного производства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Органы дознания: задачи, виды, полномочия.

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ

Задачами органов дознания являются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– изобличение виновных;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

– руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

– дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

Органы предварительного следствия: задачи, виды, полномочия.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.


Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконт-роля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме.

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений).

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т. е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и считает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.

В случае, если будет отказано в представлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в представлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность (п. 4 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан представить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в представлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.


В случае признания решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в представлении необходимых сведений заявителю необоснованным судья может обязать указанный орган представить заявителю сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий.

ОРД представляет собой строго подконтрольную деятельность.

ОРД реализуется посредством применения специфических средств и методов, к которым относят оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).

Оперативно-розыскные мероприятия – это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, который состоит из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы.

ОРМ носят разведывательно-поисковый характер.

ОРМ направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

Проведение ОРМ имеет место только в том случае, если иными средствами невозможно обеспечить выполнение поставленных задач.

Согласно ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении ОРД проводятся следующие ОРМ:

1) опрос;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) проверочная закупка;

5) исследование предметов и документов;

6) наблюдение;

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10) прослушивание телефонных переговоров;

11) снятие информации с технических каналов связи;

12) оперативное внедрение;

13) контролируемая поставка;

14) оперативный эксперимент.

При проведении ОРМ используются информационные системы, видео– и аудиозапись, кино-и фотосъемка.

Если ОРМ связаны с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, то они реализуются посредством использования оперативно-технических сил и средств органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД.


    1. Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности и их правовое обоснование.

Принцип — это основа, начало общест­венного явления, в частности отрасли права или вида человеческой дея­тельности. Принципы ОРД — это внутренне присущие ОРД и определяю­щие ее содержание исходные (важнейшие, руководящие) идеи.

Принципы ОРД вырабатываются оперативно-розыскной практикой и формулируются в оперативно-розыскной теории, выражаются, как правило, в нормах оперативно-розыскного законодательства. Принципы ОРД отра­жают политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД.

Принципы ОРД при реализации на практике приобретают значение императивных требований, вполне определенных правил и обязывают опе­ративников и других участников ОРД к соответствующему правомерному поведению или устанавливают определенные запреты. Принципы ОРД реальны, как и сама эта деятельность, существуют вне зависимости от того, нашли ли они отражение в нормах оперативно-розыскного законодательст­ва или нет, хотя, конечно же, нормативное правовое закрепление повышает их роль для оперативно-розыскной практики.

Следует отличать принципы ОРД от принципов оперативно-розыскной политики, оперативно-розыскной науки, оперативно-розыскного права, нормотворчества в области ОРД, смежных видов юриди­чески значимой деятельности.

Система принципов ОРД. С учетом объективного характера принци­пов ОРД их система может быть построена в зависимости от нескольких критериев. Так, выделяют группы принципов в зависимости от степени их конкретизации в тех или иных источниках или широты распространения.

По степени конкретизации различают следующие принципы ОРД:

• определенные законодателем — законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств (ст. 3 ФЗ об ОРД);

• выработанные оперативно-розыскной практикой и обоснованные наукой — вневедомственный (внешний) контроль, гуманизм, опера­тивность, применение конфидентов, соразмерность опера­тивно-розыскного воздействия (реагирования).

Кроме того, в оперативно-розыскной теории называют такие принципы, как внепартийность; всесторонность, полнота и объективность ОРД; связь с уголовным процессом; разделение полномочий и компетенции субъектов ОРД; научность; деполитизация; пла­нирование и прогнозирование; повседневная связь с населением; равенство прав челове­ка и гражданина перед оперативно-розыскным законом и др.


По широте распространения различают принципы ОРД, которые ха­рактерны для:

• всей правоохранительной деятельности — законность, гуманизм, со­блюдение прав человека и гражданина, равенство перед законом, вневедом­ственный (внешний) контроль;

• деятельности по воздействию на преступность — всесторонность, полнота и объективность производства дела; осуществление только упол­номоченными на то лицами; сочетание гласности и негласности; соразмер­ность реагирования;

• профессиональной сыскной деятельности — конспирация, наступа­тельность, сочетание гласных и негласных сил, средств и методов1.

Все принципы ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.

Значение принципов ОРД. Основное их значение можно свести к тому, что в них кратко сформулированы руководящие идеи ОРД, которые дают оперативникам, лицам, оказывающих содействие оперативно- розыскным органам, всем другим гражданам и соответствующим должно­стным лицам представление о том, для чего и каким образом осуществляет­ся ОРД, в каких случаях могут быть ограничены отдельные права человека и гражданина в ОРД и как эта деятельность государства контролируется обществом.

Наряду с этим принципы ОРД предназначены выполнять регулятив­ную функцию. При уяснении в оперативно-розыскной практике тех или иных нормативных предписаний — ФЗ об ОРД, других нормативных правовых актов, включая секретные ведомственные (особенно в случае коллизии или неопределенности отдельных правовых норм), — следует руководствоваться принципами ОРД.

' Принципы, присущие только и исключительно ОРД, до настоящего времени с научной дос­товерностью не определены (например, такой «родной» для ОРД принцип, как конспирация, присущ также контрразведывательной и разведывательной деятельности).

Глава 2. Оперативно-розыскное производство и соблюдение прав граждан.

2.1. Общая характеристика оперативно-розыскного производства.