Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Общая характеристика оперативно-розыскного производства).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика оперативно - розыскной деятельности.
1.1 Понятие, сущность и виды оперативно-розыскной деятельности.
Глава 2. Оперативно-розыскное производство и соблюдение прав граждан.
2.1. Общая характеристика оперативно-розыскного производства.
2.2. Соблюдение прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
2.2. Соблюдение прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Согласно ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т. е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и считает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.
В случае, если будет отказано в представлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в представлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность (п. 4 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан представить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в представлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
В случае признания решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в представлении необходимых сведений заявителю необоснованным судья может обязать указанный орган представить заявителю сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Заключение
Успешная реализация такой концептуальной задачи как обеспечение прав и свобод гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий возможна только лишь благодаря строгому соблюдению международно-правовых актов, Конституции РФ и оперативно-розыскного законодательства. Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы - Содержание работы дополняет научно-правовые основы института оперативно-розыскной деятельности; может быть использовано в дальнейших изысканиях, связанных с разработкой анализируемой проблемы. Практическое значение - Отдельные выводы работы могут учитываться в практической деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Оригинальность/ценность - Проводится анализ действующего законодательства в сфере оперативно-розыскной деятельности. Предназначена для ученых, преподавателей, обучающихся по всем направлениям юридического профиля, а также практических работников оперативных подразделений органов внутренних дел.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // СПС Консультант Плюс.
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СПС Консультант Плюс.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008) // СПС Консультант Плюс.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 г. (ред. от 25.11.2008) // СПС Консультант Плюс.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. (ред. от 30.06.2008) // СПС Консультант Плюс.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. (ред. от 02.12.2008) // СПС Консультант Плюс.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. (ред. от 03.12.2008) // СПС Консультант Плюс.
8. Закон РФ от 18.04.1991 г. (ред. от 02.10.2007) «О милиции» // СПС Консультант Плюс.
9. Федеральный закон от 17.01.1992 г. (ред. от 24.07.2007) «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
10. Федеральный закон от 12.08.1995 г. (ред. от 29.04.2008) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС Консультант Плюс.
11. Федеральный закон от 17.07.1999 г. (ред. от 14.07.2008) «О почтовой связи» // СПС Консультант Плюс.
12. Приказ Генпрокуратуры РФ от 21.12.2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (вместе с «Инструкцией о порядке формирования отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оператино-розыскной деятельности (ОРД)», «Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности») // СПС Консультант Плюс.