Файл: Общая характеристика основных современных правовых семей (Романо-германская правовая семья).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

До Х века, когда мусульманская правовая система окончательно оформилась, существенное влияние на развитие мусульманского права оказали мусульманские судьи-кади и исламские правоведы[3]. Их место в развитие и формирование мусульманской системы права была столь значимым и необходимым, что стало можно определять мусульманское право, как право юристов. В данный период начинают появляться главные толки (ветви) ислама, начинается восполнение правовые проблемы, основываясь на толкования Корана, зарождается множество новых предписаний. В X в. мусульманское правоведение заканчивает складываться как обособленный и самостоятельный предмет, который относится к классу религиозных наук. Предмет исламского правоведения включает в себя изучение две основные категорий норм:

1) ибадат - принципы, которые показывают отношения между мусульманином и Аллахом (это нормы культа и выполнение своих религиозных обязанностей)[4];

2) муамалят - каноны, которые регулируют общественные отношения между людьми, подданными и государством. Также эти нормы определяли отношения с другими религиозными конфессиями и различными странами. Развития мусульманского права в суннитской общине привело к созданию 4 мазхабов – школ суннитского законодательства[5].

Основным отличием мусульманского права от других правовых систем, является то, что мусульманское право это не самостоятельная отрасль науки. Оно является лишь одна из сторон исламской религии. Само содержание мусульманского права — это правила поведения верующих и нормы наказания из Ислама, которые чаще всего бывают религиозного толка.

Со своей изначальной поры, Ислам регулировал и создавал не только религиозные ритуалы, но и такие социальные институты как, формы собственности, философии, особенности права, этики, политического устройства, социальной психологии и морали, хотя на первом месте всегда стояла и стоит духовная сторона.

В мусульманское системе социально-нормативного регулирования все нормы очень сильны, взаимосвязаны, каждая из них дополняет друг друга. На практике юридические нормы мусульманского права от религиозных регуляторов. Широкое же понимание мусульманского права вызывает вопрос о его существовании как юридического феномена. Также следует заметить, что при проведении анализа соотношения между правовыми нормами и религиозными, говорит о том, что в мусульманской системе социально-нормативного регулирования, самостоятельно существует элемент – мусульманское право в так сказать узком, юридическом смысле.


Как пишет в своих трудах Алексеев С.С, к XIII в. мусульманское право престает быть целостным явлением и становится правом полидоктринальным, разделенным на различные ветви. Мусульмане были обязаны придерживаться определенной школы права. Данный обязанность контролировалась государством и его правовой политикой. Из-за этого национальное мусульманское право стало разделенным и раздробленным по разным государствам, получило так называемую территориальную «прописку». Это было похоже на романно-германскую правовую систему периода кодификации, мусульманское право стало правом национальным. Последующая эволюция мусульманского правового учения действовало в направление постепенного устранения внутренней несогласованности, противоречия которое существовало в рамках той или иной ветви. Еще одним этапом в развитие мусульманской правовой системы было создание общих принципов и положений, единых для всех мусульманских школ право. Данные нормы и принципы придали мусульманскому праву логическую стройность и целостность, что значительно повысило его регулятивный потенциал. Позволило осуществлять регуляцию больших количество взаимоотношений между мусульманами, в общем, и сторонниками различных мусульманских правовых школ в частности.

Говоря о мусульманском праве, следует упомянуть о структуре права. У структуры мусульманского права есть ряд особенностей, вытекающих из его основ. Оно не разделяется на частное и общее право, как в романо-германской системы, или на право справедливости и общее право, как в англосаксонской правовой семьи. В мусульманской правовой семье существуют другие принципы взаимодействия, связи норм, их структурного объединения. Из-за этого можно выделить правовые комплексы норм, которые соответствуют основным мусульманским толкам - суннитскими (шафиитскими, ханбалитскими, маликитскими, ханифитскими) и несуннитскими (шиитским, зейдутским, абадитским, вахбитским,). Каждый толк создает вокруг себя определенный комплекс норм, принятый в полном соответствии с избранными религиозными постулатами. Однако здесь также сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, мы можем указать на существования отрасли «право личного статуса», которая регулирует семейные, наследственные и некоторых других отношений; уголовное право, которое базируется на принципе разделения твердо установленных наказаний (худуд, кисас) и дискреционных наказаний (тазир). Дискреционные преступления(тазир) это те преступления за которые в мусульманском праве отсутствует четко выраженное и единственное наказание «хадд», или «каффара». В категорию тазир могут входить преступления различных степеней опасности, начиная от мелких правонарушений заканчивая опасными преступлениями. Если говорить о содержание, то преступления тазир посягают на права индивида. В определенном смысле данная категория является «остаточной», т.е. объемлет весь тот круг преступлений, которые нельзя отнести к таким категориям как худдуд или кисас. В современном же мусульманском уголовном законодательстве, которое действует в мусульманских странах, преступления тазир в основном кодифицированы[6].


Наказания категории «хадд» или «худуд», точно определенные Кораном и сунной, применяемые за совершение преступлений, посягающих на права и волю Аллаха и, тем самым, представляющие наибольшую общественную опасность[7].

Кисас это фиксированное наказания, что буквально означает «воздаяние равным», именно такие виды наказания тоже четко фиксированы в уголовном праве[8]. Все поступки в мусульманском праве делятся на такие пять основных категорий как: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. Данная классификация базируется на соответствующих религиозно - нравственных оценках тех или иных актов поведения мусульман. Нормы мусульманского права можно квалифицировать как нормы-принципы, которые сформулированы в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, которые возникли, эмпирическим путем (таковы, например, нормы Сунны).

Основным источником мусульманского права является Коран - священная книга для каждого мусульманина. Юридическая важность Корана показана в нем самом в словах: "И так Мы ниспослали его как арабский судебник"[9]. Внешне Коран выглядит как книга собрания стихов, которая состоит из 114 сур (глав), в которых находится порядка 4 тысяч коротких стихотворных фрагментов (аятов), с отсутствующим общим началом. Данный тексты — это проповеди и речи Мухаммеда, которые он давал для разных обстоятельств. Впоследствии они были собраны и объединены в единый монументальный труд. Исследователи, которые занимаются изучением к изучению Корана, отмечают противоречия в некоторых входящих в его состав аятах. Однако, следует отметить, что никакого противоречия нет. Поскольку законы шариата вводились постепенно, при жизни Посланника Мухаммада была необходимость в полной или частичной отмене одних правовых норм в пользу других. Такое аннулирование возможно только в случае, если отменяющий текст равен или выше по законодательной силе текста отменяемого. Таким образом, в Коране мы можем найти не противоречивые, а отмененные (мансух) аяты, а несколько позднее — отменяющие (насх). Лишь малая часть аятов касается вопросов отношений между мусульманами в области права[10]. Общее их количество в Коране можно насчитать 250, в их число входит 70 строф, относящихся к гражданскому праву, 70 – объясняло правовое положения мужчины (женщины не расценивались как личности), 30 - было по вопросам уголовного права, 15 – регулировало уголовный процесс. Большинство же речей и проповедей было посвящено религии и исламской нравственности. Многоплановость содержания и незначительный объем правовых положений являются причиной того факта, что Коран не может стать для мусульман системным юридическим документом наподобие конституции или кодекса. Несмотря на это он является для юристов в области мусульманского права важнейшим из источников исламского права.


Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна - "Священное предание", состоящее из рассказов – хадисов[11]. Преданий о жизни пророка Мухаммеда и его поступках, поведении, образе мыслей и действий. Текстуально Сунна — это более материальный источник, чем Коран, но она тоже является много вариативной и порождает больше количество споров. В этом источнике обычно выделяют даты (хадисы) аутентичные, хорошие и слабые.

Иджма, которая не признается некоторыми шиитами, является третьим источником мусульманского права. По мнению различных докторов права, это и Алексеев С.С и Сюкияйнен Л.Р, иджму используют для развития и углубления легального толкования божественных источников.

Данный третий по счету источник мусульманского права - иджма - имеет большое именно практическое значение для мусульманского права. Так как норма права будет только тогда действительной, когда она записана в иджму.

Четвертым из основных источников мусульманского права принято считать кийяс, это различные способы применения и толкования по аналогии норм мусульманского права, закрепленных в основных источниках.

Среди вторичных источников права, появившихся в более поздние периоды развития мусульманских государств, следует выделить закон (нормативно-правовой акт), который в наше время применяется в большинстве стран мусульманского мира и играет важную и необходимую роль в социальном регулировании.

Также среди источников мусульманского права следует отметить религиозно-правовую доктрину. Именно она создала особую логику развития мусульманской системы права, обеспечила тесную взаимосвязь его формальных источников. Данная доктрина была и остается и будет основным тем явлениям, на котором и будет стоять мусульманское право. Одним из первых шагов на пути возникновения доктрины в мусульманском праве стало свободное усмотрение, применяемое при толковании Корана и Сунны, при создании и формулировании новых правил поведения, но лишь в том случае, если источники «молчали»[12].

Свободное усмотрение в мусульманском праве – итжтихад. Иджтихад- производный источник мусульманского права, личностная мысль, усердия, старательность, настойчивость, принцип свободного толкования исламского права и означает граничную старательность в достижение цели[13]. Развитие «иджтихада» в VIII–Х вв. создало еще одни источник мусульманского права – фикха.. Мусульманские юристы придают ему огромное значение и видят в нем исключительные достоинства, обеспечивающие гибкость мусульманского права, его приспособляемость к меняющимся жизненным обстоятельствам. Вместе с тем, фикх означает и само действующее право, поскольку к этим трудам можно было обращаться при решении конкретных дел в суде, ссылаться на них, обосновывая свое решение[14].


Незначительное место в правовом регулировании мусульманского права занимает обычай, который не имеет религиозных оснований. Среди отношений, которые не регламентированы правом, обычай, скорее всего, будет их регулятором.

Мусульманское право как одна из самых древних и наиболее сохранившиеся из систем религиозного права играет огромную роль в современном мире. Большое количество людей, исповедующих ислам, живут, работают, создают семьи и осуществляют финансовую деятельность в соответствие с нормами и правилами мусульманского права. 

Источниками мусульманской правовой системы являются такие религиозные тексты как Коран и Сунна, они играют решающие значение в работе всей системы мусульманского права. Именно на эти источники следует в первую очередь ориентироваться всем юристам-правоведам при изучении мусульманского права. Также подвоя итог к работе нельзя не упомянуть об исключительной роли мусульманских школ права и то, как они учувствовали в создание современной системы мусульманского права. Именно ими были созданы такие источники мусульманского права как кийяс и иджа, которые в последствие встали в один ряд с Коранам и Сунной.

Заключение

Целью моей работы было дать характеристику правовых систем мира. Рассматривая их с таких основополагающих факторов, как история возникновения права, структура и источники права, право различных стран было объединено в семьи. Не все правовые системы удалось объединить, так как все-таки даже с позиции этих абстрактных, довольно общих понятий право некоторых стран имеют существенные отличия.

Те правовые системы, которые были причислены к семье романо-германского, общего или социалистического права, также нельзя однозначно приравнять друг к другу. Ведь право той или иной страны – это, прежде всего отображение ее внутреннего устройства, это есть результат ее эволюции как государства, как носителя общественных отношений, а они неповторимы и уникальны в каждом государстве.

Время идет, меняется устройство государства, а вместе с ним эволюционирует и право, ведь государство и право неотделимы друг от друга. Таким ярким примером является образование Российской Федерации, вследствие сложных государственных преобразований. Социалистическое право, которое прошло свою линию развития, было в корне изменено, чтобы подпадать под нужды нового устройства. Сейчас довольно трудно определить, к какой семье отнести правовую систему России, скорее это случай, когда страна взяла положения во всех правовых семьях. И в будущем такие изменения будут неизбежны.