Файл: «Аудиторская деятельность как вид предпринимательства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие аудита в России можно разделить на пять этапов. Первый этап «формальный аудит», временные рамки которого относятся к концу 80-х. гг. На данном этапе намечается сдвиг экономики к рыночной, отсутствует независимая форма финансового контроля, отсутствует даже начальная нормативная база и отношение к аудиту является формальным.

Второй этап, можно обозначить как «консалтинговый аудит». В этот период (90-е гг.) утверждается первоначальная законодательная база регулирования аудиторской деятельности, реформируется система бухгалтерского учета, формируются рыночные экономические процессы, возрастает роль аудита как инструмента помощи управленцев компаний. То есть аудиторы больше занимаются консультированием в области бухгалтерского учета, налогообложения и права.

Третий этап «подтверждающий аудит с элементами системно-ориентированного». Для нашей страны данный этап пройден за два года (2001-2002гг.) и за этот период появляются саморегулируемые аудиторские объединения, стабилизируется рынок аудиторских услуг, фактическая цель аудита заключается в подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности.

«Риск-ориентированный аудит» это четвертый этап развития аудита. Временные рамки относятся к 2003-2009гг. На данном этапе происходит корректировка нормативной базы, уточняется роль и значение аудита в экономических отношениях. Этот период характеризуется развитием арбитражной практики, так как активная налоговая оптимизация приводит к многочисленным рискам в компаниях.

Крайний этап, начавшийся в 2010 гг. можно обозначить как «кризис-ориентированный аудит». Данный период возник как следствие того, что в период мирового финансового кризиса был подвергнут серьезной критике. На сегодняшний день аудиторские процедуры больше ориентируются на выявление и анализ причин свидетельствующих об ухудшении финансового положения аудируемого лица.

Отличительной особенностью аудиторской деятельности является принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Таким образом, в рыночной экономике роль аудита как уравновешивающего регулятора может быть обеспечена только в случае удовлетворения информационных потребностей и интересов всех заинтересованных участников.

Законодательная база по регулированию аудиторской деятельности бесспорно имеет ряд недостатков и неточностей. В первую очередь это связано с быстро меняющимися информационными потребностями пользователей, что способствует появлению новых видов аудита. Многообразие форм при отсутствии четко формализованных целевых критериев и методологии приводят к дестабилизации не только контрольной деятельности, но и всей финансовой системы.


Унификация в аудиторской деятельности должно происходить за счет стандартизации, которая заключается в соблюдении требований и положений стандартов аудиторской деятельности и является критерием качества оказываемых аудиторских услуг. Качество в аудиторской деятельности должно определяться надежностью полученных в ходе проверки доказательств и обоснованностью мнения в аудиторском заключении, на основании которого любой заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности может принимать рациональные управленческие решения.

Еще одной проблемой регулирования и контроля аудиторской деятельности является дублирование функций контрольных органов. Так же отсутствуют эффективные меры воздействия к аудиторам, допускающим нарушения. Практика показывает, что каждая аудиторская организация в тои или иной степени нарушает обязательные требования. Законодательство не классифицирует нарушения по уровню существенности и в связи с этим, для всех видов нарушений предусмотрена одна мера воздействия.

Для преодоления данных пробелов необходимо полноценно запустить механизм саморегулирования на рынке аудита. На данный момент в России существует две СРО – это "Российский союз аудиторов" и Ассоциация "Содружество". При этом зимой 2017 года обсуждалась идея создания новой саморегулирующей организации для аудиторских компаний, которые могут перейти под надзор Центрального банка.

Существующая на сегодняшний день система саморегулирования не выполняет тех функций, которыми она изначально была наделена. Наблюдается лишь необоснованная конкуренция на рынке, следствие которой не только отсутствие мероприятий, направленных на улучшение качества аудита, а смещение акцента на выполнение формальных требований в ущерб качеству.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017), ст. 67.1;
  2. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об аудиторской деятельности»;
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» ст. 7.1;
  4. Правило (стандарт) аудиторской деятельности N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности": Постановление Правительства Российской Федерации N 863 от 19 ноября 2008 г.