Файл: «Аудиторская деятельность как вид предпринимательства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аудиторские правоотношения носят комплексный характер. Наряду с общими признаками правовых отношений они обладают и специфическими, однако последние не позволяют отнести аудиторские правоотношения к одной конкретной отрасли права. Данное отношение характерно аудиторским правоотношениям в случае, когда одной из сторон выступает уполномоченный государственный орган или профессиональное аудиторское объединение. Эти субъекты наделены властными полномочиями в отношении аудиторской организации (аудитора), т.е. аудиторские правоотношения приобретают черты административных правоотношений. Резюмируя, можно отметить, что аудиторское правоотношение представляют собой отношениея между аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), аудируемым лицом, кредиторами, собственниками, учредителями, уполномоченными государственными органами и профессиональными аудиторскими объединениями по поводу проведения независимой проверки бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности экономического субъекта, а также организации контроля за осуществлением аудиторской деятельности.

Правоотношение, в том числе и аудиторское, имеет сложную структуру. В этой структуре можно выделить четыре взаимодействующих элемента:

- субъект правоотношения;

- объект правоотношения;

- субъективное право;

- юридическую обязанность (содержание правоотношения).

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» предоставлять аудиторские услуги могут аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. При этом в законодательстве обозначено, что аудитором могут выступать только аудиторские организации, под которыми понимаются коммерческие организации, осуществляющие аудиторские проверки и оказывающие сопутствующие аудиту услуги. Такого вида организации могут быть созданы в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

В настоящее время аудиторские организации создаются в основном в форме общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества. На данный момент в законе не предусмотрен закрытый перечень организаций, в организационно-правовой форме которой, может быть создана аудиторская организация. Существует только исключение на открытое акционерное общество и унитарное предприятие. Аудиторские организации так же как банки и страховые организации имеют специальную правоспособность, установленную законом: «Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг». [5]


Подводя итог вышеперечисленного, аудиторская организация как субъект аудиторских правоотношений является юридическим лицом со специальной правоспособностью и может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям деятельности, определенными в законе, а также в учредительных документах данной организации, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Объектом правоотношений, возникающих из обязательного аудита, являются услуги, т.е. действия по проведению аудиторской проверки, не имеющие материализованного результата, он не может быть отделен от самой деятельности субъекта и потребляется в результате ее осуществления. В последствии совершения указанных выше действий в процессе оказания аудиторских услуг субъекты правоотношения удовлетворяют свой интерес в получении достоверной финансовой информации, на основе которой возможно принятие финансово значимых решений.

2.2 Лицензирование аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность как и любая другая коммерческая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Лицензирование аудиторской деятельности регламентируется ст.17 Федерального закона об аудиторской деятельности, а так же Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ N 190 от 29 марта 2002 г. "О лицензировании аудиторской деятельности".

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется непосредственно Министерством финансов Российской Федерации. Федеральным законом определено, что лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается сроком на 5 лет, которую возможно продлить неограниченно количество раз по заявлению лицензиата. Форма бланка лицензии утверждается лицензирующим органом.

Лицензионные требования и условия осуществления аудиторской деятельности сформулированы следующим образом:

1) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

2) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

3) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания, сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности) и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;


4) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

7) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;

8) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;

9) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.[6]

Отметим, что требования к аудиторским организациям по проведению обязательного аудита банковских холдингов применяются, начиная с годовой отчетности.

Для получения лицензии в лицензирующий орган необходимо предоставить следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием, для физического лица: фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность; для индивидуального предпринимателя: наименования, организационно - правовой формы и места нахождения - для юридического лица;

б) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

в) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;

г) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

д) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

е) копии всех имеющихся у соискателя лицензии квалификационных аттестатов аудитора;

ж) сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организации аттестованных аудиторов - при наличии в штате организации только постоянно проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации;


з) сведения о фамилии, имени, отчестве, занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителей организации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работников организации - при наличии в штате организации иностранных граждан и / или не проживающих постоянно на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации.

Копии документов в обязательном порядке должны быть заверены нотариусом, в противном случае предоставляются оригиналы документов. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами. Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензионных требований проводит проверку их деятельности. Основанием для проведения проверки является:

а) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;

б) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;

в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;

г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Если при проведении проверки лицензиатом выявлены нарушения лицензионных требований и условий, лицензирующий орган обязан в срок не превышающий месяц по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

Так же законодательством предусмотрены сроки уведомления лицензирующего органа об изменении реквизитов. Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и / или адресов используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

1) наименование лицензирующего органа;

2) лицензируемая деятельность;

3) сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика:

4) наименование, организационно - правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, место нахождения, номера и типы квалификационных аттестатов штатных аудиторов - для аудиторской организации;


для физических лиц: фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера и типы квалификационных аттестатов - для индивидуального аудитора;

5) срок действия лицензии;

6) номер лицензии;

7) дата принятия решения о выдаче лицензии;

8) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

9) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

10) основания и даты переоформления и продления срока действия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии.

Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий.

Министерство финансов руководствуется при проведении лицензирования и предоставлении информации из реестра лицензий Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании аудиторской деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аудит – это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц направленная на подтверждения достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.

Аудиторским организациям законодательством запрещается заниматься иной предпринимательской деятельностью кроме аудита. Данное ограничение прежде всего направлено на обеспечение независимости проводимой аудиторской проверки. Государство ограждает аудиторские организации от неправомерного влияния, которое может быть оказано при проведении проверки или сопутствующих услуг, препятствует злоупотреблению своего положения в ущерб интересам обратившихся к ним лиц, исключается возможность возникновения конфликта интересов. Так же законодательством предусмотрено, что отношения, возникающие между аудиторской организацией и заказчиком должны иметь публично-правовой характер.

Зарождение аудиторской деятельности в России произошло в период перехода экономики от плановой к рыночной. В международной практике, как правило, выделяется три этапа развития аудита: подтверждающий, системно-ориентированный и риск-ориентированный аудиты. Данная классификация не совсем подходит для нашей страны, она присуща скорее странам, которые прошли «эволюционный» путь развития, который на каждом этапе сопровождался трансформацией действующих методик.