Файл: «Порядок проведения приватизации» (на примере Пермского края).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Описание процесса приватизации и оценка его перспектив содержатся в трудах российских экономистов. Резкой критике приватизацию 90-х гг. подвергает, в частности, профессор С. Г. Кара-Мурза, считающий ее непосредственным следствием наблюдаемую в настоящее время коррупцию. К прямым последствиям приватизации он относит потерю российской промышленностью своей системной целостности и ее структурную деформацию — сдвиг от обрабатывающей к сырьевой промышленности, потерю системообразующих современных отраслей: тракторостроения, авиационной промышленности, фармацевтической, разбалансирование системы цен между промышленностью и остальным хозяйством, эксплуатацию основных фондов «на износ», ликвидацию науки и др. С. Г. Кара-Мурза отмечает, что российская экономика в результате приватизации потеряла свою «мировоззренческую основу». Россия имеет «промышленную систему советского типа, только изуродованную и лишенную потенциала к развитию». Необходимо, по его мнению, «менять тип экономики»[6].

Советник президента РФ С. Ю. Глазьев следствиями приватизации назвал «колоссальную хаотизацию экономики и резкий спад промышленного производства в силу разрушения технологических цепочек». Советская экономика состояла из почти пяти тысяч производственных объединений. Однако эти производственно-технологические комплексы приватизировались не как единое целое, а порознь, что привело к их развалу и краху «всей высокотехнологической промышленности», а также отраслевой науки и проектных институтов. «То есть, приватизация обернулась экономической катастрофой»[7].

Неудачными считает реформы 90-х гг. и Я. М. Миркин, отмечающий разрушение российской экономики, в результате чего по объему промышленного производства за 2016 г. страна даже не достигла показателей 1990–1991 гг. «…идеология рыночного фундаментализма оказалась сильнее практичности», — отмечает экономист[8].

Однако процесс приватизации продолжается, но уже через конкурсную продажу акций предприятий, находящихся под государственным контролем: предприятий, принадлежащих государству, или предприятий с государственным участием.

В настоящее время в стране 765 акционерных обществ (АО) со 100 % участием государства; 93 АО с участием государства от 50 до 100 %; 172 АО с участием государства от 25 до 50 % и 674 АО, в которых участие государства менее 25 %.

Различают «малую приватизацию», которая касается предприятий, не играющих существенной роли в экономике, и «большую приватизацию». Вторая имеет отношение к предприятиям, влияющим на развитие, как отдельных отраслей, так и в целом отечественной экономики. Поэтому вопрос об их приватизации решается руководством страны в условиях непростых дискуссий и занимает определенное время.


Целью современной приватизации провозглашается рост темпов экономического развития через формирование и развитие конкурентной среды.

Непосредственным же результатом является пополнение доходной части государственного бюджета.

привлечения инвестиций. Значительные доходы получены не были, так как изначально определялась другая задача – перейти «от социализма в капитализм при минимуме социальных конфликтов в обществе».

1.2 Характеристика современного этапа приватизации

Однако, по мнению, выбранная модель приватизации исходила из компромисса между денежной и безденежной приватизацией, коренное изменение структуры производства по формам собственности не могло быть не связано с недостатками и преступлениями. «Так было всегда и везде», - пишет автор. К числу нерешенных задач исследователь относит: нерешенность проблемы реструктурирования предприятий, привлечения инвестиций. Значительные доходы получены не были, так как изначально определялась другая задача – перейти «от социализма в капитализм при минимуме социальных конфликтов в обществе». Однако, по мнению, выбранная модель приватизации исходила из компромисса между денежной и безденежной приватизацией, коренное изменение структуры производства по формам собственности не могло быть не связано с недостатками и преступлениями. «Так было всегда и везде», - пишет автор. К числу нерешенных задач исследователь относит: нерешенность проблемы реструктурирования предприятий, привлечения инвестиций. Значительные доходы получены не были, так как изначально определялась другая задача – перейти «от социализма в капитализм при минимуме социальных конфликтов в обществе». Однако, по мнению, выбранная модель приватизации исходила из компромисса между денежной и безденежной приватизацией, коренное изменение структуры производства по формам собственности не могло быть не связано с недостатками и преступлениями. «Так было всегда и везде», - пишет автор. К числу нерешенных задач исследователь относит: нерешенность проблемы реструктурирования предприятий, привлечения инвестиций. Значительные доходы получены не были, так как изначально определялась другая задача – перейти «от социализма в капитализм при минимуме социальных конфликтов в обществе». Однако, по мнению, выбранная модель приватизации исходила из компромисса между денежной и безденежной приватизацией, коренное изменение структуры производства по формам собственности не могло быть не связано с недостатками и преступлениями. «Так было всегда и везде», - пишет автор. К числу нерешенных задач исследователь относит: нерешенность проблемы реструктурирования предприятий, привлечения инвестиций. Значительные доходы получены не были, так как изначально определялась другая задача – перейти «от социализма в капитализм при минимуме социальных конфликтов в обществе». Однако, по мнению, выбранная модель приватизации исходила из компромисса между денежной и безденежной приватизацией, коренное изменение структуры производства по формам собственности не могло быть не связано с недостатками и преступлениями. «Так было всегда и везде», - пишет автор. К числу нерешенных задач исследователь относит: нерешенность проблемы реструктурирования предприятий, привлечения инвестиций. Значительные доходы получены не были, так как изначально определялась другая задача – перейти «от социализма в капитализм при минимуме социальных конфликтов в обществе». Однако, по мнению, выбранная модель приватизации исходила из компромисса между денежной и безденежной приватизацией, коренное изменение структуры производства по формам собственности не могло быть не связано с недостатками и преступлениями. «Так было всегда и везде», - пишет автор. К числу нерешенных задач исследователь относит: нерешенность проблемы реструктурирования предприятий, привлечения инвестиций. Значительные доходы получены не были, так как изначально определялась другая задача – перейти «от социализма в капитализм при минимуме социальных конфликтов в обществе». Однако, по мнению, выбранная модель приватизации исходила из компромисса между денежной и безденежной приватизацией, коренное изменение структуры производства по формам собственности не могло быть не связано с недостатками и преступлениями. «Так было всегда и везде», - пишет автор. К числу нерешенных задач исследователь относит: нерешенность проблемы реструктурирования предприятий, привлечения инвестиций. Значительные доходы получены не были, так как изначально определялась другая задача – перейти «от социализма в капитализм при минимуме социальных конфликтов в обществе». Однако, по мнению, выбранная модель приватизации исходила из компромисса между денежной и безденежной приватизацией, коренное изменение структуры производства по формам собственности не могло быть не связано с недостатками и преступлениями. «Так было всегда и везде», - пишет автор. К числу нерешенных задач исследователь относит: нерешенность проблемы реструктурирования предприятий, привлечения инвестиций. Значительные доходы получены не были, так как изначально определялась другая задача – перейти «от социализма в капитализм при минимуме социальных конфликтов в обществе».


Предприятия, готовящиеся к приватизации, включаются в Приватизационный план страны. План приватизации 2014–2016 гг. предполагал ежегодные поступления в бюджет в размере 3 млрд р. В план приватизации 2017–2019 гг., одобренный на заседании Правительства РФ 2 февраля 2017 г., заложены ежегодные поступления в бюджет в размере 5,6 млрд р. Уточняется, что приведенная сумма должна поступать от «малой приватизации», не учитывающей поступления от продажи крупнейших активов, которые будут реализовываться с учетом рыночной конъюнктуры. В частности, на 2017 г. планируется поступление от приватизации порядка 138 млрд р. Поскольку правительство с осторожностью подходит к разгосударствлению экономически значимых активов, нередка ситуация, когда приватизация того или иного предприятия переносится на более поздний срок.

Так, из плана 2014–2016 гг. в план 2017–2019 гг. перенесена приватизация акционерного общества Совкомфлот, которая намечалась на март–апрель 2017 г. От сделки правительство планирует выручить около 30 млрд р., тогда как в 2015 г. от этой сделки планировалось выручить 24 млрд р.

Однако уже в марте 2017 г. появились сообщения о продлении подготовки Совкомфлота к приватизации. По поручению вице-премьера И. И. Шувалова Росимущество к 15 мая должно разработать алгоритм сделки по приватизации, в июне начнется премаркетинг Совкомфлота, затем road-show, графика которого пока нет. Следовательно, сроком приватизации Совкомфлота можно считать конец первого–начало второго полугодия 2017 г.

Приватизация Совкомфлота активно обсуждается представителями государства и экономического сообщества. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Совкомфлот сегодня — это крупнейшая российская судоходная компания со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге, которая специализируется на перевозке углеводородов, обслуживании шельфовой разведки и добычи нефти и газа. Совкомфлот работает, в том числе в условиях Арктики, что обусловливает уникальность его деятельности.

Предприятие образовано решением Совета Министров СССР в 1973 г. В 1988 г. Совкомфлот получил уникальный для того времени статус акционерного коммерческого предприятия с правом работать на зарубежных рынках. Учредителями выступили министерство морского флота СССР и советские судоходные предприятия. После распада СССР Совкомфлот в 1993 г. был преобразован в акционерную компанию. Сегодня в активе компании 146 судов, в том числе танкеров, газовозов, ледоколов. По объему танкерных перевозок Совкомфлот занимает пятое место в мире. Отрицательный денежный поток был у Совкомфлота только один раз — в 2015 г. (по данным Bloomberg за 7 лет).


Совкомфлот на 100 % принадлежит государству в лице Росимущества.

В 2017 г. пройдет первый этап приватизации, на котором инвесторам будет предложено 25 % минус одна акция, то есть, государство не потеряет контроль над стратегическим активом[9]. Однако по итогам трехлетней приватизации доля государства в капитале Совкомфлота должна сократиться до 25 % плюс 1 акция. Эти намерения зафиксированы в Плане приватизации.

Приватизация Совкомфлота пройдет на Московской бирже. Инвестконсультантами выступят ВТБ Капитал и Сбербанк CIB. Предполагается, что сделка будет комбинированная: продажа госпакета плюс дополнительная эмиссия акций.

Новые акции составят 12,5 % увеличенного уставного капитала. Еще 12,5 % продаст Росимущество. Полученные от приватизации средства будут распределены следующим образом: 75 % — в пользу государства, 25 % — в пользу компании[10].

Как сообщил министр экономического развития М. С. Орешкин, докапитализация компании позволит снизить ее долговую нагрузку и стоимость заимствований. Средства будут потрачены на покупку новых судов, построенных в РФ, что будет способствовать развитию отечественного судостроения[11]. Положительным результатом приватизации Совкомфлота М. С. Орешкин считает также рост качества корпоративного управления, в чем сомневаются некоторые аналитики. По их мнению, поскольку контрольный пакет акций в 2017 г. останется в руках государства, миноритарии не смогут значимо влиять не деятельность компании.

Активизация возможна, если в качестве акционеров «придут нефтяники»[12].

По мнению ряда экспертов, заинтересованность в покупке Совкомфлота могут проявить российские нефтяные компании, финансовые инвесторы, например, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и его партнеры из Китая и Ближнего Востока, а также иностранные инвесторы из отрасли, например, арабский оператор DP World. Также говорится о возможном участии в сделке итальянского банка Intesa Sanpaolo, который выступил инвестконсультантом и основным кредитором при приватизации 19,5 % акций Роснефти — крупнейшей приватизационной сделки 2016 г.

Председатель Совета директоров банка Intesa подтвердил его возможное участие в сделке по приватизации Совкомфлота, если последует приглашение от руководства судоходной компании.

В конце марта 2017 г. в Министерстве экономического развития РФ прошла встреча замминистра с крупнейшими участниками пенсионного рынка и управляющими компаниями, на которой обсуждалось участие пенсионных фондов в размещении акций Совкомфлота. Препятствием для участия негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в приватизации являются законодательные требования — нахождение акций приватизируемых компаний в высшем котировальном списке биржи и в индексном списке Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Для акций, не входящих в индексный список, установлен лимит в 10 %, который обычно выбран, а для акций из индексного списка — 40 %. По мнению экспертов, должны быть сделаны исключения: или Московской биржей для Совкомфлота для попадания в индексный список, или Банком России для НПФ по отмене лимита 10 % в сделках по приватизации. Известно, что Минэкономразвития и Банк России по итогам рабочей встречи выработали позицию о достаточности 10 % лимита для НПФ при приватизации Совкомфлота, учитывая значительный спрос со стороны других инвесторов[13].


Современную приватизацию госпредприятий активно поддерживает академик А. Г. Аганбегян, который считает пополнение дефицитного бюджета ее утилитарной задачей, тогда как главная задача — восстановление экономического роста через увеличение доли частного бизнеса в экономике как более эффективного. В настоящее время, по его расчетам, 65 % валового продукта производится на предприятиях под контролем государства, что отвлекает государство от выполнения его основных функций — заниматься проблемами людей. Под видом государства работают обычные коммерческие организации, которые занимаются самообогащением и разоряют государство. По мнению А. Г. Аганбегяна доля госбюджета в ВВП должна сократиться до 30 %, а доля предприятий и организаций под государственным управлением должна снизиться с 65 до 45 %. Долю частного сектора следует довести до 55 %[14].

Вопрос о доле государства в экономике в сентябре 2016 г. поднял руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) И. Ю. Артемьев. По его информации в 2005 г. в государственном секторе экономики создавалось 35 % ВВП, а в 2015 г. этот показатель вырос до 70 %, из чего следует, что государство «душит» конкуренцию, подрывает основы рыночной экономики. Многие чиновники из финансово-экономического блока правительства оперировали этим же аргументом на последнем Гайдаровском форуме. Однако, ими озвучивались различные цифры доли государства в создании валового внутреннего продукта (ВВП) РФ: в 50, 60 и 70 %. Это показывает, что у каждого чиновника своя «личная» статистика.

Профессор В. Ю. Катасонов приводит интересный расчет. Он допускает, что участие государства в создании ВВП составляет 5 0%. Это минимальная из прозвучавших на Гайдаровском форуме оценок, ее в частности приводил Минэкономразвития. Ее, замечает В. Ю. Катасонов, интересно сравнить с некоторыми другими показателями, которые можно найти на сайте Росстата. Например, оценить долю государственного сектора с помощью показателя «основные фонды».

В начале 1990-х гг. (до приватизации) в государственном секторе, по данным Росстата, находилось около 90% основных фондов российской экономики. К 2000 г. (после приватизации 90-х гг.) этот показатель упал до 25 %. В 2010 г. он опустился до 19%, а в настоящее время составляет всего 18 %. Следовательно, при доле государства в основных фондах, равной 18 %, оно создает 50 % ВВП страны (а И. Ю. Артемьев, а также И. И. Шувалов настаивают на 70 %). Отсюда, на частный сектор приходится более 80 % основных фондов и всего 50 % или даже 30 % создаваемого ВВП. Напрашивается вывод: частный сектор не эффективен, а для экономического восстановления (или даже рывка) необходимо усиление позиций государства. Вывод В. Катасонова: нужна не приватизация, а национализация.