Файл: Способы представления данных в информационных системах (Характеристика понятия «Информационная система»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Информационная система. Понятие классификация

Характеристика понятия «Информационная система»

Классификация информационных систем

Типы информационных систем

Классификация информационных систем по функциональному признаку

Классификация информационных систем по уровням управления

Информационные системы оперативного (операционного) уровня

Информационные системы специалистов

Информационные системы тактического уровня (среднее звено)

Способы представления информации в информационных системах

2.1 Иерархическая модель данных

Основные понятия применяемые в иерархической модели данных

Сетевая модель данных

2.3 Реляционная модель данных

Структурная часть

Манипуляционная часть

Целостная часть

Структура реляционной модели данных

Достоинства и недостатки реляционной модели данных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Казалось, совсем не так давно информация, данные воспринимались как объект работы бюрократии, как весьма ограниченный инструмент принятия решений. На сегодняшний же день информация считается одним из основных ресурсов развития общества, и, как следствие, информационные системы и технологии стали неотъемлемым условием повышения оперативности и результативности труда.

Так, в начале распространения информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации основной областью их применения стали области управления, финансов и производства. Но сегодня мы можем смело утверждать, что развитие информационных технологий коснулось практически всех отраслей и сфер.

Несомненно, распространение процессов информатизации и компьютеризации на все сферы жизнедеятельности общества оказала и продолжает оказывать значительное влияние на социальное и экономическое развитие каждого отдельного общества. Иначе говоря, на сегодняшний день складывается ситуация, когда от качества и масштабов применения современных информационных технологий в области труда и профессиональной деятельности во многом зависит уровень жизни самого человека и общества, частью которого он является.

Основным средством обработки информации на сегодняшний день остается информационная система, в частности – автоматизированная информационная система. Любая система, организующая и структурирующая информацию, в основе своей имеет базу данных, иначе говоря, саму информацию. На настоящий уровень развития науки известно, что ядром любой базы данных выступает модель данных. С ее помощью информация, хранящаяся в базе данных, может быть организована и представлена определенным образом. А каким именно – зависит от выбранной модели данных, то есть от способа из представления в конкретной информационной системе.

Грамотно сконструированная информационная система с целесообразной моделью данных вкупе дают потрясающие возможности оперативной, достоверной и эффективной обработки самых разнообразных данных.

Исходя из вышесказанного, определяется цель исследование – изучение способов представления данных в информационных системах.

Объектом исследования выступает информационная система, а предметом – способы представления данных в ней.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Охарактеризовать понятие «Информационная система»;
  2. Привести классификацию информационных систем;
  3. Проанализировать способ представления информации посредством иерархической модели данных;
  4. Изучить способ представления информации при помощи сетевой модели данных;
  5. Дать анализ реляционной модели данных;
  6. Подвести итоги исследований.

В структуре работы размещены две главы, первая из которых включает два параграфа, а вторая – три. Также в состав исследования входят такие элементы, как введение, заключение, а также список использованных источников.

Для получения максимально актуальных и достоверных результатов исследования наиболее целесообразно в качестве теоретической базы применять труды современных исследователей проблемы, в частности – В. П. Дворкович, К. В. Балдина, В. Б. Уткина, Е. Л. Федотовой и др.

Информационная система. Понятие классификация

Характеристика понятия «Информационная система»

На сегодняшний день развития науки существует великое множество подходов к определению понятия «Информационная система». В данном исследовании мы рассмотрим наиболее универсальные из них.

Информационная система представляет собой взаимосвязанную совокупность средств, методов и персонала, которые применяются для хранения, обработки и выдачи информации для достижения различных целей[1]. На сегодняшний день приоритетным средством обработки данных выступает компьютер.

Также информационную систему можно определить как совокупность материально–технических и социальных элементов, которые обеспечивают сбор, обработку, хранение, распределение и отражение информации[2].

С вышеприведенным понятием тесно связан термин автоматизированной информационной системы.

Автоматизированная информационная система представляет собой разновидность информационной системы, оснащенную комплексом средств автоматизации.

Необходимо различать автоматизированную информационную систему и автоматизированную систему управления, которая является близким к автоматизированной информационной системе понятием, но имеет более конкретное назначение и более определенные задачи. Подробнее остановимся на автоматизированной системе управления ниже.

Автоматизированная система управления – это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, а также реализующая информационную технологию выполнения тех или иных задач.


Таким образом, можно сказать, что информационная технология применяется в информационной системе для преобразования информационного ресурса. Теперь, когда взаимосвязь терминов была установлена, целесообразно привести определение информационной технологии.

Информационная технология является совокупностью методов производственных процессов и программно–технических средств, которые объединены в технологическую цепочку, а также обеспечивают сбор, обработку, хранение, распределение и отражение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности[3].

На сегодняшний день можно выделить такую основную цель информационных технологий, как качественное формирование и использование информационного продукта в соответствии с потребностями конкретного пользователя.

В качестве основных характеристик информационных технологий принято выделять следующие:

  • предметом обработки являются данные;
  • целью процесса обработки информации является получение информации;
  • средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные средства (если речь идет о компьютерных информационных технологиях)[4].

Среди основных критериев, при помощи которых можно оценить оптимизацию информационного процесса, выделяются надежность, актуальность, своевременность, достоверность и полнота информации

При организации сбора и регистрации данных по принципу последовательных решений могут применяться различные виды информационной технологии:

  • сбор и регистрация данных непосредственно в процессе производства (на местах возникновения затрат) в форме единоличного документа и использование центральной электронно-вычислительной машины для агрегирования данных; обработка данных в режиме диалога для расчета показателей на терминале;
  • получение свободного документа, использование машиносчитывающего носителя информации (например, дискеты), обработка данных по производственному отделению на персональных компьютерах.

Решение вопросов внедрения новых технологий требует комплексного, разностороннего подхода. Важно не только исследовать технико–экономические и организационные аспекты проблемы, но и учитывать влияние внедрения новых технологий на положение работника в производственном процессе. В частности, требуется анализ трудовых функций работника, его образа действия, навыков, способностей, условий труда. Сложность заключается в оценке трудовых и социально–экономических факторов.


Технология информационной деятельности предполагает создание системы записей (цифровой и текстовой информации) с применением средств компьютерной техники; использование форм документов как носителей информации; формирование базы данных; создание пакетов прикладных программ.

Одним из самых мощных факторов, стимулирующих создание все более мощных и эффективных информационных систем, является конкуренция в основной деятельности компаний, поскольку именно оперативная и полная информация даст им преимущество перед конкурентами, а невнимание к качеству и эффективности информационной системы обязательно ведет к потере позиций фирмой и, в конце концов, ее поражению[5].

Одновременно, в настоящее время по любому вопросу технологически можно собрать такое количество информации, которое никто не в состоянии за реально отведенное ситуацией время осмыслить (иногда даже просто просмотреть) и уж тем более эффективно использовать. Отсюда следует необходимость системного подхода к рассмотрению столь масштабных явлений, как информационные процессы.

В частности, при анализе организации информационной системы естественно рассматривать ее как иерархическую, при этом на нижней ступени окажется уровень рабочего места, выше – уровень подразделения, предприятия и т.д. Если же рассматривать содержащуюся в информационной системе информацию, то уровни будут другими: детальная информация – нижний уровень, аналитическая – более высокий, стратегическая – еще более высокий и т.д.[6] В связи с этим было бы не совсем правильно видеть в информационных системах только совокупность компьютерных средств, пусть даже очень мощных и сложных, и переносить на эти средства соответствующие подходы и оценки.

Как было уже сказано выше, основой информационной системы является технология. Если рассматривать информационную технологию по этапам, можно заметить следующее. От объема и характера входной информации в информационной системе зависят требования к устройствам ввода, их производительности, а также время ввода.

Занесение в память информации аналогично хранению сырья на складе. Объем памяти информационной системы, по существу, хорошо согласуется с вместимостью складских помещений. И так же как сырье, информация не должна «лежать на складе», она должна полностью и постоянно использоваться; избыточная память (аналогия – излишние складские площади) снижает эффективность системы, поскольку информация обрабатывается дольше, устройства большой емкости стоят дороже, их стоимость переносится на продукцию, т.е. на результат обработки информации.


Основным этапом информационных технологий является, конечно, обработка данных программами. Возможности потерь и резервы здесь обычно скрыты в большем объеме, чем на других этапах.

Выдерживая приведенную выше аналогию с производственной системой, можно заметить, что информация – это заготовки или полуфабрикаты, прикладные обрабатывающие программы – это инструменты, сервисные программные средства – приспособления, а компьютерное оборудование и базовые программные средства – это основное технологическое оборудование (станки, сварочные автоматы, прессы и т.д.). Мощное оборудование, базовые программные средства, прикладные программы, конечно, повышают производительность и качество работ, однако могут быть избыточными, что влечет за собой удорожание продукции – информационной услуги или результата расчета.

Выдача информации в требуемых формах (продукции) может осуществляться по–разному: на экран индивидуального пользовательского дисплея, в сетевые структуры для коллективного использования, в виде «твердой копии» документа, на экран (табло) и т.д. Формирование выходной информации требует затрат и оборудования и в этом аналогично предыдущему этапу.

Передача информации пользователю – рациональное потребление продукции информационной системы – весьма сложный вопрос: не всегда ясно, как и какая информация, выдаваемая ИС, действительно применяется пользователями, т.е. потребляется и дает эффект[7].

Приведенные особенности информационной системы выявляют необходимость обеспечения эффективности как на каждом из этапов, используемых информационных технологий, так и в системе в целом как специальной проблемы менеджмента. Причем эта проблема очевидно предметно–ориентирована: информация как основная производственная материя, имеющая явные особенности, информационная технология как совокупность специфических этапов, информационная система как среда приложения менеджмента, – все это имеет существенную специфику, отличающую применение информационных технологий в менеджменте от применения в других сферах[8].

В практике же создания информационных систем принято начинать использовать модули решения задач и комплексов задач или подсистем по мере их готовности и отработки. Поэтому процессы внедрения и создания обычно идут одновременно, тесно переплетаясь. Когда проект системы в намеченных контурах завершается, основную роль начинают играть процессы внедрения, однако тут же неизбежно возникают и расширяются внутри системы процессы ее модернизации, совершенствования и т.п. Поэтому, не завершив создание всей системы, ее начинают дорабатывать, соответственно при этом затягивается процесс внедрения. По мере внедрения, т.е. ввода в эксплуатацию элементов информационной системы, создается и вводится комплекс средств ее поддержки, сопровождения, обслуживания, испытания, освоения и т.д[9].