Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Эмпирическое исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В течение своей жизни люди общаются друг с другом. Общение – реальность человеческих отношений, предполагающая как вербальную (речевую), так и невербальную составляющие. В настоящее время в процессе общения психологи советуют обращать внимание на невербальную составляющую. В большей степени потому, что невербальный язык практически не контролируем человеком.

Данная тема достаточно актуальна, так как люди очень часто обращаются к невербальному способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами.

В принципе имитировать эмоциональные состояния возможно. Подтверждением тому может служить исключительно талантливая и достоверная игра знаменитых актеров, владеющих талантом перевоплощений. Их игра тем достоверней, чем реалистичней эмоциональные проявления представляемые ими от лица «героя» спектакля или кинофильма. Но в любом случае контроль «синтезированных» эмоций создает дисбаланс с истинным личным эмоциональным состоянием актера. Не возможно продолжительное время контролировать такие состояния, наступает момент, когда физиологически организм не в состоянии справляться с такой имитацией искусственных эмоций. Актеры называют такие состояния «творческой усталостью»! Для наиболее точной передачи эмоциональных состояний актеры моделируют в своем сознании похожие ситуации и переживают их как реальность от собственного лица.

Даже актеры, причем самые талантливые, могут имитировать нужные движения и мимику ограниченное время, поскольку вскоре физиологические непроизвольные «сигналы», не соответствующие истинным переживаниям человека, выдадут его не искренность. К примеру, именно по этим причинам «имидж-мейкеры» требуют от политиков не применять жестикуляции и рекомендуют ограничивать мимические проявления, чтобы не выдавать своих истинных мотивов и намерений. Мимика чаще используется для сокрытия истины, так как она более управляема и контролируема человеком. Мы приветливо улыбаемся собеседнику, одобрительно киваем головой, скрывая попытку скрыть истинность наших намерений, но к несчастью наше тело своими физиологическими «знаками» разоблачает наши скрываемые мысли. Собеседник в силу своей эмоциональной компетенции более и менее точно улавливает такие невербальные проявления, улавливая не соответствие слов и намерений. Изучение выражения лица и его некоторых черт само по себе является наукой и достойно изучения.


Цель исследования – провести исследование особенностей невербального проявления эмоциональных состояний человека.

Объект исследования – эмоциональное состояние человека.

Предмет исследования – невербальное проявление эмоциональных состояний человека.

Исходя из формулировки поставленной цели, учитывая объект и предмет исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты невербальных проявлений эмоциональных состояний человека;

2. Провести эмпирическое исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

База исследования и объем выборки: экспериментальная работа проводилась на базе предприятия ООО «Сфера» среди менеджеров среднего звена – 30 человек.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

1.1 Понятие и сущность невербального общения

В психологии общение определяется как сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией познавательного (когнитивного) или эмоционально – оценочного (аффективного) характера[1].

Феномен обще­ния является одним из важней­ших для целого ряда отраслей челове­ческого знания, та­ких как лингвистика, психология, социология, этнография, педагогика и т.д.

Целью общения является приобретение адресатом новых качеств, поэтому общение должно быть ориентированно на результат. Чтобы быть эффективными, виды общения, которые мы будем рассматривать, должны начинать с ясной формулировкой цели. Общение следует начинать только тогда, когда уже определены его желаемые результаты: цель общения – попытка добиться этих результатов. Цель напрямую связана с конкретной ситуацией, которую можно изменить в лучшую сторону, решив существующие проблемы или воспользовавшись благоприятной возможностью[2].


Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей – невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[3].

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;

во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение – это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация»[4].


1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека

Эмоциональные состояния имеют очень разнообразные проявления. По степени интенсивности и продолжительности они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость).

По субъективному переживанию все многообразие эмоций можно разделить на 2 категории: на эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие. По содержанию эмоции можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным – моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и др.

Наконец, по форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

Чувственный тон. Простейшая форма эмоционального переживания – это, так называемый чувственный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску психического процесса, побуждающую субъекта к его сохранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от воспоминаний, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Если отрицательный чувственный тон переход в болезненное отвращение, то говорят об идиосинкразии.

Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение полезных и вредных факторов окружающей действительности. Благодаря своей обобщенности чувственный тон помогает принять предварительное и быстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску и зависит от того, как протекает деятельность: постоянно проигрывающий нам партнер кажется более симпатичным, чем тот, который все время выигрывает у нас. Несмотря на свою внешнюю незначительность, знание и целенаправленное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, улучшать производительность труда, интенсивность учебы и т.д.


Настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние[5].

Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Но эта причина всегда есть и может быть определена. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения.

Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой личности – на этой основе людей делят на оптимистов и пессимистов.

В то же время настроение может носить кратковременный характер, что особенно ярко выражено в детском возрасте. Не имея сложившейся иерархии мотивов, дети легко поддаются смене настроения: любое эмоциональное впечатление порождает неустойчивые, переменные, капризные настроения. С возрастом настроение становится более устойчивым – значимые для личностной сферы воздействия вызывают смену настроения.

Эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, например, чувство любви к футболу не является эмоцией. Эмоции будут представлены на стадионе состоянием восхищения, которое испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру спортсменов или эмоцией возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе[6].

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями, способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.