Файл: Сетевая форма организации бизнеса на примере сети гостиниц «Мариотт».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что процессы глобализации и интеграции, характерные для современной экономики, оказывают значительное влияние на развитие рынка гостиничных услуг и сопровождаются резким обострением конкурентной борьбы, ростом числа слияний и поглощений компаний, созданием деловых альянсов, активизацией участия других секторов экономики, развитием мировых коммуникационных сетей и т.д.

В этих условиях в качестве одного из перспективных подходов к организации гостиничного бизнеса можно назвать использование сетевых структур.

Целью настоящей работы является изучение сетевых форм организации бизнеса на примере предприятия гостиничного бизнеса.

Объектом исследования выступает гостиничная организация посредством использования сетевых форм бизнеса.

Субъектом исследования выступает коммерческая деятельность сети гостиниц «Мариотт».

В задачи исследования вошли следующие вопросы:

  • выявить особенности организации сетевых форм бизнеса для деятельности предприятий гостиничного бизнеса;

-провести анализ организации коммерческой работы сети гостиниц «Мариотт».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава 1 Сетевые формы бизнеса и особенности их использования в гостиничном бизнесе

1.1 Общая характеристика сетей

Современный этап развития российского крупного бизнеса характеризуется появлением новых форм структурной организации хозяйственных процессов. Отечественные компании ориентируется на общемировые организационные тенденции, включая превращение сетевых бизнес-групп в ведущий тип экономической интеграции. В мировой практике основными организационно-хозяйственными формами бизнес-групп являются:

а) крупные компании, которые имеют дивизиональную структуру;

б) финансово-промышленные группы;

в) сетевые индустриальные организации;

г) холдинговые компании вместе с контролируемыми ими предприятиями.

По утверждению профессора Государственного университета управления Авдашевой С.Б. представляется возможным выделения пяти основных типов объединений предприятий в России: [1]


- объединения холдингового типа, которые основаны на осуществлении контроля благодаря владению акциями;

- объединения предприятий, в отношении которых контроль реально осуществляется из одного центра, при отсутствии акционерных механизмов;

- официально зарегистрированные финансово-промышленные группы (ФПГ), чьей основой является специальный договор;

- объединения (стратегические альянсы) предприятий, которые осуществляют совместные проекты (в строительства объектов инфраструктуры и области исследований и инноваций, и т. д.).

Отличия между стратегическими альянсами в этом смысле слова и официально зарегистрированными ФПГ заключается только лишь в наличии или отсутствии у них признаваемого государством особого статуса;

- в-пятых, группы независимых компаний, которые действуют на одном и том же рынке и которые объединены общими интересами.

Несмотря на отсутствие общего центра контроля, данные компании имеют возможность вопреки всему осуществлять согласованную инновационную, рыночную, инвестиционную и другую политику. Определенные бизнес-группы в качестве формы существования бизнеса в нынешних условиях, обычно, применяют все выше названные инструменты.

Со временем увеличивается роль имущественных инструментов координации, но даже сейчас весомую часть правомочий в рамках российских бизнес-групп не представляется возможным связывать только лишь с оформленными правами собственности (владением акциями). Понятие «бизнес-группы» в условиях российской экономики применяется настолько широко, что включает в себя два типа объединений:

сетевые объединения, не использующие иерархической координации и группы, в чьей основе лежит иерархическая координация (например, холдинги). Объединение в форме индустриальных сетей или сетевых индустриальных организаций – это объединение (группировка) предприятий, происходящее без опоры на акционерные связи. Что касается российских бизнес-группы, то они применяют два типа инструментов координации: неимущественные и акционерные. Значимая роль неимущественных инструментов координации, с одной стороны, порождена традициями «сетевых организаций» советского периода, а с другой-связана с достаточно высокой степенью неопределенности, которая свойственна переходной экономике.

Главным отличием российских бизнес-групп составляет весомое значение неимущественных инструментов. Основоположниками сетевой структуры как организационной формы являются Р. Майлз и Ч. Сноу, которые уже к началу 1990-х годов концептуализировали сетевые структуры как стратегическое организационное решение. Важной особенностью сетевой структуры они считали именно то, что местом ее возникновения являются глобальные турбулентные рынки, а механизм функционирования они видели в агрегировании фирмой - брокером временных структур, которые предполагали обмен информацией между участниками в качестве основы доверия и координации. Сходным отличием сетевых структур по Майлзу и Сноу является также применение коллективных активов нескольких экономических агентов, которые расположены на различных стадиях цепочки создания ценности – в сравнении с «традиционной» ситуацией, когда все активы, которые являются важными для создания продукта, сосредоточиваются в рамках единой организации или эксклюзивного контракта.


Р. Майлз и Ч. Сноу создали и первую точную классификацию сетевых форм, которую многие признают как классическую, и указали на то, что сетевые структуры вообще и каждый из выделенных ими типов сетевых структур, в частности, обладают сравнительными преимуществами и недостатками, что делает их предпочтительными только для определенных условий и конкретных отраслей. Термин «межфирменные сети» толкуется в качестве специфической формы сотрудничества и взаимозависимости между хозяйствующими субъектами, для них характерны, два признака: во-первых, в сети принимают участие три компании-контрагента и более; во-вторых, партнеры (участники) устанавливают долгосрочные взаимосвязи, но не объединяют их и в то же время согласовывают свои функции.

Иными словами, кооперация хозяйствующих субъектов, или ситуация, когда экономические агенты объединяют нематериальные и материальные ресурсы для совместного осуществления каких-либо видов деятельности, в то же время, оставаясь при всем этом автономными и работая на основе контракта, заключенного между ними,-это и есть межфирменное сетевое взаимодействие. Тем не менее, обычного указания на отношения кооперации мало для того, чтобы выделить межфирменные сети из общего многообразия способов организации кооперативных взаимодействий. Присутствие общей цели и добровольное предоставление в общее пользование собственных ресурсов и компетенций присуще целому спектру форм, которые не относятся к межфирменным сетям. Это ассоциации, картели, совместные предприятия, и т.д. Существует много вариантов классификации и систематизации межфирменных сетей. Классификация межфирменных сетей, предложенная Шерешевой М. Ю. и являющаяся многокритериальной, обобщает знания разных наук. Она содержит следующие критерии:[2]

- тип квазиинтеграции (вертикальная или горизонтальная);

- степень равноправности взаимоотношений в сети (фокальное влияние или полицентрическое взаимодействие);

- стабильность группы (стабильные отношения или нестабильные отношения);

- наличие или отсутствие внутренней конкуренции (отсутствие конкуренции, конкуренция между поставщиками, конкуренция за участие в сети или в проекте) барьеры входа в сеть (вход открыт или вход закрыт);

- размер компаний-участников (крупные, средние, малые);

- характерные задачи, преследуемые посредством кооперирования ресурсов и компетенций (задачи роста, обучения, улучшения показателей, распределения инновационных рисков, развития деловых способностей).


Критерии в представленной классификации определяют следующие типы межорганизационных сетей:

1. Стратегические альянсы-форма горизонтальной квазиинтеграции организаций. Альянсы включают в себя крупные компании, для них характерны стабильность, ограниченное участие, внутренняя конкуренция отсутствует. Альянсы различают фокальные и полицентрические.

2. Цепочки (сети) создания ценностей относят к полицентрическим сетям. Такие цепочки стабильны, закрыты, существует конкуренция между участниками (компании разного размера).

3. Фокальные сети поставок отличаются высокой степенью доминирования одного партнера, но при этом схожи с сетями создания ценностей.

4. Внутренняя конкуренция, нестабильность, открытость, ориентир на увеличение масштабов сети отличают динамические фокальные сети от фокальных сетей поставок.

5. Виртуальные организации состоят из малых и средних фирм, действующих совместно для взаимного обучения и достижения целей. Каждый из представленных типов сетей довольно прозрачно отмечается в теории и на практике. Однако в науке нет единого мнения на содержательные характеристики каждой из форм межфирменного взаимодействия, Межфирменные сети отличаются многогранностью, но с накоплением опытных данных понемногу устанавливаются некоторые основные признаки каждого из типов сетей.

Российские межфирменные сети появились в экономической ситуации, отличавшейся от развитых экономических систем. Поэтому можно выделить следующие специфические характеристики. Первая заключается в том, что условия для формирования сетей сложились в условиях плановой экономической системы советского периода при государственном административном механизме управления. Это привело к тому, что существенное развитие получили сети, которые можно назвать «плановые отраслевые сети» и управление которыми производилось соответствующими отраслевыми министерствами и комитетами. Другая черта, характеризующая российскую экономику, связана с отраслевой спецификой развития межфирменных взаимоотношений и сетей с определенными категориями партнеров. Поставщики некоторых отраслей находятся в особом положении и имеют сильные рыночные позиции, так как рынок сырья для этих отраслей имеет преобладающее значение. Как результат, фирмы очень зависят от поставщиков, и им приходится уделять основное внимание своим взаимоотношениям с поставщиками с целью обеспечения гарантированных поставок сырья, материалов и комплектующих. Преобладающая часть инжиниринговых и сервисных компаний ставит в приоритет свои взаимоотношения с потребителями, что определено спецификой предлагаемых ими комплексных решений. При этом многие телекоммуникационные компании формируют свои взаимоотношения с конкурентами. Специфика этой отрасли в России порождает ситуацию, когда целая группа компаний в существенной степени зависит от единственного телекоммуникационного оператора.


Также важную роль играет налаживание продолжительных взаимоотношений компании с научно- исследовательскими институтами и лабораториями. Перед компанией могут открыться новые возможности для проведения различных прикладных исследований и разработки новых технологий. Перспективно для отечественных предприятий развивать взаимоотношения и создавать сети с азиатскими, в основном китайскими, производителями, которые быстро реагируют на изменение потребностей, поскольку они имеют своих представителей на всех основных глобальных рынках.

Таким образом, с усилением в российской экономике бизнес-групп холдингового типа, свою эффективность демонстрируют и сетевые структуры. Очевидно, что касательно процессов межфирменной интеграции в российской экономике наблюдается обусловленное раздвоение оценок. С одной стороны, качественная интеграция часто отождествляется со структурами холдингового типа. С другой стороны, нет сомнений в необходимости движения следовать общемировой тенденции превращения сетевых структур в ведущий тип экономической интеграции.

1.2 Особенности использования сетевых форм в гостиничном бизнесе

Анализ многообразия дефиниций категории "сетевая структура" позволяет сделать вывод, что для предприятий гостиничной индустрии она не ограничивается понятием "гостиничная сеть", а представляет собой более емкое явление, включающее всевозможные горизонтальные и вертикальные интегративные взаимоотношения с различными предпринимательскими структурами, в том числе смежными с гостиничным бизнесом отраслями.

При этом основными критериями для создания и развития сетевой структуры в гостиничном бизнесе служат общие целевые ориентиры участвующих субъектов и эффективное использование ресурсного потенциала, основывающееся на возникающих возможностях кооперации и координации как конкурентных преимуществах.

Рассмотрим более подробно интегрированные и независимые сетевые структуры, характерные для гостиничного бизнеса.
Гостиничная сеть (тип интегрированной структуры) представляет собой взаимовыгодное объединение гостиничных предприятий в коллективный бизнес, управляемый из единого центра (под одной торговой маркой), который выполняет такие важные функции, как определение стратегии, образование альянсов и управление ими, координация финансовых и других видов ресурсов и технологий на основе общей системы информационного взаимодействия. Безусловно, гостиничные сети являются самой распространенной сетевой структурой, для которой характерно многообразие типов бизнес-моделей функционирования.