Файл: Эффективность менеджмента организации (Соотношение эффективности, надежности и качества современного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Введение

Сегодня мы часто сталкиваемся с проблемой нехватки рабочих мест. Многие предприятия закрываются или сокращают рабочие места. Малый и средний бизнес развивается медленными темпами. Но наряду с этим мы имеем примеры успешно развивающихся регионов. Почему одни предприятия терпят финансовые потери, а другие нет? Этот вопрос часто мы задаем менеджерам разного уровня. Как решить проблему эффективной системы управления.

Менеджер – управляющий какова его роль в эффективности предприятия? И что такое эффективное, качественное или результативное управление? От чего зависит эффективность менеджмента? На чем базируется успешность принятого решения? Ответы на эти вопросы в настоящее время это одна из важнейших задач предпринимательской деятельности.

Поэтому перед нами стоит цель понять и разобраться в современных подходах к оценке эффективности менеджмента и изучить информацию для достижения поставленной цели. [1-20c][21].

Для этого нам надо иметь представление о современном управлении, а также о сферах действия законов, основных принципов, применения инструментария и методов разработки и корректировки системы менеджмента организации.

Изучение эффективности менеджмента является довольно сложным процессом, поскольку предполагает учет различных факторов и предпосылок, которые оказывают совокупное влияние на управленческую деятельность [22].

2. Основная часть

2.1 Эволюция и развитие подходов

2.1.1 Происхождение термина эффективность

Сегодня мы наблюдаем как успешно не только зарубежные но и российские производители добиваются отличных результатов на мировом рынке. Но вместе с тем мы чаще сталкиваемся с закрытием нерентабельных производств. Почему одни предприятия терпят финансовые потери, а другие нет?

Какая зависимость между качеством и эффективностью производства?, Большинство многих ученых считают что существует прямая зависимость[1-25c]. Повышение качества продукции способствует повышению эффективности производства, и приводит к снижению затрат и увеличению прибыли. Но повысить качество можно лишь тогда, когда качество станет образом жизни руководителей предприятий на всех структурно - административных уровнях[1-33c] [21].


Сегодня в руках руководителей огромный потенциал технических факторов, информационных, человеческих, экологических, и мировая экономическая система. Все это требует эффективного их использования с целью повышения общей эффективности производства. эффективность можно рассматривается как основополагающую экономическую категорию, характерную различным общественно экономическим формациям и в широком смысле производительность характеризуются, результативностью производственного процесса, системы или формы хозяйствования.

Она определяется путем сопоставления отношения результатов хозяйственной деятельности (эффекта) и производственных затрат (причин) на получения этого эффекта[14-23c].

Наука этой проблеме уделяла огромное внимание. Это говорит о том, что эффективность продолжает оставаться актуальной и в настоящее время.

Попытаемся рассмотреть историю происхождение термина эффективность.

В середине XVIII в. в Англии и Шотландии началась промышленная революция, она привела к изменению как облика заводов и фабрик, так и самого общества. От руководителей производством потребовалось умение объединять ресурсы (людские и материальные) для решения стоящих перед ними новых задач. в конце XIX - начале ХХ века происходит отделение управления от собственности. и это привело к созданию крупных развитых структур. управление ими переходило от собственников к новой категории специалистов, - менеджерами [23]

Наверное это стало причиной зарождения науки управления. Появление новой науки - это всегда эпохальное событие. Целью науки было формирование у людей руководящих производством умения а не только опыта решать проблемы управления в сложных условиях, порождаемых промышленной революцией. [22]

Научный менеджмент связывают с именем Ф. Тейлора. Он говорил, что «искусство научного управления — это эволюция, а не изобретение» [10-101c] деятельность любого производства требует управленческого воздействия в четырех его главных направлениях — планирование, организация, руководство и контроль.

Другой ученый Г. Эмерсон считал главной заботой управляющего должна быть эффективность и так продолжают считать многие управляющие сегодня. «Нужно перестроить систему управления с ориентацией на качество - качество это все», - так писал известный специалист по менеджменту Т. Дж. Питерс. [10-105c]. «В системах управления вопрос о надежности - это вопрос первостепенного значения», - писал Дж. Тейлор[10-105c].. Что же является главным “идолом” управления - эффективность, надежность, качество?


В управлении первой стала обсуждаться проблема эффективности. эффективность производственной деятельности, по мнению многих ученых, зависит от степени интенсивности использования ресурсов. Для этого рассчитываются показатели, которые отражают зависимость между объемами продукции производства и размерами затраченных ресурсов. Эффективность коммерческой деятельности рассматривается через объемы продаж, качество и ассортимент продукции. Эффективность финансовой деятельности оценивается состоянием финансовых ресурсов, их способностью обеспечивать бесперебойность процессов производства и реализации продукции (работ, услуг).[24]

В главной работой в области менеджмента известный ученый, Г. Эмерсон, в книге «Эффективность как основание для управления и оплаты труда», которую он публиковал в 1900 г. и в другой своей книге 1912 г «Двенадцать принципов эффективности». В этих книгах он нисколько не заботился об определении самого понятия «эффективность», его употреблял в совершенно различных значениях. Однако он увидел в эффективности ее связь с функциональностью тем самым он сделал чрезвычайно важный вклад в развитие этого понятия. Сейчас эта связь стала восприниматься как что-то само собой разумеющееся. [21]

Проблема качества, стала основной из философских категорий. И первыми ей уделили внимание философы. Самым известным был Аристотель.

В своих трудах «Категории» Аристотель выделял десять категорий: [3-65c].

1) сущность - основа всех остальных свойств;

2) качество;

3) количество;

4) место;

5)время;

6) отношение;

7) обладание;

8)действие;

9)положение;

10) страдание.

Философ считает, что качеством мы именуем, прежде всего то, «благодаря чему предметы называются такими-то». В своих трудах известный философ выделяет четыре вида качеств[13-45c]:

1. устойчивые,

2. преходящие,

3. претерпеваемые

4. качество-очертание.

Под первым и вторым он подразумевает устойчивые и преходящие свойства, преходящими он называет свойства, которые легко поддаются колебаниям и быстро изменяются, например, тепло и холод, болезнь и здоровье.

Третьим видом качеств - для Аристотеля являются: сладость, горечь, смуглость, белизна, чернота.

К четвертому виду качеств ученый относит «очертания и имеющийся у каждой (вещи) внешний облик и, кроме того, прямизна и кривизна и тому подобное».

Согласно воззрениям Аристотеля, качества, как правило, называются «производными именами или именами, образованными от них как-то иначе; так от бледности - бледным, от умения читать и писать - умеющим читать и писать, от справедливости – справедливым» .


«Говорят, что оно более бело или менее бело, чем другое, и об одном справедливом, что оно более справедливо или менее справедливо, чем другое. Да и самому качественно определенному доступно приращение, ибо нечто, будучи белым, может стать ещё более белым; однако не всегда так, а лишь большей частью»[16-56c] - это еще одна характеристика качества в большей или меньшей степени: По Аристотелю качество не существует отдельно.

Конечно эта категория тесно взаимосвязана с такими категориями как «количество» и «отношение». А категории «количества» и «качества» предшествуют категории «отношения[22].

Заслуга философа в том что разрабатывая учение о качестве, он одновременно разрабатывал классификацию различных видов качеств.

Другие философы так же по смогли пройти мимо этой темы. По определению Гегеля (XIX в.), качество – это тождественная с бытием определенность. Можно привести еще немало определений, которые были даны различными учеными в ходе изучения качества Эту проблему изучали и схоласты[23].

Качество и надежность?

Проблематика надежности начинает разрабатываться намного позднее, с конца 40-х -начала 50-х годов двадцатого столетия, в основном представителями направления, связанного с управлением техническими системами. Г.И. Макин [4-109c], отмечал, что критерием экономической эффективности - качества производства является прибыль. Рентабельность, в которой отражается как объем прибыли, так и уровень затрат на производство продукции. Некоторые ученые под экономической эффективностью понимают и принимают в качестве основного критерия величину получаемого эффекта в расчете на единицу суммарных затрат.

С начала 70-х годов этого столетия проблема качества, в работах по менеджменту приобретает собственное звучание .

Хотя понятие «качество» имеет множество аспектов (философский, социальный, экономический, правовой), то в каждом определении превалирует один из его аспектов и ни одно из определений не обладает необходимой полнотой и точностью.

Сейчас категория качество занимает важное место в системе диалектики.

В период 60-70-х годах двадцатого века многие ученые в своих философских публикаций обратили внимание проблеме надежности[25]. Исследования проводились многими российскими и зарубежными учеными. Это труды В. Деминга, Д. Джурана, К. Исикавы, Ф. Кросби, Г. Тагути, А. Фейгенбаума, К. Исикавы, Дж. Хар- рингтона, У. Шухарта. Большой вклад в исследование экономических аспектов системы менеджмента качества внесли труды таких ученых, как Г.Г. Азгальдов, Р.Я. Белобрагин, А.А. Богданов, Б.И. Герасимов, А.В. Гличев, Д.С. Демиденко, Н.Д. Ильенкова, Дж. Кампанелла, Ю.А. Куликов, В.А. Лапидус, Д.С. Львов, В.В. Ок- репилов, С.В. Пономарев, А.Е. Хачатуров, В.Е. Швец, Дж.Ч. Шоттмиллер.


Некоторые философы ввели новые понятия эффективности. Она (эффективность) рассматривалась ими как «социализация» [8-45c], т.е. распространение ушло в социальную сферу, а не только сферу экономики. И понятие эффективности настоятельно стало требовать не только философско-методологического, но и социально-философского осмысление.[25]

Как понять содержание эффективность, ее философско-методологическое и социально-философское значение. Начнем с того что, с одной стороны, эффективность была первым идолом управления, а с другой стороны, эффективность как понятие, прагматическое по сути, в наше время признается многими философами если не основным то одним из важнейших, для деятельностного подхода. Сейчас многие считают что термин эффективность появился первоначально в экономической литературе. Термин эффективность в это время отразил происходящую смену взглядов на роль правительства, его переставали воспринимать не только как субъект власти, относится к нему как к субъекту управления. Для оценки его деятельности ученые стали предлагать некоторые рациональные подходы, измерением результата деятельности по отношению к определенной цели, связанные с объективированным и разумным.[21] Этот термин не вошел сразу в практику употребления среди экономистов этого времени.

Но уже в работах одного из основателей классической политэкономии Вильяма Петти, этот термин встречался уже. Также глава школы физиократов Франсуа Кенэ так же рассматривал этот термин. Эти философы употребляли термин в значении результативности и использовали его для оценки тех или иных правительственных или частных мер в зависимости от того, способствовали те или нет оживлению экономической жизни.[12-56c] Тогда еще понятие эффективность как самостоятельное экономическое понятие не разрабатывалось.

Но этот термин конечно же не мог исчезнуть навсегда. Развитие промышленной буржуазии, мануфактурного производства подготавливало и определило становление новых социальных субъектов управления –управленцев - менеджеров. Отправной точкой развития современного менеджмента считают 1866 год. В этом году бизнесмен Г. Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист»[21]. В своем докладе говорил о необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины. Доклад произвел большое впечатление на присутствующего на нем инженера-механика Ф.У. Тейлора и явился стимулом для создания им теории научного менеджмента [3- 28c].