Файл: История развития проблемного обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Слова И И. Лернера о проблемном обучении: «... с педагогической точки зрения, это такое обучение, при котором учащиеся на постоянной основе присоединяются к процессу решения проблем, которые основаны на содержании программных материалов»[7]

M.I. Махмутов отметил, что «... при подобном виде обучения знания не передаются учащимся «в готовой форме», а приобретаются ими во время процесса независимой познавательной деятельности при возникновении проблемной ситуации». «Основное преимущество проблемного обучения заключается в активизации когнитивной деятельности[8]

Конечно, процесс обучения - это более широкий и разнообразный чем процесс мышления. Но оба эти процесса можно рассматривать как определённую исследовательскую деятельность, направленную на решение теоретических и практических проблемных вопросов, что возникают перед человеком. Процесс обучения, который моделирует процесс мышления, называют проблемным обучением.

Теория такого обучения характеризуется использованием следующих понятий: проблемная ситуация, проблема, проблемный вопрос, проблемная задача, проблема, как принцип обучения.

Рассмотрим содержание этих понятий

Проблема (в пер. с греч. problema задача) – теоретический или практический вопрос, который не имеет готового ответа, поэтому он требует изучения, исследования, чтобы найти этот ответ. Обычно проблемы возникают перед человеком объективно: возникает новая задача, которая не может быть решена известными («старыми») методами, и с этого момента начинается научная мысль. В образовательных целях проблемы ставятся перед учениками учителем.

Учебная проблема представляет собой модель практической жизненной проблемы, разработанная учащимся согласно законам моделирования. Она должна воспроизводить основные связи и отношения объекта исследования с абстрагированием от несущественного, или, напротив, с наличием ряда несущественных моментов, из которых учащийся должен уметь извлекать и выделять существенные. Во втором случае при решении одной и той же проблемы изменяется только цель обучения.

Проблемная ситуация – это психологическое состояние субъекта, когда он сталкивается с проблемой, явно или смутно воспринимаемой им как интеллектуальная трудность, которая препятствует ему немедленно решать когнитивную или практическую задачу и требует от него поиска новых знаний либо новых способов действий чтобы устранить это затруднение. Субъективная потребность в новых знаниях, возникающих в проблемной ситуации, обусловливает познавательную активность индивида в обучении.


Проблемная ситуация отражает отношение субъекта знания к созданной трудности, но это отношение, в котором он не знает, как его преодолеть, его все равно нужно найти. Тем не менее, необходимость поиска может возникать только с ясным, а не смутным пониманием сути возникающей трудности. Это объясняется тем, что, попадая в проблемную ситуацию, субъект на данный момент видит это обстоятельство только как затруднение, но не как проблему, которую необходимо каким-то образом решать.

Часто случается, что смутно воспринимаемое затруднение постепенно перетекает в проблемную ситуацию и заставляет субъекта переходить к деятельности по поиску выхода из нее путем приобретения новых знаний, приобретения нового способа действия, т. е. вызывает когнитивную деятельность индивидуума, стимулирует его мышление. Как правило мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с «удивления», с противоречия. В дополнение к тому, что проблема должна существовать, чтобы начать думать, субъект должен обладать необходимым запасом знаний. Педагог должен сформировать условия для образования этих знаний у учащихся, или заранее, или во время решения проблемы в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация может возникнуть непреднамеренно в процессе обучения. Такое случайное возникновение проблемной ситуации возможно, когда обучающийся не может положительно решить какое-либо противоречие, которое его одноклассники вполне способны решить ее (индивидуальная проблемная ситуация), или если вся группа (проблемная ситуация для всех) затрудняется объяснить какое-то явление, с которым он встречается через учебник.

Таким образом, психология образовательной деятельности как научной теории дает возможность учителю строить обучение как формирование собственной познавательной деятельности учащихся, что, в свою очередь, означает «научить его учиться». Задача учителя заключается не просто в том, чтобы представить готовые научные знания, а в том, чтобы «помочь ученику самостоятельно построить свою учебную деятельность» в соответствии с объективными законами обучения (принять задачу для решения, решить ее с помощью мыслительных процессов, научиться мыслить и уметь творчески применять изученный метод решения таких задач в различных условиях).

Правильное обучение, согласующееся с теорией учебной деятельности, приводит не только к накоплению знаний и навыков, но и к развитию умения мыслить при помощи знаний, таким образом развиваются интеллектуальные способности.


Поисковая деятельность, нацеленная на решение теоретических и практических проблемных задач, что возникают перед человеком во время обучения, называется проблемным обучением.

Использование проблемного обучения требует определенных условий при организации учебного процесса. Необходимо четко понимать особенности этого подхода и выяснить какая часть учебного материала больше всего подходит для изучения с использованием проблемного обучения.

1. Подготовка преподавателя, которая требует глубокого знания своего предмета, новых научных концепций, подходов; высокого уровня образованности, а также владение методикой проблемного обучения, которая предполагает прежде всего умение диалогического доброжелательного общения со студентами; умение поощрения студентов к самостоятельным познавательным поискам; внимательное отношение к мыслям, гипотезам, высказываниям студентов; обеспечение посильности работы студентов с теми или другими проблемными задачами, то есть рационального соотношения известного и неизвестного.

2. Подготовленность студентов: обеспечение мотивации, которая способна вызвать интерес до содержания проблемы; уровень владения приёмами умственной деятельности; знания фактического программного материала.

3. Научно-методическое обеспечение процесса обучения для создания проблемных ситуаций.

4. Учет особенностей конкретной дисциплины, темы, которую изучают, а также время, отведенного за программой (проблемное обучение требует значительных затрат времени, поэтому в определенном объеме используется не часто).

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения.

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, что бы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемное обучение имеет ряд своих преимуществ. Оно помогает в развитии мышления, учит критически и творчески подходить к решению проблемы. Конечно, не все темы учебного материала могут изучаться с помощью этого обучения. Но изучение некоторых вопросов на основе проблемного обучения может дать положительные результаты. Оно широко используется при преподавании многих дисциплин в высшей школе и может быть достаточно эффективным, так как заставляет думать и решать проблемы самостоятельно и творчески.


1.3. Сравнительная характеристика проблемного и традиционного обучения

Рассмотрим основные различия между традиционным и проблемным обучением.

Основное различие между двумя типами обучения поставленные цели и принципы организации педагогического процесса.

Цель традиционного обучения заключается в усвоении результатов научных знаний, вооружении учащихся знаниями основ науки, прививании им соответствующих знаний и формировании навыков.

Цель проблемно-диалогического обучения шире, заключается в изучении не только результатов научного знания, но и определяется сам путь, процесс достижения этих результатов, а также в формировании познавательной деятельности ученика и развитии его творческих способностей. Основное внимание здесь уделяется развитию мышления.

Проблемное обучение основано на теоретических принципах американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, который основал экспериментальную школу в Чикаго в 1894 году, в которой учебная программа была заменена трудовой и игровой деятельностью.

Уроки чтения, арифметические действия, письма проводились только в связи с потребностями, инстинктами, которые возникали у детей спонтанно, как их физиологическое созревание. Дьюи выделил всего четыре инстинкта обучения: конструкторский инстинкт, социальный инстинкт, инстинкт художественного выражения, инстинкт исследования. При возникновении одного из этих инстинктов ребенку были предоставлены соответствующие источники знаний: слово, произведения искусства, различные технические устройства, дети постепенно вовлекались в процесс игры и труда. Дж. Дьюи утверждал, что стремление к знаниям появляется в человеке только тогда, когда перед ним возникает какая-либо проблема, которую он не может решить всеми известными ему способами. Разрешая проблему, он обучается. Концептуальные положения Дж. Дьюи основывались на том факте, что в онтогенезе ребенок следует по пути человечества в познании; что обучение является спонтанным, неконтролируемым процессом; что ребенок изучает материал, а не просто слушает или воспринимает чувствами и учится в результате удовлетворения своих потребностей в знаниях.

В советской педагогике появление дидактической системы проблемного обучения связано с исследованиями Л.В. Занкова, М.И. Махмутова, М.А. Данилова, А.М. Матюшкина, В. В. Давыдова Т.В. Кудрявцева и Д. Брунера (организация содержания и построение учебного процесса), М.Н. Скаткина, И.Я. Лернер, (содержание и методы обучения); Н. Мечинской и Е. Н. Кабановой-Меллер (построение системы когнитивных технологий).


Выдвинув идею новой дидактической системы развития образования, Л.В. Заньков представил его как комбинацию новых дидактических принципов, построенных на основе закономерностей в отношении обучения и развития школьников. Эти принципы экспериментально доказали преимущества новой схемы учебного процесса над традиционной системой[9].

Как уже отмечалось, главное различие между проблемным и традиционным обучением в двух аспектах: это отличие по целям и принципам организации педагогического процесса.

Цель проблемного типа образования - это не только ассимиляция результатов научного знания, системы знаний, но и сам способ достижения этих результатов: формирование так называемой универсальной учебной деятельности, формирование познавательной способности, инициативы и развитие его творческих способностей.

Цель традиционного образования состоит в том, чтобы ассимилировать результаты научных знаний, оснастить учащихся базовыми знаниями в области наук, передать им соответствующие навыки.

В основе организации преподавателя объяснительного и иллюстративного обучения находится принцип передачи обучающимся готовых положений науки.

В основе организации цели учебного процесса проблемного, лежит принцип обучения и познавательной деятельности ученика, то есть принцип обнаружения результатов науки, методов действий, изобретения новых предметов или способов применения знаний на практике.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он постоянно формирует проблемные ситуации, информирует учащихся о фактах, организует воспитательную и познавательную деятельность таким образом, чтобы на основе анализа фактов ученики самостоятельно делали выводы и обобщения. Ученики с помощью учителя, генерируют определенные понятия, законы; и только в тех случаях, когда это необходимо, учитель объясняет содержание материала и самые сложные понятия. В результате учащиеся развивают навыки мыслительных операций и универсальной учебной деятельности (УУД), навыки передачи знаний, развития внимания, воли и творческого воображения.

Проблемное преподавание связано с деятельностью учителя, при которой он создает систему проблемных ситуаций, излагает учебный материал, объясняет его и управляет деятельностью учащихся по изучению новых знаний, как традиционным способом, так и способом самостоятельного решения проблем обучения и решения их.

Проблемное обучение – это познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение знаний и способов деятельности, восприятие объяснения учителя в проблемной ситуации, самостоятельный анализ проблемных ситуаций, в формулировке проблемы и решении их путем предложения, выдвижение гипотез и обоснование их, а также проверку правильности решений.