Файл: Метод РИПСА в задаче выбора решений (Теретические аспекты применения метода РИПСА для принятия управленческих решений)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В супермаркете отведено достаточное количество помещений для хранения товаров.

Перед тем, как отправить товары на хранение, продавцам супермаркета необходимо принять решение, отправить ли товар на склад или сразу в торговый зал супермаркета. Сразу в торговый зал супермаркета отправляются скоропортящиеся товары, алкогольные напитки и другие наименования товаров, на которые высокий спрос и которые в данный момент отсутствуют в продаже (т. е. ранее были раскуплены). Таким образом, товары хранятся как в специальных помещениях, так и непосредственно в торговом зале.

В организации хранения принимают участие грузчики, продавцы, зав. товарными секциями. Контролирует данный процесс директор супермаркета.

Как уже было отмечено, принятые товары помещают в специально приспособленные для хранения помещения. Товары, внутри данных помещений (холодильников и складов), группируются по признаку однородности режима хранения, определяемому физико-химическими и биологическими свойствами товаров. Внутри таких групп товары размещаются по ассортиментному признаку.

За каждой товарной группой в холодильниках и складах супермаркета закрепляются постоянные места хранения (площадки, стеллажи, полки). Адресность хранения обеспечивает оперативное управление товарными запасами супермаркета и соблюдение очередности продажи с учетом времени хранения товаров в супермаркете и установленных сроков реализации.

Технология хранения в супермаркете предполагает использование оптимальных способов укладки товаров с позиции эффективного использования отведенных площадей и торгово-технологического оборудования. При определении способа укладки работники супермаркета учитывают основные факторы: упаковка и вид тары; количество товаров, подлежащих хранению.

Директор супермаркете «Сюрприз» контролирует соблюдение своими подчиненными режима хранения товаров, который характеризуется определенными требованиями к температуре, влажности воздуха и санитарно-гигиеническим условиям.

Таким образом, торгово-технологический процесс в области хранения товаров организован удовлетворительно: соблюдаются требования нормативных документов по хранению товаров, не допускается их порча, организован процесс управления запасами.

В торговый зал супермаркета товары поступают полностью подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже в супермаркете включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям.


К основным подготовительным операциям для всех товаров относят:

  • распаковку;
  • сортировку;
  • проверку правильности маркировки;
  • придание товарного вида, перемещение в торговый зал, к местам размещения товаров.

Распаковка — это освобождение товаров от внешней транспортной тары, оберточных и перевязочных материалов. В супермаркете происходит силами продавцов и грузчиков на этапе выгрузки товаров и отправки их на хранение.

Сортировка предусматривает группировку товаров по ассортиментным признакам; также происходит на этапе отправки на хранение.

Маркировка включает прикрепление к товарам ярлыков с указанием наименования товара, его артикула, сорта, цены. Данная операция производится для товаров, фасуемых в супермаркете, с помощью специальных весов.

Пополнение торгового зала супермаркета товарами со складских помещений производится ежедневно в начале рабочего дня и тогда, когда в этом есть необходимость (заканчивается товар). Эти функции выполняют: зав. секцией, продавцы, грузчики.

В торговом зале продавцы при необходимости консультируют покупателей, помогают при выборе того или иного товара. Если покупатель обращается к сотруднику супермаркета, тот должен ответить по возможности на все его вопросы, помочь в выборе товара, показать место товара в отделе. Приятная манера общения с покупателями и помощь при выборе положительным образом сказывается на репутации супермаркета. Если покупатель не доволен товаром, за который уже расплатился, супермаркет обязан заменить товар на аналогичный или вернуть деньги за покупку.

Итак, из анализа торговой деятельности супермаркета «Сюрприз» можно сделать вывод, что магазин уверено закрепился в городе, конкурентоспособен, имеет закрепившуюся клиентуру, приносит стабильную доходность. Основными рисковыми компонентами в деятельности супермаркета являются особенности спроса покупателей, честность продавцов, надежность поставщиков. Далее рассмотрим пути минимизации рисков супермаркета используя метод РИПСА.

2.2. Применение метода РИПСА для уменьшения коммерческих рисков супермаркета «Сюрприз» и способы их уменьшения


После выявления рисков, с которыми может столкнуться супермаркет «Сюрприз» в процессе осуществления предпринимательской деятельности, после определения факторов, оказывающих влияние на уровень риска, и после проведения оценки рисков, а также выявления связанных с ними потенциальных потерь, перед предприятием стоит задача разработки программы минимизации выявленных рисков, т.е. специалист по риску должен принять решение о выборе наиболее приемлемых механизмов нейтрализации предпринимательских рисков.

Супермаркет «Сюрприз» в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности может отказаться от совершения финансовых операций или от вида деятельности, связанных с высоким уровнем риска, т.е. уклониться от риска. Данное направление нейтрализации рисков является наиболее простым и радикальным. Оно позволяет полностью избежать потенциальных потерь, связанных с предпринимательскими рисками, но с другой стороны, не позволяет и получить прибыли, связанные с рискованной деятельностью. Кроме этого, в отдельных случаях уклонение от риска может быть просто невозможным, а избежание одного вида риска может привести к возникновению других. Поэтому, как правило, данный способ применим лишь в отношении очень серьезных и крупных рисков.

Решение об отказе от определенных предпринимательских рисков может быть принято как на предварительной стадии принятия решения, так и позднее, путем отказа от дальнейшего осуществления деятельности, в том случае, если риск оказался выше предполагаемого. Однако большинство решений об избежании риска принимается на предварительной стадии принятия решения, так как отказ от продолжения деятельности часто влечет значительные финансовые и иные потери для фирмы, а иногда затруднителен в связи с контрактными обязательствами супермаркета «Сюрприз».

Так директору супермаркета «Сюрприз» поступила оферта от ООО СПК «Дружба» на поставку овощей местного производства, в прайсе была указана выгодная ценовая политика данного предприятия, данное предприятие хорошо зарекомендовало себя на рынке сбыта. Но у супермаркет уже был заключен договор на поставку продукции с иным поставщиком, и расторжение контракта было чревато судебным разбирательством, потерями финансов на судебные издержки. Естественно в данной ситуации наиболее правильна тактика уклонения от предпринимательских рисков.

Применение такого метода нейтрализации финансовых рисков, как уклонение от риска, эффективно при выполнении определенных условий:


1) отказ от одного вида предпринимательского риска влечет за собой возникновение других видов рисков более высокого или однозначного уровня;

2) уровень риска намного выше уровня возможной доходности предпринимательской сделки или деятельности в целом;

3) финансовые потери по данному виду риска предпринимательская фирма не имеет возможности возместить за счет собственных финансовых средств, так как эти потери слишком высоки.

Естественно, что не от всех видов предпринимательских рисков супермаркет «Сюрприз» может уклониться, большую часть из них она «принимает на себя», т.е. сознательно идет на риск и занимается бизнесом до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям. Некоторые риски принимаются, так как несут в себе потенциал возможной прибыли, другие принимаются в силу своей неизбежности.

При принятии риска на себя основной задачей является изыскание источников необходимых ресурсов для покрытия возможных потерь. В данном случае потери покрываются из любых ресурсов, оставшихся после наступления предпринимательского риска и как следствие — наступление потерь. Если оставшихся ресурсов у фирмы недостаточно, то это может привести к сокращению объемов бизнеса.

Ресурсы, имеющиеся в распоряжении супермаркета «Сюрприз» для покрытия потери, можно разделить на две группы;

1) ресурсы внутри самого бизнеса;

2) кредитные ресурсы.

Ресурсы внутри самого бизнеса. При возникновении потерь крайне редко бывают повреждены все виды собственности одновременно, поэтому к внутренним ресурсам относятся:

- наличность в кассе, которая не страдает при физическом повреждении зданий и сооружений, принадлежащих предприятию;

- остаточная стоимость поврежденной собственности;

- доход от частичного продолжения как финансовой, так и производственной деятельности;

- дивиденды и процентный доход от доходных инвестиций;

- дополнительные средства, вносимые владельцами бизнеса с целью его поддержания и пр.

- нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде, до его распределения может рассматриваться как резерв финансовых ресурсов, направляемых в необходимом случае на ликвидацию негативных последствий отдельных финансовых рисков;

- резервный фонд фирмы, который создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предпринимательской фирмы. На его формирование направляется не менее 5% суммы прибыли, полученной фирмой в отчетном периоде.


Кредитные ресурсы. В том случае, если супермаркет «Сюрприз» не в состоянии покрыть все потери, возникающие в результате воздействия предпринимательских рисков, из внутренних ресурсов, часть из них можно покрыть с использованием кредитных ресурсов.

Однако в данном случае доступность кредитных ресурсов имеет существенные ограничения. И главным из них является перспектива будущей прибыльности фирмы. Доступность кредитных ресурсов во многом зависит от остаточной стоимости бизнеса после возникновения потерь. В финансовых кругах ходит такая шутка: «Для того чтобы получить кредит, необходимо доказать, что ты в нем нуждаешься». Поэтому фирме еще до возникновения потерь необходимо иметь план их преодоления, чтобы убедить кредитные организации в перспективах деятельности фирмы. Другим ограничением в привлечении кредитных ресурсов после возникновения рисков может быть их цена. Использование кредитных ресурсов может ослабить финансовое положение предпринимательской фирмы.

Следующий возможный метод нейтрализации рисков, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности супермаркета «Сюрприз», — это передача, или трансферт, риска партнерам по отдельным сделкам или хозяйственным операциям путем заключения контрактов. При этом хозяйственным партнером передается та часть предпринимательских рисков фирмы, по которой они имеют больше возможностей нейтрализации их негативных последствий и, как правило, располагают более эффективными способами внутренней страховой защиты. В современной практике управления рисками получили распространение следующие основные направления передачи финансовых рисков.

Передача рисков путем заключения договора факторинга. Предметом передачи в данном случае является кредитный риск предпринимательской фирмы, который в преимущественной его доле передается коммерческому банку или специализированной факторинговой компании, что позволяет фирме в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска.

Передача риска путем заключения договора поручительства. В силу договора поручитель обязывается перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. Предпринимательская фирма использует поручительства для привлечения заемного капитала и при этом несет ответственность перед поручителем за четкое исполнение договора поручительства. Таким образом, фирма-кредитор передает риск не возврата кредита и связанные с этим потери поручителю.