Файл: Муниципальные предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статья 295 ГК РФ не предоставляет собственнику право изымать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, при этом само предприятие не вправе отчуждать имущество, переданное ему на праве хозяйственного ведения, когда такое отчуждение приводит к невозможности осуществления им хозяйственной деятельности.[20]

Муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в том числе после отчислений в фонды данного предприятия, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются органами местного самоуправления, что составляет одну из статей дохода местного бюджета.[21]

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется органами местного самоуправления.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно статье 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.[22]

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях:[23]

  • принимает решение о создании унитарного предприятия;
  • определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
  • определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
  • утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
  • принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
  • формирует уставный фонд муниципального предприятия;
  • назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
  • согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
  • утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
  • дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
  • осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
  • утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Как ранее отмечалось, муниципальные унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью, то есть вправе осуществлять только те виды деятельности, которые определены в уставе предприятия. Согласно пункту 1 статьи 113 ГК РФ устав предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия.[24]

Кроме того, нормативными актами могут быть установлены отдельные виды деятельности, которыми унитарные предприятия не вправе осуществлять.

Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Таким образом, Законом об унитарных предприятиях установлено три ограничения для унитарных предприятий: цель, предмет и вид деятельности. Сделки, совершаемые унитарным предприятием помимо того, что должны соответствовать целям и входить в сферу предмета деятельности предприятия, также должны являться формой осуществления вида деятельности, закрепленного в уставе предприятия.[25]

Согласно статье 7 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (муниципального образования).

Имеются и определенные положения связанные с ликвидацией муниципальных предприятий.

Согласно статье 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.[26]

Сама по себе ликвидация должника не может нарушать прав кредитора, поскольку законом предусмотрена возможность удовлетворения их требований при ликвидации. Ликвидация не предполагает прекращения обязательств ликвидируемого предприятия без исполнения надлежащим образом принятых им обязательств.

Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется ГК РФ, Законом об унитарных предприятиях и иными нормативными правовыми актами.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано как в добровольном (по решению собственника его имущества), так и в принудительном порядке.


Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества в случае истечения срока, на который создано предприятие, в связи с достижением цели, ради достижения которой оно создано либо по иным основаниям.

Согласно пункту 4 статьи 35 Закона об унитарных предприятиях в случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.

Следует отметить, что наличие решения о добровольной ликвидации не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 ГК РФ.

Собственник имущества унитарного предприятия, принявший решение о ликвидации унитарного предприятия обязан незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В настоящее время таким органом является Федеральная налоговая служба.

Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 62 ГК РФ. Исходя из содержания указанных норм руководитель ликвидационной комиссии имеет право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.[27]

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества унитарного предприятия.

В случае, если на момент принятия решения о ликвидации предприятие не имеет обязательств перед кредиторами, а также оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество, юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.


Завершающим этапом ликвидации общества является государственная регистрация унитарного предприятия в связи с ликвидацией. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Ликвидация общества считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Заключение

Согласно ГК РФ муниципальное предприятие – это коммерческая организация, имущество которой остается неделимой собственностью ее учредителя.[28] Данная организация имеет определенный трудовой коллектив работников, который используется собственником имущества данной организации в целях удовлетворения общественных потребностей местного сообщества, использующая определенный статус правосубъективности, закрепленный в уставе, и использующий совокупность переданного ей на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имущества, возглавляемая руководителем, назначаемым собственником, отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, при субсидиарной ответственности собственника в установленных законодательством случаях.

Российское законодательство предусматривает две организационно-правовые формы муниципальных унитарных предприятий. К первой относятся предприятия, экономической основой которых является имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения. Ко второй относятся предприятия, имущество за которыми закрепляется на праве оперативного управления, - казенные предприятия. Правомочия муниципальных образований - собственников имущества этих предприятий по управлению определяются в зависимости от правовых оснований, на которых предприятиям передано имущество.

Муниципальные предприятия с одной стороны, это юридические лица, которые обладают существенными признаками коммерческих организаций и признаны таковыми законодателем. С другой стороны, муниципальные унитарные предприятия обладают признаками публично-правовых организаций - органов власти и государственных (муниципальных) учреждений, главным из которых является сочетание таких факторов, как высокая степень контроля за деятельностью предприятий со стороны учредителей и наличие значительной некоммерческой составляющей в их работе.


В своей деятельности муниципальные предприятия не могут руководствоваться только задачами, которые перед ними ставит рынок. Они должны проводить в жизнь политику публично-правовых образований по обеспечению граждан, организаций, самих публично-правовых образований теми или иными товарами независимо от целесообразности такой деятельности для предприятий как участников имущественного оборота. Следовательно, муниципальные предприятия унитарные активно участвуют в имущественном обороте для того, чтобы выполнять функции публично-правовых образований.

Муниципальные унитарные предприятия обладают определенным правовым статусом, который служит отправным пунктом их предпринимательской правосубъектности. С точки зрения значимости социального положения в системе предпринимательских отношений государственные и муниципальные предприятия являются необходимым и незаменимым элементом данной системы.

На сегодняшний день муниципальные предприятия являются одной из основных форм участия государства в предпринимательской деятельности, а важность и необходимость участия самого государства в коммерческом обороте очевидна.

Библиография

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 30.12.2008) // Российская газета от 21.01.2009г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 05.04.2010) // СЗ РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
  4. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 01.12.2007) // СЗ РФ, 02.12.2002, N 48, ст. 4746.
  5. Артеменков, С. Правовой статус государственных и муниципальных предприятий// Законность, -2013. - № 5. - с. 19 - 22.
  6. Ершова И.В. предпринимательское право: Учебник / Инна Владимировна Ершова. - Изд. 5-е, перераб. И доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2010. - 800 с.
  7. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 19.05.2010) // СЗ РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1930.
  8. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право. – М.: ЮД Юстицинформ, 2010.
  9. Кокотов А.Н. Муниципальное право России. – М.: Высшее образование, 2009.
  10. Мазурин В.В. Значение деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий // Право и современность. Сборник научно-практических статей. Вып. 3: Ч. 2. – Саратов: СЮИ МВД России, 2011. С. 158-163.
  11. Мозолин В.П. Гражданское право. Часть 1. – Юристъ, 2010.
  12. Соболев А.В. Понятие финансово-правового статуса государственных и муниципальных учреждений // Вестник Воронежского государственного университета. № 2 (7), 2012.
  13. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) СЗ РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431
  14. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».- «Российская газета», N 148-149, 06.08.1998.
  15. http://www.consultant.ru
  16. http://www.audit-it.ru