Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 3
Введение
Современный этап развития общества ставит перед российским государством решение ряда актуальных вопросов, связанных с необходимостью урегулирования новых проблем экономического развития страны. Данный аспект государственной деятельности предполагает повышение эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора и поиск внутренних резервов для решения данных вопросов.
Перед государством в текущий момент наиболее ярко встает задача создания концепции эффективного правового положения предприятий как неотъемлемого института экономической стабилизации и создания платформы для развития государственного сектора экономики.
Конституция Российской Федерации[1] 1993 года закрепила в себе положения о признании и защите частой, государственной и муниципальной форм собственности, предоставив этим основу для развития гражданско-правовых институтов в области управления государственной и муниципальной собственностью.
Понятие государственной и муниципальной собственности предполагает определение понятий и основ её правового положения, порядок приобретения и прекращения государственных и муниципальных предприятий.
Наиболее актуальным вопросом для местного самоуправления в настоящий момент является эффективное управление соответствующей основой его деятельности. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.[2]
В части 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.[3] Несовершенство управления муниципальной собственностью предполагает преобразование правовых основ данной деятельности. В рамках реформирования местного самоуправления достаточно важным моментом является финансовая основа местного самоуправления, центром которой является право муниципальной собственности. Круг объектов муниципальной собственности достаточно широк, однако, наиболее важными элементами в системе муниципального хозяйства являются муниципальные предприятия и учреждения.
Глава 1. Понятие и правовой статус муниципальных предприятий
Под предприятием по действующему законодательству понимается коммерческая организация, действующая как самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в установленном законом порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Муниципальным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество муниципального предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.[4] Муниципальное предприятие предполагает неделимость его имущества. Оно может быть создано лишь одним публичным собственником, к которому относится муниципальное образование. Создание муниципальных предприятий путем соучредительства не допускается.
Административно-правовой статус всех видов предприятий и учреждений включает в себя совокупность всех их прав и обязанностей, реализуемых ими в управленческих административно-правовых отношениях, которые складываются, прежде всего, во взаимоотношениях предприятий и учреждений с муниципальными органами исполнительной власти.
Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой правоспособностью.[5] Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.[6]
Правовое положение муниципальных предприятий определяется Гражданским кодексом и Федеральным законом № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г.
Правовой статус муниципальных предприятий характеризуется следующим:
- Муниципальные предприятия создаются органами местного самоуправления;
- Имущество муниципального предприятия находится соответственно в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- Фирменное наименование муниципального предприятия должно содержать указание на собственника его имущества;
- Органом управления муниципальным предприятием является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен;
- Муниципальное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности;
- Муниципальное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
- Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества;
- Муниципальное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.[7]
Кроме того, можно выделить следующие особенности правового статуса муниципальных предприятий:
- создание муниципального предприятия на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований, не допускается;
- муниципальное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с требованиями Закона о регистрации юридических лиц и особенностями, предусмотренными Законом об муниципальных предприятиях;
- имущество муниципального предприятия формируется за счет:
- имущества, закрепленного за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
- доходов от его деятельности муниципального предприятия;
- иных не противоречащих законодательству источников.
- Муниципальные предприятия по согласованию с собственником его имущества могут создавать филиалы и открывать представительства.
- Муниципальные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих, а также некоммерческих организаций, в которых федеральным законом допускается участие юридических лиц. Они не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
- Полномочия муниципального образования как собственника имущества муниципального предприятия не могут быть переданы органам управления других уровней власти.
- Заимствования муниципальных предприятий осуществляется:
- в форме кредитов по договорам с кредитными организациями;
- в форме бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ;
- путем размещения облигаций или выдачи векселей.
- Муниципальные предприятия реорганизуется только по решению собственника его имущества. Муниципальные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
- Муниципальное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.
- Муниципальное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества, а также по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГК РФ и иными федеральными законами.[8]
Данные особенности характеризуют административно-правовой статус муниципальных предприятий в РФ.
Глава 2. Виды муниципальных предприятий и порядок управления ими
Муниципальные предприятия существуют в двух разновидностях: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления (казенные).[9] Различия в их правовом статусе заключаются, прежде всего, в объеме правомочий, получаемых муниципальными предприятиями в отношении имущества учредителя-собственника, поскольку право хозяйственного ведения по своему содержанию значительно шире права оперативного управления. В частности, для совершения казенным предприятием любых сделок по распоряжению имеющимся у него имуществом требуется обязательное согласие собственника, если только речь не идет о готовой продукции такого предприятия. Важным для оборота является и то обстоятельство, что по долгам казенных предприятий при недостатке у них своего имущества ответственность несет их учредитель - Российская Федерация, тогда как для обычных муниципальных предприятий такая ситуация исключается. Поэтому казенное предприятие в отличие от обычного муниципального не может быть объявлено банкротом.
Муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения создаются муниципальными образованиями (в том числе совместно - на началах общей долевой собственности учредителей на их имущество). Казенные предприятия могут создаваться только на базе федеральной собственности по решению федерального правительства в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (п. 1 ст. 115 ГК РФ). Количество казенных предприятий (казенных заводов, казенных фабрик, казенных хозяйств) сравнительно невелико. К ним, в частности, относятся предприятия, осуществляющие производство некоторых видов оборонной продукции, и предприятия исправительных учреждений.
Муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создавать дочерние предприятия (п. 7 ст. 114 ГК РФ). Эти последние также являются унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, и поэтому не представляют собой особой, самостоятельной организационно-правовой формы. Они создаются с разрешения собственника-учредителя (или уполномоченного им органа) путем передачи унитарным предприятием-учредителем части своего имущества в хозяйственное ведение вновь создаваемому унитарному предприятию (т.е., по сути, путем реорганизации в форме выделения). Иначе говоря, речь идет об унитарном предприятии не собственнике, созданном другим унитарным предприятие не собственником.
При этом предприятие-учредитель принимает на себя функции собственника в отношении своего дочернего предприятия, т.е. утверждает ему устав (определяя объем правоспособности) и назначает руководителя (директора), а в необходимых случаях дает согласие на совершение сделок по распоряжению недвижимым имуществом (п. 2 ст. 295 ГК РФ). Оно, как и собственник обычного унитарного предприятия, не отвечает по долгам своего дочернего предприятия (п. 8 ст. 114 ГК РФ), что также существенно отличает дочернее предприятие от дочернего общества. Необходимость в создании дочерних предприятий обычно возникает для крупных государственных предприятий, выделяющих из своего состава отдельные структурные подразделения (например, имеющийся на промышленном предприятии цех по производству товаров народного потребления или некоторые вспомогательные производства), которые собственник не считает необходимым приватизировать.
Все виды унитарных предприятий отвечают по своим обязательствам всем закрепленным за ними имуществом (не будучи его собственником) (п. 5 ст. 113 ГК РФ). С 1990 г. российское законодательство исключило возможность появления объектов, забронированных от взыскания кредиторов (если, конечно, речь не идет об объектах, изъятых из оборота или ограниченных в обороте). Вместе с тем унитарное предприятие не отвечает своим имуществом по обязательствам своего учредителя-собственника, что также является гарантией интересов его кредиторов. В этом смысле унитарное предприятие становится полноценным участником имущественного оборота.
Муниципальные предприятия имеют и свою систему управления. Система управления муниципальным предприятием отличается от механизма управления другими коммерческими организациями. В муниципальном предприятии в обязательном порядке формируется только один единоличный орган управления — директор, генеральный директор. Он назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен собственнику. Основная функция руководителя унитарного предприятия заключается в организации выполнения решений, исходящих от собственника имущества предприятия. Руководитель отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества предприятия.
Руководитель действует от имени муниципального предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от его имени, утверждает структуру и штаты предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.