Файл: Понятие и система источников гражданского права (Понятие и предмет гражданского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как правило, все правовые нормы нового закона вступают в действие одновременно. Вместе с тем при введении в действие значительных по объему и сфере действия гражданских законов некоторые его положения могут быть введены в действие либо раньше, либо позже основной массы содержащихся в нем норм права. Так, если большинство положений части первой ГК было введено в действие с 1 января 1995 г., то глава 4 ГК была введена в действие со дня официального опубликования части первой ГК, т.е. с 8 декабря 1994 г. Введение же в действие главы 17 ГК было отложено до дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» особо отмечается, что по смыслу Конституции РФ и Федерального закона от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет[8].

Подзаконные нормативные акты гражданского законодательства вступают в действие в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» с изменениями от 16 мая 1997 г.[9]. Так же как и законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в «Российской газете» или в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальными являются также тексты указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Для более оперативного ознакомления субъектов гражданского права с вновь принятыми нормативными актами указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Однако это не считается их официальным опубликованием.


Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их официального опубликования. Вместе с тем в указах Президента Российской Федерации и в постановлениях Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих общественных отношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Сформулированные выше правила имеют чрезвычайно важное значение, поскольку в недалеком прошлом многочисленные ведомственные нормативные акты нередко противоречили нормативным актам, обладающим более высокой юридической силой, а иногда и не публиковались в органах печати, доступных для субъектов гражданского права. Государственная регистрация этих актов в Министерстве юстиции Российской Федерации позволяет поставить заслон на пути ведомственных нормативных актов, не соответствующих законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации. Необходимость же официального опубликования ведомственных нормативных актов позволяет исключить применение неопубликованных актов и актов, опубликованных в малодоступных для участников гражданского оборота источниках. Наряду с моментом вступления в действие гражданско-правового нормативного акта важное значение имеет также момент прекращения его действия. Иногда в самом нормативном акте устанавливается срок его действия. Такие нормативные акты утрачивают юридическую силу с наступлением установленного в них срока. Так, постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601 «Об утверждении Положения об акционерных обществах» было установлено, что указанное Положение действует до принятия Закона об акционерных обществах. Поэтому указанный нормативный акт прекратил свое действие с момента принятия Закона об акционерных обществах. В большинстве же гражданско-правовых нормативных актов срок их действия не определен и они прекращают свое действие либо в результате их прямой отмены, либо в связи с принятием нового нормативного акта, отменяющего или изменяющего содержание ранее действовавшего нормативного акта.


Поскольку гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, гражданско-правовые нормативные акты распространяют свое действие на всей территории Российской Федерации. Однако орган, издавший гражданско-правовой нормативный акт, может ограничить территорию действия данного акта. Например, действие нормативного акта может быть ограничено районами Крайнего Севера.

Заключение

Экономика России за последние годы вышла на стабильно растущий уровень развития. Этому в немалой степени способствовало формирование гражданского законодательства, обеспечивающего правовую регламентацию рыночных преобразований.

Договор – центральный и важнейший институт гражданского права, который используется во всех сферах предпринимательства и обслуживает разнообразные имущественные и личные потребности граждан.

С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации был провозглашен принцип свободы договора, согласно которому стороны вправе заключать предусмотренные гражданским законодательством договоры, так и не предусмотренные им. Единственное требование для таких договоров - не противоречие их гражданскому законодательству.

С течением времени вместе с развитием системы общественных отношений, опосредствуемых договорами, расширился состав возможных участников: наряду с физическими лицами (гражданами) в этой роли стали выступать коллективные образования, признанные самостоятельными субъектами гражданского права - юридическими лицами. Все более многообразными становились предусмотренные в законодательстве типы договоров, усложнялись комбинации элементов, используемых при конструировании договорного правоотношения, и др.

Присоединение к договору в целом означает, что сторона, получившая формуляр, имеет только два правомочия:  заключить договор в предложенной форме либо полностью отказаться от его заключения.

Правом участия в обсуждении условий договора   закон присоединяющуюся сторону не наделяет.

Все условия договора присоединения определяются стороной, которая предлагает формуляр. Воля второй стороны в договоре ограничена двумя названными выше правомочиями.

Поэтому законный принцип свободы в договорах присоединения, как и в договорах публичных, для одной из сторон существенно ограничен.

Ограничение свободы названного договора имеет объективные причины.

Представляется, что главной из них являются обстоятельства, когда организации приходится заключать договоры в массовом порядке. Речь идет, главным образом, об организациях – монополистах, банках, страховщиках, перевозчиках.


Заключение договоров обычным способом обязало бы такие организации учитывать мнение каждого контрагента по договорным условиям, что привело бы к значительным затратам времени на заключение множества  сделок.

Между тем массовое заключение договоров присоединения по причине единства их формы для всех и каждого может повлечь и такое же массовое нарушение прав субъектов, присоединившихся к договорам.

На этот случай законодатель в пункте 2 статьи 428 ГК предусмотрел специальное правило расторжения и изменения договоров в одностороннем порядке по требованию присоединившейся стороны.

Это правило отличается от общего правила, содержащегося в статье 450 ГК, предусматривающего возможность изменения или расторжения договора по требованию одной из сторон  при  существенном нарушении другой стороной условий договора.

Так, пунктом 2 статьи 428 ГК предусмотрено право присоединившейся стороны требовать расторжения или изменения договора, не предоставляя доказательств его существенного нарушения,  при наличии следующих оснований:

а) лишение стороны прав, обычно предоставляемых по договорам данного вида;

б) исключение или ограничение ответственности стороны, от которой исходит формуляр договора;

в) другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

В последнем пункте следует обратить внимание на такое оценочное понятие как «явно обременительные условия». В его содержание законодателем вложен не субъективный, а объективный смысл. Имеется в виду, что обременительность условия должна быть очевидна для любого лица, а не только для того, которое присоединилось к договору.

По поведенной работе можно сделать ряд выводов:

В мире существует множество правовых систем, и у каждой из них есть свои достоинства и недостатки. В последнее время, в результате развития международного права, торговых и экономических отношений между странами, заметно усиливается тенденция к сближению правовых систем различных стран. Пока, к сожалению, человечество не создало идеальной правовой системы, которая отвечала бы абсолютно всем юридическим, экономическим, социальным и моральным нормам. На мой взгляд, для создания такой системы необходимо основываться на положительных чертах и особенностях правовых систем мира: в этом случае можно надеяться на достижение справедливости в обществе.


Список использованных источников

1

Российская Федерация. Конституция (1993) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 20.05.2014 г.

2

Гражданский кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ с изм. 27.07.2008 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 05.05.2014 г.

3

Агарков, М.М., "Обязательство по советскому гражданскому праву" [Текст] : / М.М Агарков.- М., «Юриздат», 1940-730 с.

4

Брагинский, М.И, Договорное право, Общее положение [Текст] : учебное пособие / М.И Брагинский, В.В Витябский,- М : «Статут», 2005. – 847 с. – ISBN 978-5-83540509-1

5

Дождев, Д.В., Римское частное право [Текст] : учебное пособие / Д.В. Дождев,- М : «ИНФРА-М-НОРМА», 2011. – 704 с. – ISBN 5-89123-035-6

6

Кудрявцев, В.Н. О противоправности преступлений [Текст] / В.Н. Кудрявцев.- М.: Правоведение - 2010.- 150 с. ISBN 5-46565-057-656

7

Карпов, А.В. Конституционное право России [Текст]: учебное пособие/ А.В. Карпов, 2008 г. 435С. - ISBN 5-8401-0007-2

8

Румянцев, О.Г. Основы конституционного строя России [Текст]: учебное пособие/ О.Г. Румянцев, - М.: Юрист,2012г, 223с. - ISBN 975-5-468-00155-4

9

Сухарева, А.Я. Большой юридический словарь [Текст]: учебное пособие/ А.Я Сухарева. под ред. М.: Инфра-М. 2012г, 621с. - ISBN 978-5-468-00155-4

  1. Как справедливо отметил Ю.А. Тихомиров, ныне элементы публичного права все глубже проникают в ткань отраслей частного права (Тихомиров Ю.А. Публичное право. – М. : БЕК, 1995. С. 25).

  2. Иоффе, О.С., Обязательственное право. М., Госюриздат, 1975. - С. 26.

  3. Скитович В.В. Гражданское законодательство советского периода: опыт историко-правового анализа
    // Правоведение. 1993. № 4. С. 112–117.

  4. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. С. 93–94.

  5. Дождев, Д.В., Римское частное право: Учебник для вузов. М., 2003. - С. 533

  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Ст. 421 п.1.

  7. СЗРФ. 1994. № 8. Ст. 801.

  8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Ст. 428 п.1.

  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013)// Российская газета, N 238-239, 08.12.1994. Ст. 423 п.1.