Файл: «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека».pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретический анализ подходов к управлению профессиональным стрессом в организации
1.1 Понятие, сущность и виды стресса
1.2 Практика управления стрессом в организации
1.3 Характеристика профессиональной деятельности работников здравоохранения
Перечисленные три компонента составляют «ядро» синдрома эмоционального выгорания у врачей. К ним также могут присоединяться весьма разнообразные привходящие симптомы. Кроме того, существует целый спектр «маскированных» форм профессионального стресса, выявление которых требует уже вмешательства профильного специалиста — психотерапевта или психолога. Нередко у специалистов помогающих профессий — в особенности, у врачей — субъективная картина профессионального стресса находится на «периферии» сознания. Поэтому первым шагом как профилактики, так и коррекции профессионального стресса является систематическим образом организованный анализ врачом системы стрессоров, присутствующих в его деятельности[там же].
Для анализа как самой характерной для данной специальности комбинации стрессогенных факторов, так и её субъективной картины у данного, или иного сотрудника учреждения здравоохранения, весьма удобной представляется следующая двумерная классификация:
По одному измерению стрессоры разбиваются на три группы по степени специфичности для данной профессии:
- неспецифические стрессоры;
- обще-специфические стрессоры, характерные для группы смежных профессий (в данном случае — для медицинских специальностей, например — вызванные эмоциональным сопереживанием больному);
- частно-специфические стрессоры, характерные непосредственно для данной специальности (например — вызванные эргономическими просчётами конструкторов и изготовителей хирургического оборудования). Второе измерение классификации стрессоров восходит к введённому ещё Г. Селье делению факторов стресса на социальные, психологические и биологические .
В соответствии с такой классификацией, например, физический дискомфорт, вызванный упомянутыми эргономическими просчётами конструкторов и изготовителей хирургического оборудования должен квалифицироваться как частно-специфический биологический фактор стресса в профессиональной деятельности врача-хирурга.
В целом по России не удовлетворены своей работой 33%, для врачей и среднего медицинского персонала значимыми факторами оказались материальные проблемы (74%), недостаточная организация труда (22%), социальные проблемы (19%) и сложные взаимоотношения в коллективе (13%), что эмпирически подтверждает их низкую профпригодность. Из факторов профессиональной вредности работниками родовспоможения отмечены риск заражения инфекционными заболеваниями (77%), воздействие химических агентов (63%), стресс, эмоциональные нагрузки (54%), физические нагрузки (28%). Своё материальное положение оценивают как неудовлетворительное 45% респондентов. Большинство видят необходимость в повышении своего образования (80%). Повышали свою квалификацию за последние 5 лет 57% практикующих специалистов, аттестовано по специальности 42%. Среди руководителей первичного звена удовлетворены работой только 25%, негативная установка на работу обусловлена в основном материальными проблемами (61%). Результаты изучения мнения пациентов относительно качества медсестринской помощи показали, что пациентки удовлетворены качеством процедур и достаточным вниманием, подавляющее большинство (94%) испытывают доверие к медсёстрам[9, с.5-7].
Глава 2 Исследования управления профессиональным стрессом в учреждении здравоохранения г. Волгодонска
2.1 Постановка проблемы
Работа в медицине традиционно относится к профессиям с высоким риском профессионального стресса и эмоционального выгорания. Интенсивность коммуникаций, часто негативных, ежедневная необходимость принятия серьезных решений и значительная ответственность делают стресс в профессии медработника хроническим.
При таких условиях активный поиск путей достижения эффективной адаптации становится актуальной задачей. Под эффективной адаптацией в данном случае подразумевается возможность личности не просто приспособиться, а успешно реализовать возможность своего максимального развития, повысить эффективность труда и удовлетворенность от результатов своей жизнедеятельности.
Хронический характер профессионального стресса требует от современного медработника жизнестойкости (или стрессоустойчивости) и разнообразного набора продуктивных (или адаптивных) стратегий преодолевающего стресс поведения (или копинг-стратегий). Но жизнестойкость – свойство, воспитанное в ребенке в глубоком детстве и, следовательно, трудно поддающееся коррекции, тогда как копинг-поведение – во многом сознательная функция личности, поддающаяся тренировке. Этим объясняется исследовательский интерес к изучению феномена жизнестойкости, его роли в сознательном выборе медработниками совладающего (или копингового) поведения по преодолению стресса, а также выявлению частных форм этого поведения с оценкой их адаптивности и определением направлений его оптимизации.
Цель работы – поиск основного ресурса оптимизации адаптации медработников в условиях профессионального стресса. Материалы и методы. Объектом исследования стали 30 сотрудников одной из детских поликлиник г. Перми, женщины в возрасте от 40 до 55 лет, стаж работы по специальности – от 15 до 25 лет. Исследуемые были поделены на 2 группы: 15 врачей (100% данного коллектива) и 15 медсестер (96%). Предметом исследования послужили: общий уровень жизнестойкости сотрудников (ОЖС), определенный с помощью теста С. Мадди, и привычные копинг-стратегии медработников с оценкой их адаптивности (продуктивности, эффективности – аналог.) по методике Е. Хейма.
Статистическая обработка проводилась методами математической статистики (t-критерий Стьюдента и коэффициент корреляции Пирсона r).
2.2 Изучение профессионального стресса
Анализ уровня жизнестойкости выявил значительное различие этого показателя по профессиональному признаку: в группе врачей преобладали (100%) лица с высоким и средним уровнем ОЖС. Компоненты ОЖС 130 (включенность, контроль и принятие риска) у врачей находились в синергизме, а у медсестер – в дисбалансе, что усиливало различия. Сравнительный анализ подтвердил более высокие показатели ОЖС и ее компонентов у врачей по сравнению с медсестрами.
Корреляционный анализ выявил свойственную для обеих групп в равной мере положительную прямую связь между ОЖС и продуктивным копингом на эмоциональном уровне (r=0,56). Исследование привычных копинг-стратегий выявило характерное для обеих групп преобладание адаптивных стратегий, прежде всего на эмоциональном уровне (73% у врачей и 53% у медсестер), положительно коррелирующех с уровнем ОЖС. Основная стратегия при этом у большинства респондентов – оптимизм (60%). На самом оптимальном, по мнению автора методики Е. Хайма, поведенческом уровне адаптивный копинг используют 46% сестер и лишь 13% врачей, причем врачи практически не используют адаптивное «обращение» за помощью, а более половины врачей и 1/3 сестер используют неадаптивные копинги «активное избегание» и «отступление».
Медсестры же на самом проблемном для них когнитивном уровне не применяют проблемно-ориентированные стратегии, опираясь на само- оценку и самообладание. Итогом работы стала рабочая программа, отражающая перспективные стратегии (не используемые совсем и малоприменяемые адаптивные копинги) для тренинговой работы с коллективом. По результатам исследования стало понятным, что в данном коллективе адаптация носит преимущественно приспособительный характер. На трех основных уровнях жизнедеятельности личности (эмоциональном, поведенческом и когнитивном, т.е. мыслительном) эффективные стратегии используются дисгармонично. Свой резерв жизнестойкости сотрудники «тратят» прежде всего на совладание со своими эмоциями, предпочитая стратегии поведения, сдерживающие собственную активность в направлении поиска возможности сотрудничества и решения проблемы.
«Оптимизм» – единственная из 4 возможных продуктивная стратегия эмоционального уровня, которую применяли обследованные медработники, напрямую связана только с основным ресурсом личности – жизнестойкостью. Это увеличивает риск его истощаемости со временем даже при привычном для личности уровне стрессо-генности среды.
Если уровень стрессогенности существенно возрастет, то следствием дезадаптации каждой личности может стать разобщение коллектива и, далее, снижение эффективности труда. При этом медсестры – более «уязвимы» в отношении когнитивных функций (анализ, мышление, воля), а врачи – поведенческих. Активное обучение медработников продуктивным стратегиям на «дефицитных» уровнях будет способствовать оптимизации адаптации, раскрытию творческого потенциала их личности, сплочению коллектива и повышению эффективности труда.
Полученные результаты позволили:
1) разработать и апробировать на практике диагностический инструментарий, помогающий выявить резервные возможности по оптимизации адаптивного поведения сотрудников коллектива одной их детских поликлиник г. Волгодонска;
2) определить роль основных ресурсов оптимизации адаптации медработников в условиях профессионального стресса – продуктивные копинг-стратегии и жизнестойкость;
3) показать, каким образом результаты диагностики помогают психологу подобрать комплекс тренинговых методик коррекции совладающего со стрессом поведения с учетом индивидуальных особенностей каждой личности и групповых особенностей целого коллектива;
4) разработать конкретную рабочую программу для исследуемого коллектива детской поликлиники, внедрение которой может посредством увеличения стрессоустойчивости отдельной личности создать условия не только для ее «выживания» в условиях профессионального стресса, но и для ее полноценной реализации и плодотворной работы в коллективе.
Заключение
Понятие стресса в литературе представлено широко и разнообразно. Часто профессиональный стресс определяют как синоним «профессионального выгорания», хотя эти понятия отличаются – одно следствие другого. Так же понятие стресс используют для обозначения стресс-факторов, или причин стресса.
Стресс (стресс-реакция) - особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. В русском языке термин «стресс» употребляется также для обозначения и самого раздражителя: физического (холод, жара, повышенное или пониженное атмосферное давление, ионизирующее излучение), химического (токсичные и раздражающие вещества), биологического (усиленная мышечная работа, заражение микробами и вирусами, травма, ожог), психического (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций (синонимы: стрессор, стресс-фактор, стресс-стимул, стресс-воздействие). Иногда термин «стресс» употребляют (не вполне правомерно) по отношению к низшим животным, не имеющим развитой системы нервной и гормональной регуляции, к растениям и даже сообществам организмов (в экологии), когда они подвергаются экстремальным воздействиям.
На примере исследования коллектива одной из детских поликлиник г.Волгодонска определен основной ресурс успешной адаптации медработников, апробирован диагностический инструментарий для изучения привычных стратегий совладающего с профессиональным стрессом поведения, оценена их адаптивность, даны рекомендации по его коррекции в целях оптимизации адаптации и обеспечения возможности полноценной реализации медработника в условиях профессионального стресса. Не следует стремиться, во что бы то ни стало избегать стресса и бояться его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать “всегда размеренно и спокойно”, тем в большей степени вас будет разрушать стресс.
Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника и новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.
Эмоциональные состояния различаются по продолжительности (продолжительные и краткие), силе влияния на переживания и поведение человека (глубокие и поверхностные), модальности (положительные и отрицательные), воздействию на организм (стенические, астенические и амбивалентные), степени осознанности (осознанные и неосознанные), выполняемым функциям.
Эмоциональные состояния являются важным компонентом в общей картине состояния человека, его эмоциональной характеристикой, влияющей на когнитивную, волевую, мотивационную сферу. Для анализа эмоционального состояния важно учитывать его взаимосвязь с другими состояниями личности как структурной целостности. Эмоциональные состояния имеют физиологическую основу, связаны с деятельностью нервной, пищеварительной, кровеносной систем. Эмоции имеют внешнее выражение – эмоциональную экспрессию, которая проявляется в мимике, жестах, позе, действиях индивида. Эмоциональное состояние является результатом оценки ситуации, достижения цели, величины расхождения между желаемым и достигнутым.
Подводя итог сказанному ранее, я могу сказать о том, что жизнь человека наполнена множеством событий, которые играют определенную роль. У нас есть цели и планы на будущее. В процессе их достижения мы совершаем действия, а они в свою очередь придают эмоциональную окраску нашей жизни. Человек всегда находится в каком-либо эмоциональном состоянии, а степень долготы пребывания зависит от того, какие эмоции мы получаем большую часть времени. Так же стоит отметить, что мы никогда не можем находиться в одном состоянии всегда, существует определенная последовательность, но так или иначе на протяжении всей жизни человек побывает во всех эмоциональных состояниях, будь то аффект или чувства, стресс или настроение.