Файл: История развития патентного права в России и зарубежом..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со ст. 1393 ГК РФ Роспатент одновременно с публикацией сведений о выдаче патента вносит в Государственный реестр изобретений Российской Федерации, Государственный реестр полезных моделей Российской Федерации или Государственный реестр промышленных образцов Российской Федерации соответственно изобретение, полезную модель или промышленный образец и выдает патент лицу, на имя которого он испрашивался. При наличии нескольких лиц, на имя которых испрашивался патент, им выдается один патент.

Регистрация изобретения, полезной модели или промышленного образца и выдача патента осуществляются при условии уплаты соответствующей патентной пошлины. Неосуществление оплаты влечет признание заявки отозванной.

Заявленному изобретению с даты публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента предоставляется временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы (ст. 1392 ГК РФ). Временная правовая охрана считается не наступившей, если принято решение об отказе в выдаче патента, возможности обжалования которого исчерпаны, либо если заявка была отозвана (признана отозванной).

Физическое или юридическое лицо, использующее заявленное изобретение в период временной правовой охраны выплачивает патентообладателю после получения патента денежную компенсацию. Размер компенсации определяется соглашением сторон.

  1. 2 История развития патентного права в России и зарубежом

Становление и первоначальное развитие патентного права в России шло в целом тем же путем, который прошло патентное право в других европейских странах. Принятию в 1812 г. первого патентного закона предшествовал достаточно длительный период выдачи привилегий отдельным лицам.

 Привилегии носили самый разнообразный характер, в частности, касались прав на беспошлинную торговлю, монопольное производство определенных товаров и т. п. и выдавались за личные заслуги без какой-либо законодательной регламентации порядка их выдачи. Постепенно в их орбиту стали включаться привилегии на заведение тех или иных производств и использование технических новинок. В 1723 г. появились «правила для выдачи привилегий на заведение фабрик», которые в некоторой степени упорядочили практику выдачи привилегий.

Первый Патентный закон России, который назывался «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах», был принят 17 июня 1812 г. Этим Законом устанавливалась выдача привилегий на собственные и ввозимые из-за границы изобретения на 3, 5 и 10 лет. Привилегии выдавались министром внутренних дел после рассмотрения вопроса в Государственном совете без проверки существа изобретения. Однако выданная привилегия могла быть оспорена в судебном порядке в случае отсутствия новизны изобретения. За выдачу привилегий взималась пошлина в размере соответственно 300,500 и 1500 руб. Вводилась также публикация описания изобретения, которая первоначально производилась по инициативе самого изобретателя, а с 1814 г. стала обязательной.


В 1833 г. Закон 1812 г. был существенно изменен и дополнен. Наиболее важное значение имели нововведения, связанные с переходом к системе предварительного исследования изобретений, возложением на [10]

обладателя привилегии обязанности использовать изобретение, а также запрещением переуступать привилегии акционерным компаниям. Четкого определения изобретения в Законе не содержалось, хотя из анализа его норм можно было заключить, что изобретением признавалось новое и полезное решение задачи. Не выдавались привилегии на «незначительные открытия, изобретения и усовершенствования, показывающие единственно остроту или изобретательность ума», на изобретения, которые «могли обратиться во вред обществу или государственным доходам», на изобретения в области обороны и т.д. Выдача привилегий по-прежнему ставилась в зависимость от усмотрения правительственных чиновников, которые могли отказать в привилегии, руководствуясь соображениями целесообразности.

Досконально рассмотрев в 1870 году, на тот момент в то время когда все привилегии стали происходить с помощью упрощения и только при условиях что будет иметься хотя бы одна подпись. Благодаря всему этому и произошла окончательная привилегия и уже перестала была единственной и иметь статус индивидуальности, при котором вся высшая власть очень сильно разозлилась и внесла коррективы в документы которые давали заключение где оповещалось о том что если даже будут присутствовать все права в порядке закона, все равно должен исполнить все требования по закону и что он содержит в себе новые технические свойства.

В это время происходит очень быстрое течение по поводу развития производства в России , а также существует некая необходимость в том чтобы присоединить страну к более новой международной системе, для того чтобы охранять собственность и подготавливать патентные законы и более современные подготовки.

Им стал принятый 20 мая 1896 г. Закон, называвшийся «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования». Новый Закон давал более четкое понятие охраняемого изобретения: оно должно было относиться к области промышленности и иметь существенную новизну. Не подлежали патентованию научные открытия и отвлеченные теории, а также химические, вкусовые и пищевые вещества, лекарства и способы их приготовления и т. п. Привилегии на изобретения выдавались министром торговли и промышленности на основе проверочной системы экспертизы заявок. Привилегия действовала не более 15 лет и могла свободно отчуждаться ее обладателем. Он также мог выдавать лицензии и передавать привилегию по наследству. Владелец привилегии был обязан реально осуществить свое изобретение в течение 5 лет под угрозой прекращения ее действия.


Наряду с изобретениями объектом патентной охраны в России с середины XIX в. стали промышленные образцы. Впервые в развернутом виде связанные с ними отношения были урегулированы Законом от 11 июля 1864 г., который назывался «Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели» и вошел в Устав о промышленности Свода Законов (т. XI, ч. 2). Закон предоставлял создателю рисунка или модели, предназначенных для воспроизведения в заводских, фабричных и ремесленных изделиях, возможность закрепить за собой на срок от 1 года до 10 лет исключительное право на их использование. Указанное право приобреталось на основе подачи прошения в Министерство торговли и промышленности, где исследовался вопрос о новизне и принадлежности промышленного образца. На всех изделиях, в которых использовались заявленный рисунок или модель, помещался особый знак, удостоверяющий принадлежность исключительного[11]

права владельцу. Право на промышленный образец могло передаваться третьим лицам с обязательным уведомлением об этом Министерства торговли и промышленности. В случае самовольного использования чужого зарегистрированного промышленного образца виновное лицо, независимо от возмещения причиненных им убытков, подвергалось наказанию в виде денежного взыскания.

Первым законодательным актом в области изобретательства советского периода стал Декрет от 30 июня 1919 г., которым было утверждено Положение об изобретениях9. В период с 1917 по 1919 г. формально сохранялось действие Патентного закона 1896 г., однако в эпоху «военного коммунизма» не могло быть и речи о применении изобретателем созданного им технического решения в собственном производстве10. Декретом от 30 июля 1919 г. отменялись «все законы и положения о привилегиях на изобретения, изданные до опубликования декрета» (п. 10). Патентная система охраны изобретений была ликвидирована. За государством признавалось право отчуждать в свою пользу любое изобретение, признанное полезным Комитетом по делам изобретений. Изобретения, объявленные достоянием РСФСР, за исключением секретных, относящихся к области обороны или особо важных для страны, поступали в общее пользование всех граждан и учреждений на условиях, в каждом отдельном случае особо оговоренных. Автору такого изобретения гарантировались признание и охрана его права авторства, а также право на вознаграждение, которые удостоверялись особым охранным документом — авторским свидетельством. Вознаграждение, размер которого определялся специальной оценочной комиссией Комитета, носило характер особых премиальных, не подлежащих налоговому обложению. Даже в юридической литературе 30-х годов отмечалось, что это вознаграждение было ничтожным и большинство авторов, не желая подвергать свои изобретения риску национализации, не принимало мер к применению своих изобретений в промышленности. Само понятие «изобретение» в Декрете от 30 июля 1919 г. не раскрывалось, однако анализ его норм показывает, что им могло быть признано любое полезное техническое новшество безотносительно к его новизне.


В прошлом времени произошла глобальная необходимость того чтобы восстановить то что было разрушено в годы первой мировой и последующих войн, это произвело некий фурор и резкий переход к совершенной новой политике в экономике, и она в свою очередь восстановила очень многие и существенно важные в то время рыночные отношения. Такой новый поворот в экономической деятельности очень глобально вернул Россию к тех самым способам охраны всех прав которые находились у потребителей.

12 сентября 1924 г. ЦИК СССР принял Положение о патентах на изобретения11, по которому патент вновь становился единственной формой охраны изобретательских прав12. Указанный Закон устанавливал, что «патенты выдаются на новые изобретения, допускающие промышленное использование». Патентная охрана не предоставлялась лечебным, пищевым и вкусовым веществам, а также веществам, полученным химическим путем, хотя новые способы их изготовления могли быть запатентованы.

Важным элементом также являлось то что творческий объект автора, а точнее его изобретение на которое уже был выдан патент он выдавался сроком на пятнадцать лет , а также его спокойно можно было передавать и третьим [12]

лицам , вывод из этого следует такой что , имея на руках разрешение на изобретение автор данного продукта имел над ним полную власть и право распоряжения в полном объеме и все в рамках закона. Но тем не менее кое какие вопросы использования изобретения оставляло и государство, а именно, если не будет предоставляться возможность получения добровольного соглашения сторон , то изобретение будет переходить по законному праву в руки государства, и на него так же установят обязательную лицензию в пределах потребности государственных предприятий и учреждений с выплатой патентообладателю соответствующего вознаграждения.

Патент мог передаваться по наследству, причем он не входил в наследственную массу. Это представляло собой важную льготу, поскольку действующее гражданское законодательство того периода ограничивало размер наследства суммой 10 тысяч рублей золотом.

Огромное значение имеет решение о том чтобы восстановить все те самые действия тех самых патентов какие были произведены в советское время. Таким образом хочется отметить то что все постановления о том что введено и действует закон о патентах, объявляет их недействительными, и все то что было выдано до того как наступила Октябрьская революцию, но также если посмотреть с другой стороны это предусматривает за собой очень большую вероятность того что их можно восстановить. Но для этого всем тем обладателям патентов которые были получены в досоветское время для них представилась великая возможность на право что в течении целого года с того дня как издан закон о патентах, можно было бы просить о ходатайстве даже перед самим Комитетом которое занимается изобретениями ученых.


Для этого владельцам досоветских патентов предоставлялось право в течение одного года со дня издания Закона о патентах ходатайствовать перед Комитетом по делам изобретений о выдаче им соответствующего советского патента. Практическое значение данной нормы, однако, было невелико, так как новый патент выдавался на срок не 15 лет, а за вычетом времени, в течение которого патентообладатель пользовался старым патентом. В целом же, по оценке специалистов, Закон о патентах 1924 г. был приближен к передовым образцам иностранных патентных законов того периода.

Одновременно с Законом о патентах было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О промышленных образцах» от 12 октября 1924 г.13. Согласно ст. 1 указанного Закона к охраняемым промышленным образцам относились: 1) [13]новые по виду и форме художественно-промышленные рисунки, предназначенные для воспроизведения в соответствующих изделиях, и 2) новые по виду, форме, устройству или расположению частей модели, предназначенные для промышленности, кустарного производства, торговли, ремесла, домашнего обихода и вообще всякой работы.

Таким образом, под моделью как видом промышленного образца понимался объект, весьма близкий к изобретению. Не случайно создателю нового технического решения предоставлялось право по своему усмотрению подавать заявку на изобретение или образец. Более того, получив отказ в выдаче патента на изобретение, заявитель, сохраняя за собой приоритет, мог просить о закреплении за ним права на соответствующий образец (ст. 29—30).

Права обладателя патента на промышленный образец, как в плане их приобретения, так и в плане их осуществления, были аналогичны правам владельца патента на изобретение. Они подтверждались выдачей заявителю специального удостоверения на промышленный образец и действовали в течение трех лет с возможностью последующего двукратного продления срока соответственно на три и четыре года. Нарушения исключительных прав на промышленный образец, как и нарушения прав обладателя патента на изобретение, влекли за собой возмещение убытков, а также уголовное наказание. Свертывание новой экономической политики и переход к централизованной командной экономике предрешили судьбу обоих рассмотренных выше законов Закон о патентах на изобретения уже в 1931 г. был заменен Положением об изобретениях и технических усовершенствованиях. Во вступительной части этого нормативного акта говорилось, что «действовавшее до сих пор патентное законодательство, охраняющее интересы изобретателя путем предоставления ему исключительного права на его изобретение, уже не соответствует стремлениям передовых изобретателей — сознательных строителей социалистического общества». Закон 1931 г. возрождал введенные Декретом 1919 г. авторские свидетельства как основную форму охраны изобретательских прав. Правда, в отличие от Декрета 1919 г., права изобретателя носили более полный и конкретный характер, а патентная форма охраны полностью не отменялась. Более того, формально изобретателю, за некоторыми изъятиями, предоставлялась свобода выбора формы охраны его прав.