Файл: Коллективизм и индивидуализм в управлении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако существует ряд ценностей, которые респондентам симпатичны, хотя и не свойственны. К ним относятся терминальные ценности — уверенность в себе, активная деятельная жизнь, счастье других и инструментальные жизнерадостность, эффективность в делах, широта взглядов, образованность. С учетом вышесказанного нам представляется перспективным акцентировать внимание именно на этих качествах при формировании молодого гражданина новой России. Они не имеют ярко выраженной индивидуалистической направленности, которая, очевидно, плохо совместима с российским менталитетом. Следовательно, целью государственной молодежной политики должно являться всемерное создание условий для развития социально компетентной и активной личности, отличающейся высокой правовой культурой, владеющей востребованной профессией (что является основой уверенности в себе), обладающей широким кругозором и уважением к честному труду.

Считаем, что опора на современные исследования в области И/К позволит в дальнейшем спрогнозировать сложности студентов в период обучения в вузе и составить программы тренингов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование коллективизма и индивидуализма в управлении на материале опроса студентов 2 и 5 курсов астраханских вузов показало следующее.

Индивидуализм и коллективизм (далее – И/К) – социальные модели, определяемые особенностями взаимоотношения индивида с группой.

Оппозиция «индивидуализм-коллективизм» – мощный метод психологии личности и психологии культуры. Индивидуалистические культуры поощряют и ценят индивидуальность и уникальность человека; иерархическая власть и социальные различия здесь сведены к минимуму, провозглашается всеобщее равенство. Коллективистские культуры высоко ценят групповые интересы; индивиды определяются больше через групповую принадлежность, чем через их собственные качества.

В культурах с более высоким показателем качеств коллективизма представители общества видят себя как неразрывное целое, их поведение мотивировано в первую очередь нормами и правилами, разработанными различными коллективами, частью которых они являются. Индивидуализм в обществе предполагает социальный порядок, при котором индивиды считают себя свободными от связей с коллективами; они движимы своими собственными интересами и предпочтениями, возможностью саморазвития и самореализации. Эти социальные модели, безусловно, присутствуют и в учебной аудитории.


Для измерения других личностных параметров нами использовались известные методики, в частности: тест К.Муздыбаева (шкала эгоизма); опросник «Мотивация помощи» С.К.Нартова-Бочавер; ориентационная анкета Б.Басса (определение направленности личности); методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) Дж.Роттера в модификации Е.Ф.Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда; опросник мотивации аффиляции (ТМА) А.Мехрабиана в модификации М.Ш.Магомед-Эминова.

Результаты исследования показали, что «индивидуализм-коллективизм» имеет статистически значимые корреляции с рядом личностных характеристик. Выявлена, например, положительная корреляция тенденции к индивидуализму со шкалой ориентации на задачу «Д» ориентационной анкеты и со шкалой интернальности по методике УСК. Обнаружена также отрицательная корреляция индивидуализма со шкалой стремления к принятию (СП) опросника мотивации аффилиации и слабая отрицательная корреляция с ориентацией на взаимодействие по ориентационной анкете.

Полученные в результате исследования данные на выборке в 20 человек (студенты 2 и 5 курсов вузов г. Астрахани) показывают смещение индивидуальных результатов в сторону коллективизма.

При этом ни индивидуалистические установки, ни коллективистические не связаны с эгоистическими или альтруистическими установками, а также с ориентацией на себя. Суть различий между «индивидуалистами» и «коллективистами», исходя из полученных данных, заключается в другом. Если у первых включение в социальные взаимодействия и мотивация помощи вытекают из чувства личной ответственности, то у вторых мотивация помощи есть следствие их стремления быть принятыми, включенными в социальные группы и взаимодействия.

Исследование показало, что принявшие участие в нашем исследовании студенты отдают подавляющее предпочтение индивидуалистским моделям поведения в академической среде: они самостоятельно выбрали факультет, на котором обучаются; целью их обучения является саморазвитие и самореализация и финансовая стабильность; после обучения в университете студенты надеются в будущем найти интересную работу.

Считаем необходимым в дальнейшем составить программу тренинга с целью формирования у студентов высокой правовой культуры, овладения востребованной профессией (что является основой уверенности в себе), широким кругозором и уважением к честному труду.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бауман З. Индивидуализированное общество / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2016. – 390 с.
  2. Воронов М., Сингер А.Ю. Миф индивидуализма - коллективизм: критический обзор // Журнал социальной психологии. – 2014. – № 142 (4). – С. 461-480.
  3. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. - М.: Финансы и статистика, 2014. – 224 с.
  4. Гулянская Е.А. Индивидуализм и коллективизм в системе ценностей организационной культуры современной России // Наука. Инновации. Технологии. – 2018. – № 56. – С. 191-194.
  5. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Социально-психологическое пространство личности. – М.: Юрайт, 2016. – 496 с.
  6. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М.: Логос, 2016. – 304 с.
  7. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Концепция и методическое руководство. – СПб.: Питер, 2004. – 70 с.
  8. Кашапова Г.И. Связь индивидуалистических и коллективистических установок с другими личностными характеристиками // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С. 98-101.
  9. Кашапова Г.И., Алишев Б.С. Особенности локуса контроля у студентов с индивидуалистическими и коллективистическими установками / Социокультурные установки, ценности и мотивы учения современных студентов. Сб. науч. тр. / Под ред. Б.С. Алишева. - Казань: Отечество, 2018. – С. 38-47.
  10. Крымчанинова М.В. Индивидуалистические и коллективистские тенденции в современном российском обществе // Мир психологии. – 2014. – №3(39). – С. 192-201.
  11. Лотман Ю.М. Современность между Востоком и Западом [Электронный ресурс]. – URL: https://studopedia.org/1-99989.html
  12. Майерс Д. Социальная психология : учеб. пособие для студ. и аспирантов психол. фак., слушат. курсов психол. дисциплин на гуманит. фак. вузов Рос. Федерации : [пер.с англ.]. - СПб.: Питер, 2016. – 684 с.
  13. Малинин Е.Д. Организационная культура и эффективность бизнеса. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. – 368 с.
  14. Основные подходы к изучению индивидуализма-коллективизма в зарубежной психологии [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/ethnopsy_teor/issue/40352_full.shtml
  15. Тест Индивидуалист или коллективист? [Электронный ресурс]. – URL: http://www.businesstest.ru/test.asp?id_test=290
  16. Триандис Г. Индивидуализм и коллективизм: прошлое, настоящее и будущее // Психология и культура. Пер с англ. / Под ред. Д.Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – 718 с.
  17. Фролова С. В. Смыслообразующие факторы жизненных намерений студентов // Психологический журнал. – 2016. Т. 27. – № 3. – С. 58-67.
  18. Фролова С.В. Приверженность своей стране в преломлении жизненных ценностей личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 91-95.
  19. Хутыз И.П. Проявление коллективизма и индивидуализма в академической среде // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 172-175.
  20. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – № 2. – С. 37-39.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест Индивидуалист или коллективист?

1. Когда вы рассказываете дома о своей учебе, вы обычно употребляете…

безличные формы;

местоимения Я или Мы.

2. В своей жизни вы больше дорожите…

своей самостоятельностью;

возможностью диалога с однокурсниками и преподавателями.

3. Когда вас обвиняют в неудаче, вы обычно отвечаете:

«Так сложились обстоятельства» или «Меня подвели…»;

«Да, это мое упущение».

4. Как вы относитесь к конфликтам?

их следует избегать любой ценой;

иногда они могут быть даже полезны для дела.

5. Принимая ответственное решение, вы…

прислушиваетесь к своей интуиции;

стараетесь учесть мнение людей более опытных и сведущих.

6. Если ваша любимая команда проигрывает…

это может вывести вас из себя;

огорчаетесь, но видите в этом трагедию.

7. На занятиях вы…

стремитесь сразу высказать свою точку зрения, чтобы побудить собравшихся ее поддержать;

сначала стараетесь сориентироваться во мнениях окружающих.

8. Важные решения…

лучше принимать коллективно;

должен принимать человек, наделенный всей полнотой ответственности.

9. Ваши однокурсники…

должны разделять ваши взгляды и ценности;

естественно вправе жить по-своему.

10. Как вы воспринимаете тот факт, что другие живут и думают по-другому?

неохотно, а бывает и с раздражением;

как нечто само собой разумеющееся.


  1. Лотман Ю.М. Современность между Востоком и Западом [Электронный ресурс]. – URL: https://studopedia.org/1-99989.html

  2. Основные подходы к изучению индивидуализма-коллективизма в зарубежной психологии [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/ethnopsy_teor/issue/40352_full.shtml

  3. Бауман З. Индивидуализированное общество / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2016. – С. 14.

  4. Малинин Е.Д. Организационная культура и эффективность бизнеса. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. – С. 71.

  5. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. - М.: Финансы и статистика, 2014. – С. 24.

  6. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – № 2. – С. 37.

  7. Хутыз И.П. Проявление коллективизма и индивидуализма в академической среде // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 173.

  8. Фролова С.В. Приверженность своей стране в преломлении жизненных ценностей личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 93.

  9. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М.: Логос, 2016. – С. 173.

  10. Воронов М., Сингер А.Ю. Миф индивидуализма - коллективизм: критический обзор // Журнал социальной психологии. – 2014. – № 142 (4). – С. 465.

  11. Воронов М., Сингер А.Ю. Миф индивидуализма - коллективизм: критический обзор // Журнал социальной психологии. – 2014. – № 142 (4). – С. 467.

  12. Основные подходы к изучению индивидуализма-коллективизма в зарубежной психологии [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/ethnopsy_teor/issue/40352_full.shtml

  13. Триандис Г. Индивидуализм и коллективизм: прошлое, настоящее и будущее // Психология и культура. Пер с англ. / Под ред. Д.Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – С. 164.

  14. Тест Индивидуалист или коллективист? [Электронный ресурс]. – URL: http://www.businesstest.ru/test.asp?id_test=290

  15. Кашапова Г.И. Связь индивидуалистических и коллективистических установок с другими личностными характеристиками // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С. 99.

  16. Основные подходы к изучению индивидуализма-коллективизма в зарубежной психологии [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/ethnopsy_teor/issue/40352_full.shtml