Файл: Понятие, виды и стадии механизма правового регулирования.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 5
-выявить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их свяхь между собой и взаимодействие.
Таким образом, механизм правового регулирования рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей.
1.2. Элементы правового регулирования
Внутреннее содержание закона выражается в совокупности и логической выстроенности (системности) норм права. П.В. Крашенинников определяет норму права как общее правило поведения, выраженное в законе или ином нормативном правовом акте[10].
Ряд авторов считают, что норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников[11].
Эти авторы выделяют следующие существенные признаки правовой нормы:
-единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли;
-представляет собой меру свободы волеиъявления и поведения человека;
-издается в конкретной форме;
-является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений;
-поддерживается в своем существовании и охраняется силой государства;
-всегда представляет собой властноепредписание государства;
-является единственным государственным регулятором общественных отношений;
-представляет собой правило поведение общеобязательного характера, т.е. указывает, каким образом, в каком направлении, в течении какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный, с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий[12].
Нельзя не согласиться с мнением А.С. Пиголкина , который пишет, что право направлено на выполнение двух основных задач: это положительное регулирование отношений, регламентирование правомерных поступков, а также охрана правовых предписаний от нарушений. Наличие указанных задач предопределяет разделение всех норм – правил поведения на два основных вида – нормы позитивного регулирования и правоохранительные нормы. Первые устанавливают права и обязанности творческого, организующего характера, направлены на регулирование правомерного поведения, формулируют положительные веления в праве (право на предпринимательство, на наследство, обязанность платить налоги и т.д.). Правоохранительные нормы, будучи отрицательной реакцией государства нанеправомерное поведение, предусматривают меры государственного принуждения к правонарушителям (нормы уголовного права, меры взыскания за неисполнения договора и т.п.). Правоохранительные нормы, предусматривающие юридические санкции, обеспечивают исполнение предписаний норм положительного регулирования[13].
Н.М. Коркунов считает, что основанием возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей служат «факты, обусловливающие применение юридических норм»[14]. Под юридическими фактами –основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений (прав и обязанностей), В.В. Долинская признает определенный комплекс различных по своему содержанию взаимосвязанных юридических явлений, взаимодействие которых влечет за собой движение гражданского правоотношения[15].
В информационном письме от 17 февраля 2004 г. № 76 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пояснил, что факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и отсутствует возможность получить или восстановить удостоверяющие факт документы[16].
Возникновение юридических последствий возможно при наличии в совокупности следующих условий:
закрепления в норме права идеальной правовой модели обстоятельства, с наступлением которого связываются определенные последствия;
наступления конкретного жизненного обстоятельства, подподающего под идеальную правовую модель, но отличающегося от нее частными признаками;
реализация нормы права, под действие которой подпадает это обстоятельство[17].
Другая характеристика юридических фактов – их фиксация и закрепление. Фиксация представляет собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических обстоятельств. Фиксация и удостоверение факта нередко сливаются в едином акте (например, удостоверение сделки у нотариуса, регистрация брака), но могут существлвать и раздельно (например, удостоверение подлинности документа).
Установление юридических фактов используется законодательством как средство воздействия на поведение субъектов[18]. В связи с этим большое значение имеют функции юридических фактов в механизме правового регулирования. Выделяются основные, дополнительные и специальные функции юридических фактов[19].Основной функцией юридических фактов является обеспечение, изменение и прекращение правовых отношений[20]. К допролнительным и специальным функциям относятся: гарантии законности; предварительного воздействия норм на поведение участников правоотношений; конкретизации индивидуальных актов.
Закрепленние в нормах права юридических фактов, их установление правоприменительными органами призвано очертить точные условия, при которых могут наступать правовые последствия, и, таким образом, служат гарантией законности[21].
Пределы правового регулирования фиксируют границу юридического воздействия на общественные отношения, отграничивают область правового регулирования от социального регулирования, не являющегося правовым. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц очерчивает границы их реализации. Причем это границы во времени, пространстве и по кругу лиц очерчивает границы их реализации. Причем эта границы и индивидуального правового регулирования, которое входит в механизм реализации права. Пределы правового регулирования отражают место и ироль юридических средств в системе общего социального регулирования и определяются объективными обстоятельствами. Существуют такие общественные отношения, которые не поддаются внешнему правовому регулированию[22].
Рассмотрим юридические пределы действия нормативных актов.
Установление действия нормативного правового акта во времени представляет собой определение момента начала действия данного акта и момента прекращения его действия. Существует несколько вариантов вступления нормативно правовых актов в действие: с момента установленного ив самом нормативном правовом акте или в специальном акте о введении его в действие; с момента принятия; с момента подписания; с момента официального опубликования; с момемнта регистрации; по истечении определенного времени после официального опубликования (например, в Российской Федерации этот срок определен для законов – 10 дней, а для указов Президента и постановлений Правительства – 7 дней[23].
Действие нормативного акта, вступившего в юридическую силу, распространяется только на те общественные отношения, которые возникли после начала его действия, то есть в этом случае действует правило «закон обратной силы не имеет». Однако норматтивный правовой акт может иметь обратную силу, если это установлено самим актом, а также если этот акта смягчает или устраняет юридическую ответственность. Нормативный правовой акт, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет никогда[24].
Действие нормативного акта правовогог акта прекращается либо по истечении срока, на который он был принят, либо с принятием нового нормативного акта, регулирующего те же отношения, что и прежний нормативный правовой акт, либо в связи с прямой отменой прежнего нормативного правового акта уполномоченным на то государственным органом.
Установление действия нормативного правового акта в пространстве означает установление территории, на которую распространяется его действие. По общему правилу он распространяет свое действие на ту территорию, которая очерчена границами деятельности принявшего данный акт правотворческого органа. Например, нормативные правовые акты, принятые федеральными органами власти, действуют на всей территории Федерации, если иное не определено самим актом, а нормативные правовые акты, принятые органами власти субъектов Федерации – только на территории данных субъектов Федерации[25].
Установление действия нормативного правового акта по кругу субъектов означает определение того, на какие субъекты распространяется действие данного акта. В соответствии с общими правилами нормативные правовые акты могут распространять свое действие либо на все субъекты, находящиеся на территории действия данного акта, либо на конкретные субъекты (например, только на военнослужащи или пенсионеров), либо на все субъекты, за исключением отдельных групп. Например, уголовное и административное законодательство не распространяется на иностранных граждан, облаждающих дипломатическим иммунитетом. Вопрос о привлечении данных субъектов к юридической ответственности решается по дипломатическим каналам[26].
Каждый из элементов правового регулирования выполняет свои регулитивные функции, воздействуя на поведение людей и общественные отношения своим способом.
Глава 2. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ПРАВА
2.1. Понятие, признаки, основания применения права
Обыденные правовые нормы в современных условиях выступают главным помощником в построении правовой государственности. Качество правовой регуляции зависит не только от правильной и слаженной правотворческой деятельности, но и четкого и точного претворения этих правовых норм в жизнь — реализации права. Одной из важнейших форм реализации права выступает правоприменение, благодаря которому происходит взаимодействие права, его адресатов и государства. Многими учеными отмечается, что проблемы эффективности правовой регуляции не столько связаны с недостаточным качеством правовых норм, а в большей степени проистекают от неэффективности правоприменительной практики, что придает особую актуальность исследованиям в данной области.
Применение права — это форма реализации права, субъектами которой выступают компетентные органы, наделенные властными полномочиями, а исполнение этих полномочий обеспечивается принудительной силой государства[27]. Таким образом, правоприменение осуществляется в процессе реализации государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами своих государственно-властных полномочий. Следовательно, само государство в лице компетентных органов и должностных лиц осуществляет деятельность по применению права. Как отмечает А.В. Малько, «применение права — это деятельность компетентных органов, направленная на реализацию в жизнь предписаний, закрепленных в нормах права»[28]. Таким образом, правоприменение является «лакмусовой бумагой» состояния законодательства, правовой культуры, правосознания, морали и справедливости, признаваемой обществом в определенный период своего развития.
Наиболее полно понятие правоприменения раскрывает Т.Н. Радько, по мнению которого, применение права — это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и уполномоченных негосударственных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний[29]. Таким образом, правоприменение представляет собой властную деятельность, уполномоченных от имени государства субъектов. В инструментальном смысле правоприменительная деятельность может быть рассмотрена как механизм перехода от абстрактных правовых норм к индивидуально-конкретным предписаниям, направленным на решение фактических жизненных ситуаций.
По мнению Т.В. Яловенко, «применение права выступает в качестве необходимого посредника между нормативным закреплением прав человека и их практическим осуществлением»[30]. Правоприменение необходимо в случаях, когда без определенных решений компетентных субъектов невозможна сама по себе реализация юридических норм, или ход их реализации объективно требует текущей корректировки[31], что значительно отличает его от других способов реализации права.
Современные исследователи стараются выделить наиболее важные признаки, отличающие правоприменение от других правореализационных форм. В первую очередь, применение права может осуществляться только специальными субъектами, а именно органами государственной власти и местного самоуправления, а также должностными лицами. Это опосредуется тем, что государство наделяет специальных субъектов определенными государственно-властными полномочиями, благодаря которым предполагается осуществление законного и справедливого правоприменения[32].