Файл: Психология и технология принятия управленческих решений.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Процессы принятия решений в управлении
1.1 Понятие управленческих решений
1.2 Классификация, структура управленческих решений
1.3 Теории принятия управленческих решений
1.5 Психологические аспекты константы личности и их роль в принятии решений
1.6 Личностные знания как важнейшая динамическая характеристика принятия решений
1.7 Интуитивные и рациональные решения, психические уровни принятия решений
1.5 Психологические аспекты константы личности и их роль в принятии решений
Какие конкретные характеристики личности играют наиболее важную роль в принятии решений? Прежде всего, поведение человека обусловлено особенностями его психики — темпераментом (уровнем психической активности и эмоциональности) и характером (волевыми качествами). Кроме того, поведение человека обусловлено его умственными способностями, включающими в себя независимые составляющие — память, интеллект и личностные знания. Темперамент, характер, память и интеллект являются психологическими константами личности, т.к. практически не зависят от социальной среды и весьма незначительно меняются с течением времени. Личностные знания человека, напротив, постоянно изменяются и дополняются в зависимости от особенностей его социального окружения и продолжительности существования.
Психологические константы
Темперамент. В современной психологии под ним понимают только динамические характеристики психики человека - интенсивность и ритмичность протекания психических процессов, а не их содержание. Темперамент является биологическим фундаментом личности, обусловлен свойствами нервной системы человека, строением его тела и особенностями обмена веществ в организме. С одной стороны, темперамент зависит от наследственных факторов и практически не поддается изменению, а с другой — существенно определяет стиль поведения человека, психологические способы организации его деятельности, в том числе в сфере принятия решений. Поэтому необходимо рассматривать типы темперамента — сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. В зависимости от типа темперамента личности, необходимо ориентироваться на различные методологические принципы при организации процесса подготовки и принятия решений[19].
Так, к сангвинику (обладателю сильного, уравновешенного и подвижного типа нервной системы) применим принцип "доверяй, но проверяй". в силу своей жизнерадостности и сверхобщительности, сангвиник легко дает обещания, но далеко не всегда их выполняет, поэтому для него нужно создавать дополнительные условия контроля.
К холерику (обладателю неуравновешенного типа нервной системы, с преобладанием возбуждения над торможением) применим принцип "ни минуты покоя". Холерик постоянно должен быть занят делом, иначе в силу быстрой возбудимости и вспыльчивости он может направить свою активность в разрушительном направлении, в том числе на собственных подчиненных.
Для флегматика (обладателя сильного, уравновешенного, но инертного типа нервной системы) актуален принцип "не торопи": в силу своей медлительности, "толстокожести", флегматик не может эффективно работать в условиях навязанного дефицита времени, его не нужно подгонять, поскольку он сам рассчитывает свое время, индивидуальный темп решения проблемы.
Наконец, для меланхолика (обладателя слабого и неуравновешенного типа нервной системы) актуален принцип "не навреди": в силу высокой чувствительности, мнительности и замкнутости, на него нельзя кричать, делать ему резкие и жесткие указания, поскольку он весьма чувствителен к интонациям и очень раним.
В "чистом виде" конкретный тип темперамента встречается редко. Скорее можно говорить о доминировании у человека того или иного типа темперамента. При этом, при выработке и принятии решений полезно учитывать, в частности, что сангвинику легче всего работать с меланхоликом, холерику - с сангвиником, а меланхолику - с флегматиком. Однако для сферы принятия политических решений достаточно на общем качественном уровне учитывать специфику темперамента лиц, он является важным, но не главным фактором, влияющим на выработку и принятие решений.
Характер. Он образует устойчивые особенности поведения личности, обусловленные в первую очередь его волевыми качествами.
К его чертам относят внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность и т.д. Важно учитывать качества характера, обусловленные, прежде всего, волевыми качествами. Человек с сильной волей отличается самостоятельностью в принятии решений, определенностью намерений и поступков. Безволие обычно расценивается как слабохарактерность, из-за которой даже при значительных знаниях и опыте человек в ряде случаев оказывается не в состоянии реализовать свои возможности. В этом плане полезно обратить внимание на следующие типы характера: демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый[20].
Демонстративная личность отличается повышенной решительностью, склонна к сильному выражению эмоций, к импульсивному обдумыванию и принятию решений; способна "вживаться в нужный образ", вытесняя из сознания травмирующие представления и активно демонстрируя свою веру в желаемое (даже если это желаемое нереально или маловероятно) с целью убедить в определенных действиях окружающих.
Педантичная личность, в силу нерешительности и боязни ошибиться, склонна постоянно проверять и перепроверять свои действия, чрезмерно долго и тщательно обдумывать принимаемые решения. В этом смысле педантичная личность - антипод демонстративной личности.
Человек застревающего типа характера склонен к длительной задержке сильных чувств - ярости, гнева, страха, радости и т.д. - которые могут с новой силой вспыхивать спустя недели, месяцы и даже годы. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью, у них наиболее распространенными "темами зацикливания" являются ревность, преследование, месть. Такие люди могут простить обиду, но не забыть ее.
Наконец, возбудимая личность склонна к частому проявлению недовольства и раздражительности; склонна к импульсивным и непродуманным поступкам. Неумение управлять своими эмоциями часто приводит такую личность к конфликтным отношениям с окружающими.
Память. Процесс принятия решений существенно зависит от особенностей памяти человека. Как известно, существует три ее типа: сенсорная, кратковременная и долговременная[11]. Виды памяти различаются временем удержания, объемом, способом кодирования и хранения информации. Первоначально информация из внешнего мира поступает в сенсорные регистры, где хранится примерно около трети секунды. Затем информация поступает в кратковременную память, где подвергается кодированию и может храниться в течение примерно 30 секунд. Без повторений информация в кратковременной памяти быстро вытесняется другой информацией. После кратковременной памяти информация поступает в долговременную память, представляющую собой неограниченное по объему хранилище, в котором информация, как показывают исследования психологов, может храниться неограниченно долго.
Кратковременная память является основной системой, где осуществляются обработка информации и процессы принятия решений. При этом лишь часть объективно поступающей информации становится субъективно-воспринятой, а последняя часть переходит в долговременную память, из которой, в свою очередь, человек не всегда может извлечь (воспроизвести) необходимую информацию. Таким образом, для повышения эффективности принимаемых решений личность должна организовать процесс получения и обработки информации, учитывая объективные ограничения, накладываемые на этот процесс человеческой памятью.
Интеллект. Он - главный интегрирующий параметр личности, посредством которого достигается понимание проблемной ситуации и на этой основе осуществляется. непосредственный акт принятия решений, выбора определенной альтернативы действий, при котором важно учитывать следующие относительно независимые друг от друга компоненты интеллекта: аналитичность, рефлексивность и интуиция.
Аналитичность (способность объективного анализа проблемной ситуации, свободного от эмоциональных оценок) обеспечивает интеллектуальную устойчивость личности к навязыванию мнений со стороны ближайшего окружения, экспертов, различных групп влияния.
Рефлексивность (способность объективного
самоанализа) обеспечивает самокритичность, умение отделить объективные характеристики явлений от их личностной эмоциональной оценки со стороны личности.
Наконец, интуиция (способность синтеза, нахождения неожиданных, аналитически "непросчитываемых" решений) обеспечивает личность средствами решения наиболее сложных проблем и принятия решений в условиях информационной неопределенности и риска. Интуиция особенно важна при принятии решений в условиях информационной неопределенности и риска. Достаточно часто личность оказывается вынужденной "довериться интуиции, пойти на риск. Во-первых, потому, что даже правильное решение оборачивается ошибочным, если оно принято слишком поздно. Во-вторых, потому, что, как правило, такой вещи, как абсолютная уверенность не существует <...> 1000 процентов необходимой информации никогда не удается собрать"[3]. Хотя четкий механизм действия интуиции еще не выявлен, имеется общее понимание того, что "интуиция опирается на ранее приобретенные знания, на зафиксированную мозгом информацию. Не всегда эта информация становится достоянием сознания и может быть точно описана словами или представлена другими логическими формами, т.е. речь идет о сигналах, воспринимаемых подсознанием. Здесь важен сам факт существования информации, ее наличия в мозге человека, принимающего решение, ибо только в этом случае возможен акт принятия решения на интуитивном уровне". Таким образом, поскольку в сфере принятия решений роль интуиции особенно велика, эффективность принимаемых решений существенно зависит не только от психологических констант человека, но и тех личностных знаний, которыми обладает лицо, принимающее решения.
Рассмотренные компоненты интеллекта относительно независимы и в то же время достаточно тесно связаны друг с другом. Типовые взаимосвязи между этими компонентами также важно учитывать при разработке механизмов и методов принятия решений. Наиболее значимой является, в частности, обратная взаимосвязь между аналитичностью и интуицией: чем выше аналитичность личности, тем слабее его интуиция, и наоборот. Отсюда вытекают вполне естественные методологические рекомендации по организации процесса принятия решений в зависимости от того типа интеллекта (аналитического или интуитивного), которым характеризуется лицо, принимающее решение.
1.6 Личностные знания как важнейшая динамическая характеристика принятия решений
В отличие от рассмотренных выше психологических констант личности, личностные знания являются:
Важнейшей динамической характеристикой процесса принятия решений. Их структура и содержание влияют на весь процесс принятия решений. Среди различных подходов к интерпретации структур знания глубоким представляется "фреймовый" подход, в рамках которого принятие решения представляется как результат взаимодействия иерархических структур знания (фреймов), объединяющих как знания, уже имеющиеся в арсенале лидера, так и новые, поступающие извне.
«Фреймы представляют собой блоки информации, описывающие упорядоченную во времени последовательность стереотипных событий. Роль фреймов в процессе принятия решений значительно сложнее: с одной стороны, они служат основой для формирования прогнозов относительно дальнейшего хода событий, с другой - задают рамки интерпретаций. В результате, механизм фреймов выступает в роли структурного ограничителя всего процесса обработки информации. Использование фреймов оказывается особенно плодотворным при обработке информации, в которой опущены или редуцированы ее отдельные звенья. Блочный принцип организации фреймов, в соответствии с которым при активизации одной из частей фрейма активизируются и все остальные его части, позволяет объяснить процесс восстановления невыраженной информации. Фреймы, представляющие наиболее стереотипные ситуации, активизируются быстрее, чем те, которые отражают менее типичные ситуации. При этом при анализе ситуации обычно активизируется одновременно несколько фреймов. Их построение - сложный, динамичный и творческий процесс, в основе которого лежит необходимость выбора, принятия того или иного решения. Фреймовая методология организации знаний удовлетворяет целям анализа лишь простых и стереотипных ситуаций[20]».
Анализ сложных, комплексных ситуаций, в которых лидер должен одновременно, в течение ограниченного времени активизировать множество взаимосвязанных фреймов и осуществлять выбор наиболее подходящего фрейма, уже не укладывается в рамки фреймового подхода». В процессе принятия решений происходит не только структурирование новой информации, но и активизация имеющихся структур знаний, дополнительное привлечение различных фоновых, образующих своеобразный "информационный контекст", который формируется на самых ранних стадиях процесса принятия решения. Поскольку каждая новая порция поступающей информации изменяет информационный контекст последний необходимо рассматривать не как статическую совокупность знаний, а как подвижную и изменяющуюся коммуникативную систему. Начальный этап данного процесса предполагает выявление сходства между уже известной и получаемой новой информацией. На первом этапе принятия решения лидер имеет ограниченную информацию. При этом, извлекая из памяти необходимые фреймы, лидер осуществляет процедуру вывода, часто не дожидаясь получения всей информации. В то же время, значимость финальной информации может оказаться столь высокой, что ее учет приводит к полному пересмотру предварительно сформулированного решения. В целом при принятии решений необходимо учитывать зависимость фреймовых структур от динамики изменения информационного контекста личностных знаний.