Файл: Предпринимательская деятельность в индустрии спорта (Предпринимательство и спорт: особенности правового регулирования на современном этапе).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 4
С точки зрения целевой направленности своей основной деятельности выделяют два основных типа организаций: коммерческие и некоммерческие.
Физкультурно-спортивные организации, относящиеся к коммерческому сектору, существуют за счет прибыли, получаемой от реализации товаров и услуг, дивидендов и доходов по облигациям, другим ценным бумагам и вкладам и т.д. Получение прибыли - основная цель и критерий их активности.
Значительную роль в коммерческом обороте играют некоммерческие организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Их деятельность непосредственно направлена на удовлетворение потребности людей в физическом совершенствовании, укреплении здоровья и т.д. Здесь основная цель - реализация функциональной роли физической культуры и спорта.
В той или иной мере почти все некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, «поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям» (п.3 ст. 50 ГК РФ). В последнее время именно формы общественного объединения и автономной некоммерческой организации (АНО) получили широкое распространение в сфере физической культуры и спорта. Поскольку некоммерческие организации наделены законодателем специальной правоспособностью, они могут правомерно осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в их учредительных документах (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Только одна форма некоммерческой организации - союз (ассоциация) - в силу прямого предписания ст. 121 ГК РФ не вправе заниматься ведением предпринимательской деятельности.
Следует напомнить, что возможность осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом (общая правоспособность), законодателем предусмотрена лишь для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП).
Решение о выборе конкретной организационно-правовой формы организации в сфере физической культуры и спорта принимается учредителями в соответствии с возлагаемыми на них задачами и диктуется условиями возможной реализации данных задач в правовых рамках, определенных для каждой из организационно-правовых форм юридического лица.
В юридической литературе предлагаются критерии выбора организационно-правовой формы организации для ведения бизнеса. При этом, как отмечают эксперты.: «Идеальной для всех случаев жизни организационно-правовой формы (ОПФ) ведения бизнеса не существует. любая ОПФ имеет свои достоинства и недостатки, например, нестабильность ООО, участник которого вправе в любое время выйти из общества, потребовав выплаты стоимости части имущества, приходящегося на его долю в уставном капитале (ст.94 ГК РФ)».
В современной предпринимательской практике для ведения бизнеса в сфере физической культуры и спорта нередко используется «бизнес-группа» («группа компаний»), включающая в себя коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей.
В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности можно выделить следующие виды предпринимательства в сфере физической культуры и спорта, а именно:
- Производственно-торговое - данная группа включает в себя производство и продажу спортивного оборудования и спортивных товаров для занятий физической культурой и спортом;
- Возмездное оказание услуг - в сфере физической культуры и спорта оказываются услуги в платных группах детских спортивных школ, в оздоровительных секциях и клубах при организации занятий шейпингом, аэробикой, другими видами спорта. Физкультурно-спортивные услуги составной частью входят в оздоровительные услуги, оказываемые пансионатами, домами отдыха и т.п. Также целесообразно оказание услуг в сфере спортивного образования, включая и деловое образование как важнейшее условие развития цивилизованного и конкурентоспособного предпринимательства в сфере спорта.
- Профессиональный спорт - заключение контрактов в профессиональном спорте, купле-продаже спортсменов, а точнее их спортивных достижений. Товаром может быть и рекорд как торговая марка, имя спортсмена, имеющее потребительную и меновую стоимость и приносящее прибыль. Профессиональная спортивная деятельность должна отвечать всем признакам предпринимательства (ст. 2 ГК РФ).
- Финансово-кредитное - объем операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денежных средств, ценных бумаг и пр.
- Посредническое - оказание услуг каждой стороне, заинтересованной в конкретной сделке.
- Страховое - страхование является неотъемлемой частью физической культуры и спорта. Подпункт 3 п. 2 ст. 4 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 г. № 4015-1 указывает, что объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с осуществлением предпринимательской деятельности. В настоящее время разработаны, но пока не приняты законы «О страховании спортсменов» и «О спортивной подготовке». Поэтому на данный момент, в нашей стране страхование спортсменов не регулируется специальным законом.
- Реклама - косвенное влияние на получение прибыли: популяризация физической культуры и здорового образа жизни, увеличение аудитории профессионального спорта, формирование общественного мнения.
Причины, сдерживающие эффективное развитие предпринимательства в сфере физической культуры и спорта можно выделить в следующие группы:
- недостаточное количество образовательных, в том числе правовых, программ для подготовки профессиональных предпринимателей для спортивной индустрии;
- отсутствие необходимого опыта и предпринимательских традиций в этой сфере;
- перепрофилирование или закрытие спортивных стадионов и спортсооружений
Хочется надеяться, что начавшийся процесс становления российского правого института спортивного предпринимательства сыграет должную роль в формировании здорового образа жизни как условия устойчивого развития государства и источника конкурентоспособности спортивного бизнеса.
Глава 2. Самофинансирование в физической культуре и индустрии спорта
Самофинансирование, то есть самостоятельное привлечение денежных средств из всех возможных источников для собственных нужд, осуществляется в физической культуре и спорте за счет предпринимательской деятельности. Не составляет исключения и предпринимательство в сфере физической культуры, спорта и связанных с ними отраслей. Экономический образ мышления и коммерческая деятельность глубоко интегрировались в современный спорт, во многом изменили структуру и организацию соревнований, чемпионатов, систему оплаты и обслуживания спортсменов, тренеров и арбитров.
Без коммерческой деятельности и спортивного бизнеса немыслимы современный профессиональный спорт и крупнейшие мировые события – Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы и других континентов. Запрет на предпринимательскую деятельность и участие спортсменов-профессионалов на олимпиадах к началу 90-х годов поставил под вопрос само существование этого главного мульти-спортивного события в мире. Отсутствие профессиональных спортсменов на олимпиадах стало с течением времени негативно отражаться на играх - спортсмены-любители не могли показывать выдающихся результатов, устанавливать новые мировые рекорды, собирать на стадионах и у экранов телевизоров многомиллионные аудитории. Соответственно падение зрительского интереса вызвало ответную реакцию у рекламодателей и покупателей прав трансляции соревнований, которая выразилась в уменьшении цены рекламы и снижении денежных поступлений в пользу олимпийского движения. Своевременный отказ Международного олимпийского комитета от принципа неучастия профессионалов в играх и коммерциализация спорта возродили к олимпиадам зрительский интерес.
Аналогичные процессы происходили повсеместно и с другими значимыми спортивными событиями и институтами. Большие гонорары спортсменов, тренеров и спортивных менеджеров придали коммерческому (профессиональному) спорту еще более высокий общественный статус. По своей популярности и уровню доходов спортивные звезды стали в один ряд со звездами шоу-бизнеса. Мировые чемпионаты и Олимпийские игры стали самыми популярными и высокодоходными мероприятиями в международном теле бизнесе, рекламе, туристической деятельности. Мощная рекламная и PR-поддержка современных спортивных соревнований и событий способствует еще большей популяризации как спорта в целом, так и отдельных его видов, помогает молодым людям определиться с выбором сферы профессиональной деятельности. Значительная часть молодежи во всех странах мира выбирает в настоящее время спорт, на деясь в этой области раскрыть свой потенциал и талант, приобрести богатство и славу.
В чем же состоит суть коммерческой деятельности в спорте, в каких формах она осуществляется и какими личностными качествами отличаются предприниматели - «аниматоры» спортивного бизнеса? Ответы на эти вопросы начнем с рассмотрения побуждений и внутренней мотивации предпринимателей, работающих в спортивном бизнесе.
Движущими мотивами предпринимательской деятельности в спорте являются:
-желание работать в спортивном бизнесе, отдавая себя той сфере деятельности, к которой чувствуешь призвание;
-потребность в самореализации и самоутверждении через получение прибыли;
-раскрытие своего творческого и личностного потенциала посредством самостоятельного ведения дел.
Обратимся теперь к вопросу о том, кто же может осуществлять предпринимательскую деятельность и в каких формах она практикуется в мировом и российском спортивном бизнесе. Здесь следует подчеркнуть, что предпринимательскую деятельность в спорте может осуществлять не каждый желающий, а лишь дееспособное лицо. Субъектами предпринимательской деятельности могут быть отдельные предприниматели - физические лица и коллективные предприниматели, образующие предприятия, - юридические лица. Последние образуются в самых разных формах - в виде единоличных владений, некоммерческих партнерств и организаций, обществ с ограниченной ответственностью, закрытых и открытых акционерных обществ, государственных и муниципальных предприятий. Такое разнообразие видов торгово-промышленной деятельности диктуется хозяйственной необходимостью, в частности, критериями целей, задач, перспектив развития бизнеса, форм ответственности участников. При этом каждая из отмеченных форм обладает своими достоинствами и недостатками.