Файл: Предпринимательская деятельность в индустрии спорта (Предпринимательство и спорт: особенности правового регулирования на современном этапе).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 4
Введение
Перед человеком, решившим посвятить себя спорту, всегда стоит дилемма – что выбрать, работу по найму или предпринимательскую деятельность? И работа по найму, и предпринимательская деятельность имеют свои несомненные достоинства и недостатки. Предпринимательская деятельность, напротив, способствует воплощению в жизнь творческих идей и инициатив индивида, создаёт широкий спектр возможностей для раскрытия потенциала личности и получения значительной прибыли, которая подчас многократно превышает фиксированную зарплату наёмного работника. Однако и плата за подобные возможности весьма высока – это, как правило, неограниченный по времени рабочий день, постоянные коммерческие риски, нервная и напряжённая работа. Особенности труда предпринимателей делают самостоятельную коммерческую деятельность уделом весьма небольшой части общества – обычно всего лишь 5-6% людей реально выдерживают нагрузки предпринимательства, имеют достаточно сил, энергии и знаний для ведения собственного бизнеса. Именно эта часть экономически активного населения наиболее интересна нам с точки зрения личностных и профессиональных качеств, необходимых в спортивном бизнесе.
Предприниматель от спорта – это, прежде всего, лицо, желающее не просто получить прибыль, а работать в спорте, развивать его, создавать для потребителей новые возможности в части физической активности, интересного и содержательного проведения досуга, продления долголетия, общения, создания и поддержания красоты тела и духа. Спортивные предприниматели, таким образом, играют позитивную общественную и экономическую роль, так как спортивный бизнес – социально значимая сфера предпринимательской деятельности, позволяющая преодолеть такие язвы общества, как пьянство, курение, потребление наркотиков, преступность. Работа на благо общества даёт спортивному предпринимателю огромное моральное удовлетворение от своего бизнеса, так как он несёт людям здоровье, развлечение, физическую и творческую активность, здоровый образ жизни. Спортивное предпринимательство – особый род бизнеса, его может успешно вести далеко не каждый. Здесь требуется специфический сплав качеств предпринимателя, знаний о спорте и бизнесе. Спортивному предпринимателю требуются не только организаторские способности, но и глубокое знание составляющих спортивной науки – анатомии, биохимии, физиологии, рационального питания, спортивной медицины. Не менее важно знание психологии и педагогики спорта, спортивного менеджмента и маркетинга, основ спортивного права и других специальных дисциплин. Лишь такая комбинация знаний и умений позволяет спортивному предпринимателю надеяться на хороший результат в спортивном бизнесе. Предпринимательская деятельность в спорте может осуществляться как с образованием юридического лица, так и без этой процедуры, связанной с определенной затратой средств и времени. Очень часто желающим стать предпринимателями нет необходимости в создании юридического лица, то есть предприятия. Законодательства многих стран предоставляют возможность не ограниченным в своей дееспособности гражданам зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица, то есть стать индивидуальным предпринимателем. Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведёт дело за свой счёт, самостоятельно принимает решения и несёт полную финансовую ответственность по своим обязательствам. Его вознаграждением становится полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство морального удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Предприниматель-индивидуал может полностью отдавать себя бизнесу, работая только в сфере предпринимательства, либо он может совмещать предпринимательскую деятельность с работой по найму или учёбой. Для людей, имеющих профессиональные навыки в определённых отраслях производства и сферы услуг, предпринимательская деятельность может быть дополнительным источником получения дохода. А для таких профессий, как тренер, фитнес-инструктор, специалист по единоборствам и многих других может стать основной работой. Современные высокопрофессиональные спортсмены и тренеры чаще всего выступают на спортивных рынках труда, зрелищ и информации как индивидуальные предприниматели. Многие специалисты этих категорий, как правило, не имеют постоянного места работы с фиксированной заработной платой, а ведут свой бизнес, действуя по собственному усмотрению, на свой страх и риск, выступая свободными агентами и производителями определенных услуг в сфере двигательной активности и спорта. Именно концентрация работы в области оказания спортивных услуг предопределяет специфику деятельности спортивного предпринимательства; данная область бизнеса специфична тем, что не предоставляет потребителям товары материального характера, а приносит полезность иного рода, удовлетворяя потребности в здоровье, зрелищах, развлечениях, достижениях.
Глава 1. Предпринимательство и спорт: особенности правового регулирования на современном этапе
В настоящее время сфера социальных исследований характеризуется двумя противоречащими друг другу тенденциями. С одной стороны, идет все углубляющаяся специализация внутри конкретных отраслей. С другой стороны, все большее значение приобретает процесс интеграции, когда формируются комплексные, межотраслевые направления, предметом исследования которых выступает сложное социальное явление как единый объект.
К такому сложному социальному явлению, безусловно, можно отнести российский бизнес в целом и его правовое регулирование - в частности.
Вместе с тем, на сегодняшний день все чаще предпринимаются попытки рассмотреть сферу физической культуры и спорта в РФ через призму правового регулирования, что придает импульс развитию нового направления российской юриспруденции - спортивного права. Укрепление здоровья россиян, увеличение числа занимающихся физической культурой, развитие спорта высших достижений возможно лишь при разработке динамичной нормативно- правовой базы и гибкого механизма правового регулирования в обозначенной сфере общественных отношений.
Предпринимательская деятельность в России - это многообразное явление, воздействующее на государственную и общественную жизнь. Предпринимательство тесно взаимодействует со всеми сферами общества. Однако в сфере физической культуры и спорта до сих пор не созданы необходимые условия для его масштабного развития, получения прибыли. И нередко, свойственные физической культуре и спорту движущие силы развития берут верх над стремлением получить прибыль как определяющий мотив деятельности. Это можно объяснить социальной ролью физической культуры и спорта в жизни общества, в формировании здорового образа жизни людей.
При этом правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта осуществляется нормами различных отраслей права, среди которых главное место занимают нормы таких отраслей как гражданское, коммерческое, налоговое, административное право и др. Кроме кодексов, занимающих центральное место в системе законодательства о спортивном предпринимательстве, имеется множество нормативных актов, регулирующих в той или иной степени эту деятельность. Здесь можно отметить такие важнейшие законы последних лет, как Федеральные законы «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О некоммерческих организациях», «О рекламе», «О конкуренции», «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», и др.
Среди подзаконных нормативных правовых актов ведущую роль играют Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, нормативные акты Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. В настоящее время существует их огромный пласт. При этом нельзя отметить должного количества исследовательских (аналитических) работ, посвященных данной тематике.
Поэтому основная задача, которую ставили перед собой авторы при создании статьи, - показать существующие проблемы и особенности в правовом регулировании такой юридической конструкции как спортивное предпринимательство.
Эта тема представляется актуальной сегодня, поскольку пропаганда здорового образа жизни и, в частности, пропаганда физической культуры, как первичной матрицы современного правового государства, заложена в многоплановое понятие национальной безопасности.
«Здоровый образ жизни» - это не только отсутствие болезней, а состояние физического, морального, психического и социального благополучия населения. При этом очевидна социальная роль физической культуры и спорта, поскольку это, в том числе, и превентивная мера асоциального поведения граждан. Спорт связан с самосовершенствованием личности, воспитанием законопослушания, более эффективной трудовой деятельности, что, в конечном счете, формирует стабильность общественной системы. Поэтому требуется более тесное и эффективное взаимодействие общества, бизнеса и государства на всех уровнях для согласования взаимных интересов, взаимной ответственности в сфере физкультурно-спортивной деятельности.
Отсутствие стабильности экономической обстановки на современном этапе заметно снижают возможности как государства, так и других субъектов экономической деятельности в дальнейшем формировании и финансировании отрасли физической культуры и спорта. Требуются новые эффективные формы и виды коммерческой деятельности в системе физической культуры и спорта, обеспечивающие удовлетворение потребностей населения.
Если государство мотивирует свое участие в делах спорта его социальной значимостью, спортивные федерации представляют и защищают, в основном, интересы спортсменов, то спортивное предпринимательство, как правило, решает и обеспечивает возможность получения прибыли на развивающемся в России рынке спортивных услуг. При этом нельзя не учесть период подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр в г. Сочи. Однако коммерциализация инфраструктуры физической культуры и спорта, получая новые импульсы развития, зачастую несет не только положительные, но и отрицательные последствия.
Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Применительно к сфере физической культуры и спорта, предпринимательскую деятельность можно определить как самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, в том числе спортивных сооружений, продажи спортивного оборудования и инвентаря, оказания услуг в сфере физической культуры и спорта лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.
При этом основными и обязательными чертами предпринимательской деятельности в рассматриваемой сфере будут:
- самостоятельность (в качестве экономической базы деятельности и как возможность принятия самостоятельных решений);
- хозяйственные риски (вложенные средства могут в конечном итоге не принести прибыль, а появившиеся убытки - собственная проблема предпринимателя, не имеющая отношения к обществу и государству);
- систематическое извлечение прибыли (если же извлечение прибыли не носит систематический характер и не является основной целью деятельности лица, то эта деятельность не является предпринимательской);
- государственная регистрация лица во избежание применения п. 4 ст. 23 ГК РФ.
Отсутствие любого из перечисленных признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.
Хотелось бы остановиться на 2-м и 3-м признаках более подробно. Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления, поведения и психологию предпринимателя. Предприниматель в спорте - это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя ответственность и инициативу в организации производства и реализации спортивных товаров и услуг на рынке сбыта. Социально-психологические вопросы взаимодействия и соотношения личности в спорте и предпринимательстве исследуются в работах В.Б. Мяконькова. Социальная психология предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта строится на тех же морально-волевых и нравственно-психологических принципах, что и соревновательная деятельность, в связи с чем предприниматели из числа бывших спортсменов будут более эмоционально устойчивы и ориентированы на успех в бизнесе по сравнению с предпринимателями - неспортсменами.
При этом ожидается, что личность предпринимателя в спорте будет характеризоваться большей сензитивностью к стимулам успеха в бизнесе и большей помехоустойчивостью к сбивающим факторам.
Как отмечалось выше - предпринимательская деятельность предполагает систематическое получение прибыли, которая является продуктом специфического личностного ресурса - предпринимательских способностей.
Систематичность характеризуется длительностью и регулярностью получения прибыли, что определяется профессионализмом предпринимателя. Таким образом, в ГК РФ зафиксировано, что для предпринимателя важна не столько сама сфера деятельности, сколько систематическое получение прибыли. При этом признак систематичности является одним из наиболее спорных в определении предпринимательства. Дело в том, что термин «систематичность» имеет отличное значение для целей разных отраслей законодательства (гражданского, налогового, трудового). Полагаем, законодателю целесообразно ввести единое понятие систематичности в сфере предпринимательства, использовав для этого четкий критерий стоимостной оценки переданного товара, выполненной работы или оказанной услуги за определенный период времени.
Так же считаю целесообразным дополнить перечень основных признаков предпринимательства в национальном законодательстве признаком профессионализма. Признак профессионализма предпринимательской деятельности нашел отражение в законодательстве многих государств. Например, ст. 2-104 Единообразного торгового кодекса США (Uniform Commercial Code) указывает, что предприниматель (коммерсант по американской терминологии) «...ведет себя так, как будто он обладает особыми знаниями или опытом в отношении операций и товаров, являющихся предметом сделки».
Для эффективного профессионального развития
предпринимательства в сфере физической культуры и спорта необходимо формирование определенных социально-экономических условий:
- во-первых, уровень жизни населения должен быть достаточно высоким, чтобы иметь возможность оплатить услуги по ценам, обеспечивающим предпринимателю получение максимальной прибыли;
- во-вторых, предложение физкультурно-спортивных услуг должно быть рассчитано на все категории населения с разными спортивными интересами и с разными доходами;
- в-третьих, физкультурно-спортивные организации должны располагать наличием комплекса средств по изучению рынка услуг, снижению расходов на их оказание при улучшении качества.