Файл: Правовые основы организации нотариата (Понятие нотариата, его основные характеристики).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Понятие нотариата, его основные характеристики
1.2 Основные принципы нотариальной деятельности
Глава 2. Правовой статус нотариуса
2.1 Место и роль нотариата в реализации норм гражданского права в России
2.2 Замещение должности нотариуса
2.3 Правовые проблемы российского нотариата на современном этапе
2.2 Замещение должности нотариуса
В соответствии со ст.2 Основ, на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.
При рассмотрении требований к лицу претендующему на должность нотариуса интересно обратиться к историческому опыту России. Так, в ст.5 Положения о нотариальной части, высочайше утвержденного 14 апреля 1866 г., среди требований к кандидату упоминались и препятствия к назначению на нотариальную должность. Уже в конце XIX в. ни у кого не вызывало сомнений, что юрист, находящийся в контакте с "потребителем прав", призванный ставить право на службу человеку и предупреждать споры, должен быть человеком чистой биографии как в правовом, так и в нравственном отношении. Вот почему на должность нотариуса до революции не мог претендовать человек, "опороченный судом или общественным приговором".
Как подчеркивает Л.В. Щенникова, биография для желающего стать нотариусом имеет очень существенное значение, поскольку она всесторонне характеризует соискателя: насколько он человек дисциплинированный (в частности, не был ли ранее уволен и не привлекался ли к дисциплинарной ответственности), умеет ли распоряжаться деньгами (кандидат не может быть объявлен банкротом или преследоваться за долги), наконец, является ли морально чистым (не должен привлекаться к юридической ответственности за действия, противные нормам морали). Думается, что усовершенствование законодательства о нотариате в первую очередь должно пойти по пути установления в нормативном порядке продуманного перечня препятствий к занятию должности нотариуса в России.
По действующему же законодательству, кроме того, что лицо должно быть гражданином РФ и иметь высшее юридическое образование, оно должно пройти стажировку.
Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержден решением Правления Федеральной нотариальной палаты и приказом Минюста РФ от 26 мая, 21 июня 2000 г. N179.
В соответствии с вышеуказанным Порядком, лицо должно сдать экзамен на право прохождения стажировки.
После сдачи экзамена, назначение на должность стажера с указанием руководителя стажировки в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции, а на должность стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, - нотариальной палатой. При необходимости орган юстиции или нотариальная палата в течение срока стажировки могут принять решение о назначении другого руководителя стажировки.
Срок такой стажировки в соответствии с Порядком (п.1) составляет не менее одного года, однако, для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации и нотариальной палатой субъекта Российской Федерации. При этом продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев.
Программа стажировки утверждается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Она является единой и обязательной для всех стажеров и руководителей стажировки. Программа должна содержать перечень мероприятий, направленных на получение стажером специальных теоретических знаний, приобретение практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса. Сокращение срока стажировки не освобождает стажера от обязанности освоить программу стажировки.
В рамках реализации этой реформы 2 октября 2012 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 166-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате и отдельные законодательные ® Диева М. Г., 2014 акты» [3], который определяет порядок создания и функционирования Единой информационной системы нотариата (ЕИСН). Эта система предназначена для автоматизации сбора сведений о совершении нотариальных действий всеми нотариусами страны. Она включает в себя следующие электронные реестры: удостоверенных завещаний и уведомлений об их отмене; удостоверенных доверенностей и уведомлений об их отмене; открытых наследственных дел; удостоверенных брачных договоров; уведомлений о залоге движимого имущества.
Данный закон вступил в силу с 10 января 2014 года. Он позволит повысить качество нотариальных услуг, прозрачность нотариальной деятельности, формировать достоверную и своевременную отчетность о нотариальных действиях. Это позволит обеспечить юридическую безопасность заключаемых гражданами сделок и упростит процедуру розыска наследниками завещаний, а также банковских вкладов наследодателя.
Одна из норм закона № 166-ФЗ (пункт 7 статьи 2) вступает в силу с 10 января 2015 года. Она гласит, что если в реестре уведомлений о залоге движимого имущества ЕИСН отсутствуют сведения о регистрации уведомления о залоге, а также об изменениях, произошедших в праве залога, в момент приобретения заложенного движимого имущества лицом, которое не знало и не могло знать, что приобретаемое имущество является предметом залога, такое лицо считается добросовестным приобретателем. Иначе говоря, если залогодержатель не зарегистрировал такое уведомление в ЕИСН, то он не сможет истребовать имущество из владения нового собственника. Таким образом, здесь нотариат станет эффективным инструментом борьбы с мошенничеством, распространенным главным образом в сфере купли-продажи транспортных средств.
На следующем этапе реформы отечественного нотариата, после принятия нового закона о нотариате и нотариальной деятельности в РФ и внесения поправок в Гражданский кодекс РФ о формах нотариальноправового регулирования гражданского оборота, роль нотариусов в обеспечении прав и законных интересов граждан должна возрасти еще больше. Одной из острейших и криминогенных проблем гражданского оборота являются сделки с недвижимостью. В 1995 году, с принятием Гражданского кодекса РФ, государство отказалось от обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью. Отсутствие правовой экспертизы сделок с недвижимым имуществом граждан приводит к многочисленным фактам противоправных действий со стороны «черных» риелторов, жертвами которых становятся социально незащищенные граждане. Весьма распространенным стало явление рейдерских захватов предприятий, находящихся в собственности отдельных граждан или акционерных обществ.
14 декабря 2012 года Госдума РФ рассмотрела первый блок поправок к проекту новой редакции Гражданского кодекса РФ. Из новой редакции была исключена статья об обязательном нотариальном удостоверении сделок с недвижимостью, поскольку проект нового закона о нотариате не был вовремя внесен в Госдуму РФ и отсутствовали предложения о возможных тарифах за нотариальное удостоверение сделок. Было решено вернуться к рассмотрению этого вопроса при обсуждении проекта нового закона о нотариате.
Проект нового закона о нотариате и нотариальной деятельности обсуждается уже несколько лет. Однако все предыдущие версии этого закона подвергались серьезной критике, поэтому Министерство юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой подготовило в декабре 2012 года обновленный с учетом прежде высказанных замечаний проект федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (далее - Проект). Это дает основания надеяться, что данная версия Проекта окажется завершающей и будет принята Госдумой РФ. Готовящийся закон о нотариате и нотариальной деятельности призван устранить устаревшие и неактуальные положения о нотариате, усилить требования к квалификации и профессиональной ответственности нотариусов. Он направлен на переход к более активной модели нотариата, не ограничивающейся возложением на нотариусов лишь удостоверительных функций. Перед нотариатом ставится задача оказывать комплексную юридическую помощь участникам гражданского оборота, с наличием полномочий по сбору всех необходимых документов для совершения нотариального действия и проверки достоверности всех фактов и обстоятельств. Расширение полномочий нотариата позволит ему лучше обеспечивать права и законные интересы граждан.
25 июля 2013 года в Правительстве РФ состоялось совещание под председательством Д Медведева, посвященное вопросам совершенствования законодательства о нотариате. Учитывая социальную значимость правового регулирования нотариальной деятельности, впервые этот вопрос был вынесен на столь высокий уровень. Основным предметом дискуссии стали вышеуказанный Проект федерального закона, а также вопрос об участии нотариата в гражданском обороте с возвращением компетенции в сфере недвижимости. По итогам совещания принято решение о необходимости принятия данного Проекта. Было решено провести эксперимент по обязательному нотариальному удостоверению сделок с недвижимостью в каждом федеральном округе, определив в нем по одному субъекту. Кроме того, принято решение внести в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» изменения, направленные на введение упрощенного порядка регистрации сделок по нотариально удостоверенным договорам, предусмотрев сокращение срока регистрации [1].
Общая часть Проекта содержит основные принципы организации и деятельности нотариата. К основным нововведениям этой части Проекта относятся:
- формирование системы нотариата, построенной на принципах организационной самостоятельности и самофинансирования (ст. 3, 14). Впрочем, субъекты РФ при острой необходимости могут создавать за счет средств своего бюджета государственные нотариальные конторы;
- введение гарантий доступности нотариальных услуг для жителей труднодоступных и малонаселенных районов за счет нотариального сообщества (ст. 24);
- установление полной имущественной ответственности нотариуса за причиненный им вред участникам гражданского оборота. Выплата компенсаций гарантируется за счет средств индивидуального и коллективного страхования риска профессиональной ответственности нотариусов, а при недостаточности этих средств - за счет Гарантийной кассы нотариата (ст. 35);
- установление презумпции законности и достоверности нотариальных актов (ст. 16). Таким образом, нотариально заверенные документы будут являться для суда и следствия полноценными доказательствами, не нуждающимися в дополнительных проверках. Однако презумпция законности и достоверности нотариального акта не исключает для гражданина возможности оспаривания в суде;
- установление обязательности и исполнительной силы нотариальных актов (ст. 15, 17). Придание исполнительной силы нотариальным документам может значительно разгрузить суды от мелких дел по выплате алиментов, обращения взыскания на заложенное имущество и по ряду других позиций гражданского оборота.
Принципиальным новшеством Проекта является появление развернутой процессуальной части, определяющей порядок и последовательность действий нотариуса при оказании нотариальных услуг. К основным нововведениям этой части Проекта относятся:
- широкое внедрение элементов электронного нотариата, предполагающего постепенный переход к оформлению, фиксации и хранению нотариальных актов в электронной форме (ст. 174);
- использование современных информационных технологий в нотариальной деятельности: использование аудио- и видеозаписей в нотариальном производстве, регистрация нотариальных действий в Едином реестре нотариальных действий и др. (ст. 124, 175);
- введение новых видов нотариальных действий, обеспечивающих современный гражданский оборот и потребности участников экономической деятельности: удостоверение досудебных медиативных соглашений, ведение дел хозяйственных партнерств и инвестиционных товариществ, передача запросов в Центральный каталог кредитных историй, направление уведомлений об обращении взыскания на предмет залога и распределение сумм, вырученных от реализации заложенного имущества и др. (ст. 128);
- введение запрета на дополнительные сборы, в том числе за оказание правовых и технических услуг (ч. 2 ст. 297);
- полномочия по установлению общих правил определения и уплаты единых тарифов за совершение нотариальных действий передаются Правительству РФ, с оговоркой, что размеры нотариальных тарифов должны обеспечивать реализацию принципов самофинансирования нотариальной деятельности и доступности нотариальных услуг для всех слоев населения (ч. 1 ст. 297).
Проект не предусматривает обязательного нотариального удостоверения всех сделок с недвижимостью. Однако при нотариальном удостоверении сделки с недвижимостью все хлопоты по сбору документов берет на себя нотариус, он же гарантирует юридическую чистоту сделки. Кроме того, при нотариально удостоверенной сделке сокращается до трех рабочих дней срок регистрации прав, в том числе перехода прав на жилую недвижимость. Таким образом, государство не навязывает гражданам услуги нотариусов, но старается сделать их достаточно привлекательными, чтобы граждане охотней заверяли сделки [2].