Файл: Правовые основы организации нотариата (Понятие нотариата, его основные характеристики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На современном этапе является очевидным тот факт, что институт российского нотариата как объект научного исследования представляет собой феномен, требующий к себе пристального внимания отечественных ученых-цивилистов, не говоря уже о необходимости совершенствования действующего законодательства, регулирующего как организацию российского нотариата, так и порядок совершения отдельных видов нотариальных действий.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), российский нотариат призван обеспечивать, согласно Конституции Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов РФ, выше названными Основами, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Как видим, уже на законодательном уровне заложены основы национальной концепции нотариата прежде всего как правозащитного института. Что касается нормативно-правовых актов субъектов РФ, регулирующих нотариальную деятельность, то во многих из них нотариат характеризуется как институт гражданского общества. Правовая деятельность отечественного нотариата обусловлена и спецификой российской правовой системы, которая, безусловно, имеет свои особенности, базируясь в большей степени на своих собственных оригинальных основаниях, чем на общих с романо-германским правом признаках, несмотря на то, что российскую правовую систему ученые-цивилисты относят к романогерманской семье [1, с. 264-270; с. 32].

Правоохранительная функция института российского нотариата отражает его место как публично-правового института, который обеспечивает законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота, снижая уровень как гражданских, так и уголовных правонарушений. В рамках правоохранительной функции нотариат с помощью присущих ему правовых средств решает целый ряд задач: снижает уровень криминальности в гражданском обороте; облегчает раскрытие преступлений; способствует снижению уровня преступности; обеспечивает юридическую безопасность физических и юридических лиц. Отметим, что в силу своего публично-правового характера, жесткой процедурной урегулированности порядка совершения нотариальных действий, необходимости оценки целого ряда юридически значимых фактов (прежде чем будет совершено нотариальное действие), нотариат является одним из эффективных средств снижения количества правонарушений в сфере собственности. Таким образом, правоохранительная форма правовой деятельности нотариата - это конкретное проявление такой деятельности, обеспечивающее правомерность юридических действий участников гражданского оборота, в отношении которых совершается нотариальное действие, и непосредственно исполнение, использование и соблюдение требований правовых норм самим нотариусом в процессе осуществления своих полномочий, препятствующая тем самым либо минимизирующая негативные последствия правонарушений.


Представляется целесообразным отметить, что в дореволюционной отечественной литературе институт российского нотариата характеризовался как «орган публичной деятельности, управомоченный... придавать публичное значение совершаемым им актам» [2, с. 60]. Что касается советского периода, то юридическая литература советского периода отечественной истории нотариата буквально изобилует сентенциями о противопоставлении социалистической и буржуазной нотариальных систем. Природа советского нотариата как государственного органа позиционировалась в качестве альтернативы нотариату капиталистических стран, в которых «нотариат имеет двойственную природу, нотариус выполняет свои функции в качестве должностного лица, но взимает вознаграждение от клиентов, идущее в пользу нотариуса» [3, с. 22]. Исходя из этого, определялось место государственного нотариата в системе советских органов, при этом нотариат понимался как система органов, совершающих нотариальные действия, а государственными органами считались соответствующие нотариальные конторы [4, с. 3]. Данные определения содержались и последовательно развивались в нормативно-правовых актах, регулирующих нотариальную деятельность указанного периода. С принятием Основ российский нотариат вступил в новую фазу своего развития, которую можно охарактеризовать и как рецепцию дореволюционных подходов к понятию, системе нотариата, и как средство реализации текущих потребностей общества, и как средство интеграции в общеевропейское правовое пространство. Следовательно, перед современной отечественной юридической наукой ставятся следующие задачи: определение понятия «нотариат» и понятия «сущность нотариата» (отметим, что на законодательном уровне они не определены), с учетом таких факторов как отечественные традиции, необходимость современных потребностей российского общества в институте нотариата, общемировых тенденций развития института нотариата и др.

К началу XX века в законодательстве большинства европейских стран были разработаны единые принципы в определении понятия «нотариат». Дефиниция же «свободный нотариат» есть сокращенная форма от определения «нотариат, действующий в форме свободой профессии» или, иначе говоря, «латинский нотариат». Мировая государственно-правовая практика свидетельствует о том, что нотариат является составной частью любой правовой системы и объясняется это объективной востребованностью функций, осуществляемых нотариатом. Казалось, что с принятием России (1995 г.) в тогда еще Международный союз латинского нотариата и началом нового этапа в развитии российского нотариата многие правовые проблемы будут разрешены, но, к сожалению, до настоящего времени (на законодательном уровне) не определено даже понятие «нотариат», что обусловило различные формулировки отечественными учеными- цивилистами названого понятия. Например, по мнению Л.А. Стешенко и Т.М. Шамба, понятие «нотариат», приводимое в Российской юридической энциклопедии под редакцией А.Я. Сухарева, вполне соответствует предъявляемым требованиям: «Нотариат - это правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий» [5, с. 1]. Выделяя наиболее характерные черты правовой природы нотариата, Г.Г. Черем- ных и И. Г. Черемных дают следующее определение нотариата: «Нотариат представляет собой институт гражданского общества, наделенный властными полномочиями и осуществляющий от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функций государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий. Кроме того, нотариат можно определить и как самоуправляющееся, независимое от государства, профессиональное сообщество нотариусов, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющее свою деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц на принципах беспристрастности и независимости» [6, с. 31]. Отметим, что второе определение является более узким по сравнению с первым, поскольку из всех элементов института нотариата выделяется только один - совокупность нотариусов, хотя это определение позволяет акцентировать внимание на профессионализме, беспристрастности и независимости нотариусов при осуществлении ими своей деятельности, что является реальной гарантией защиты нотариусами прав и законных интересов субъектов гражданско-правовых отношений. Однако представляется, что понимание нотариата как правового института сопряжено с выявлением предмета регулятивного воздействия законодателя на общественные отношения, а также методов, целей, задач и функций данной регламентации, а, соответственно, вышеприведенные понятия нотариата как правового института являются далеко неполными.


В.В. Ярков (ученый-цивилист, президент Нотариальной палаты Свердловской области) утверждает следующее: «Термин «нотариат» многозначен и обозначает одновременно, во-первых, систему органов и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций), наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий, во-вторых, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность, в-третьих, учебный курс...» [7, с. 1]. Примерно такое же понятие нотариата формулирует Ю.Н. Власов и В. В. Калинин [8, с. 12]. Понимание нотариата в качестве системы нотариальных органов излагается и в трудах таких ученых- цивилистов как О.В. Романовская и Г.Б. Романовский, которые определяют эти органы в качестве административных, но при этом подчеркивают особый статус названых органов, указывая на то, что нотариат не выполняет управленческие функции, а решает социальные задачи [9, с. 13, 23, 24].

Однако общеизвестно, что нотариус является как представителем гражданского общества, так и носителем публичноправовых полномочий, в чем и заключается уникальность института нотариата. Подчеркнем, что практически все ученые- цивилисты, посвятившие свои труды исследованию института российского нотариата, указывают на реализацию нотариатом публичной власти государством и его неразрывную связь с гражданским обществом [10, с. 44]. И в тоже время проблема в определении понятия и сущности российского нотариата возникает именно при попытке соединения названых конкурирующих начал. В качестве примера обозначенной проблемы приведем понятие нотариата, предложенное Н.И.Комаровым, который утверждает, что нотариат входит в систему правоохранительных органов государства, но в тоже время является правовым органов гражданского общества, который нередко характеризуется как орган превентивного, досудебного правосудия [11, с. 3]. На то, что нотариат является органом превентивного правосудия, неоднократно указывал и И. Г. Черемных [12, с. 14]. Данные утверждения также не являются бесспорными, поскольку российский нотариат не в полной мере отвечает признакам «государственного органа» и уж тем более не может квалифицироваться в качестве «правового органа гражданского общества» или органа «превентивного правосудия». Отметим, что на неоднозначность понимания понятия «нотариат» указывает и правоприменительная практика. К сожалению, в рамках данной публикации не представляется возможным привести высказывания иных ученых-цивилистов по рассматриваемой проблематике, привести примеры правоприменительной практики, но даже приведенные примеры свидетельствуют о том, что на данный момент крайне необходимо на законодательном уровне определить понятие и сущность нотариата, тем самым дополнив положения ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате.


Заключение

Подводя итоги курсовой работы, следует еще раз остановить внимание на то, что роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.

Институт нотариата, изначально обладая характером относительно независимой, автономной от государства профессиональной корпорации, имеющей органы нотариального самоуправления, зародился и развивался в тесном взаимодействии с публичной властью, государством, судебной властью. Нотариусы назначались на должность государством, находились на государственной службе.

Государство осуществляло контроль за осуществлением нотариальной деятельности и придавало нотариальным документам официальный характер.

Роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.

Нотариат можно определить как институт гражданского общества, представляющий собой самоуправляющееся профессиональное сообщество нотариусов, наделенный в лице нотариусов властными полномочиями и осуществляющий от имени РФ публичную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий на принципах профессионализма, беспристрастности и независимости.

Институт нотариата, обеспечивая защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, выполняет функцию по реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Эта функция осуществляется нотариатом посредством нотариальной деятельности, в том числе при совершении нотариусами установленных законодательством нотариальных действий.

Оказание нотариатом квалифицированной юридической помощи состоит в обеспечении нотариусами условий для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав граждан и юридических лиц; содействии беспрепятственной и эффективной реализации имеющихся прав и обязанностей субъектами правовых отношений.


Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством и для их реализации нотариат в лице нотариусов наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени РФ.

Нотариат представляет собой уникальный институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет и ярко выраженное частноправовое содержание.

Определяющая тенденция в развитии нотариата в РФ должна выражаться в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии («латинскому нотариату»). Сохранение государственного нотариата противоречит правовой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему государственных органов, негативно отражается на принципах независимости и беспристрастности нотариусов и экономически нецелесообразно.

Список использованных источников

Нормативные акты

    1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 4. - Ст. 445.
    2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [Текст]: утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (с изм. от 5 апреля 2013 г.) // Российская газета. – 1993. - № 49. – 13 марта.
    3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: кодекс от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 30. - Ст. 3012.
    4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: кодекс от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 1 марта 2013 г., с учетом ред. от 7 мая 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301.
    5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: кодекс от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (с изм. от 2 октября 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 49. - Ст. 4552.
    6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: кодекс от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. от 7 мая 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 46. - Ст. 4532.
    7. Ботнев, В.К. Роль нотариата в оказании квалифицированной юридической помощи [Текст] // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – М.: Изд-во Российской академии адвокатуры и нотариата, 2012. – ISSN 1997-0986. 2012, № 2, С. 13-18.
    8. Вергасова, Р.И. Нотариат в России [Текст]: Учебное пособие / Р.И. Вергасова. - М.: Юристъ, 2005. - 363 с. - ISBN 5-7975-0598-3 (в пер.)
    9. Власов, Ю.Н. Нотариат в Российской Федерации [Текст]: Учебник / Ю.Н. Власов, В.В. Калинин. – М.: Омега-Л, 2005. – 432 с. - ISBN 5-94227-055-4
    10. Герасимов, В. Потенциал нотариата не востребован [Текст] // Российская юстиция. - М.: Юрид. лит., 2006. - ISSN 0131-6761. 2006, №1, С. 73-78.
    11. Жуйков, В. Нотариат "разгружает" суды [Текст] // Российская юстиция. - М.: Юрид. лит., 2000. - ISSN 0131-6761. 2000, №3, С. 52-59.
    12. Зайцева, Т.И. Нотариальная практика: ответы на вопросы. Выпуск 2 [Текст]: Учебное пособие / Т.И. Зайцева. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 480 с. – ISBN 978-5-466-00352-9.
    13. Зимина, Т.П. История развития института нотариата в России [Текст] // Среднерусский вестник общественных наук. – М.: РАН ХГС, 2009. – ISSN 2071-2367. 2009, № 1, С. 111-113.
    14. Извеков, И.Л. Обеспечение доказательств нотариусом в сети Интернет [Текст] // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – М.: Изд-во РААН, 2012. – ISSN 1997-0986. 2012, № 4, С. 27-33.
    15. Казанова, Е.Ю. Международно-правовые аспекты нотариальной деятельности [Текст]: дисс... канд. юрид. наук. / Е.Ю. Казанова. – М.: РГБ, 2001. – 124 с.
    16. Казарян, К.В. Институт нотариата в свете изменений в Гражданский кодекс РФ [Текст] // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Фонд поддержки образования и науки в Ростовской области», 2012. – ISSN 2219-0279. 2012, № 2. С. 88-91.
    17. Кашковский, В.С. Юридическая помощь нотариуса: «скрытый потенциал» [Текст] // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – ISSN 1810-0201. 2009, № 6, С. 401-405.
    18. Кашурин И.Н., Кашурина В.Г. Осуществление нотариатом отдельных функций государства // Юридические исследования. - Ставрополь: ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский федеральный университет", 2013, № 1. – С.30-35
    19. Лазарева Н.П. Административно-правовой механизм управления нотариатом в Российской Федерации // Правовая культура и безопасность Дальнего Востока России: материалы конференций (Хабаровск, 18-19 мая и 22 декабря 2011 г.). - М.: РПА Минюста России, 2012. - С. 125-130
    20. Музыка Н.О. Контроль за нотариатом и нотариальной деятельностью // Право и законность: вопросы теории и практики: сборник материалов II Всероссийской студенческой научно-практической конференции, г. Абакан, апрель 2012 г.. - Абакан: Изд-во ГОУ ВПО "Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова", 2012. - С. 115-118
    21. Никитин М.И., Осипов А.Л. К вопросу совершенствования законодательства о нотариате // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2013, № 12. - С. 21-28
    22. Образцова Е. О некоторых перспективах совершенствования законодательства о нотариате в Российской Федерации // Право и жизнь. - М.: БФ "Центр публичного права", 2014, № 192 (6). - С. 93-102
    23. Пыльнев А.С. Законодательство о нотариате: актуальные проблемы и пути их решения // Сборник материалов межвузовской научной студенческой конференции "Актуальные проблемы российского права" (3 апреля 2012 г.). - М.: Филиал НОУ ВПО "МУ им. С.Ю. Витте" в г. Воронеж, 2012. - С. 68-71
    24. Фрик О.В. Новации в законодательстве о нотариате // Арбитражный и гражданский процесс. - М.: Юрист, 2013, № 6. - С. 55-60
    25. Черников А.Е. Нотариате правовой системе России // Современное общество и право. - М.: Гос. ун-т - учеб.-науч.-производ. комплекс, 2012, № 1 (6). - С. 21-28