Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Плюсы клиент-серверной технологии:

• Удобная синхронизация информации;

• Минимальная цена аппаратного комплекса (производительный тут только сервер);

• Гибкая корректировка структуры данных;

Плюсы клиент-серверной технологии:

• Плохая защита от НСД;

• Работа только в КС;

• Ценник.

Сетевое многопользовательское приложение создано на базе файл-серверной архитектуры. Информация в виде файлов или файла помещается на файловом сервере [46].

Данный сервер принимает запросы, идущие от клиентов в сети, и передает им желаемые данные. Но вся обработка происходит на ПК-клиентах. Каждый компьютер запускает полновесную копия ПО для анализа данных. Каждая копия по-своему управляет файлами БД, включающими данные. Есть лишь одна связь между данными независимыми работами – файл блокировок, создаваемый в обязательном порядке для любого файла БД [47]. При этом любая копия производит корректировку индексов, работу внутренними таблицами и остальные функции, которые есть в возможностях СУБД.

В архитектуре клиент-сервер головная часть БД поддерживает не только доступ к данным, но и отвечает за их обработку. Клиент передает на сервер запросы на чтение или корректировку данных, созданные в рамках SQL-языка. Сервер сам реализует требуемые выборки или корректировки, отслеживая по факту каждой операции целостность и согласованность данных, а финальное значение кода возврата или набора записей передает на ПК клиента.

Минусы файлового сервера очевидны и определяется главным образом тем, что данные существуют в одном месте, а обрабатываются в другом.

При этом их нужно передавать по сети, что часто приводит к повышенным нагрузкам на сеть и, как следствие, понижению производительности ПО при увеличении числа работающих одновременно пользователей. Еще одним важным недостатком подобной архитектуры является децентрализованное решение возникающих проблем согласованности и целостности данных, а также доступа к данным. Подобное решение значительно уменьшает надежность приложения.

Архитектура "клиент-сервер" устраняет все указанные недостатки. Также она дает возможность лучшим образом распределить всю нагрузку между клиентом и сервером, что влияет на многие параметры системы: поддержку, производительность и стоимость.

Архитектура «клиент-сервер» может быть как двухуровневой, так и трехуровневой [18].

В двухуровневой архитектуре присутствуют два звена: это клиентская ЭВМ и сервер СУБД (рисунок 2.3).


Рисунок 2.3 - Двухуровневая архитектура «клиент-сервер»

В свою очередь, двухуровневая архитектура может быть устроена по-разному [7]:

  • По принципу «тонкий сервер» - «толстый клиент» (Рисунок 2.4);
  • По принципу «толстый сервер» - «тонкий клиент» (Рисунок 2.5).

Рисунок 2.4 - Двухуровневая архитектура «тонкий сервер»- «толстый клиент»

Архитектура «толстый сервер» - «тонкий клиент» является наиболее предпочтительной по ряду причин[13]:

  • большее быстродействие и производительность системы за счет того, что все операции манипулирования и выбора данных происходят на сервере, а клиенту передается только результат запроса;
  • не происходит блокировок информации на период изменения её одним из клиентов;
  • каналы передачи данных не перегружаются из-за необходимости передачи всего объема данных для модификации на клиенте[14];
  • логику функционирования системы можно изменить на сервере без перекомпиляции клиентского ПО, что особенно актуально в условиях территориальной удаленности рабочих мест [15].

Рисунок 2.5 - Двухуровневая архитектура «толстый сервер»- «тонкий клиент»

Наиболее яркой отличительной особенностью архитектуры, состоящей их трех звеньев, является разделение функций хранения, обработки и представления данных пользователю между данными звеньями [7].

Пример построения такой архитектуры приведен на рисунке 2.5. Доступ к данными организован таким образом, что используется промежуточное звено, а именно сервер приложений, который принимает, обрабатывает и передаёт информацию между другими звеньями системы. Использование такого сервера оправдывается тем преимуществом, что данное звено позволяет оптимизировать потоки данных, несмотря на необходимость использования дополнительного программного обеспечения.

Кроме того, построение системы по такому принципу позволяет значительно увеличить ее надежность, обеспечить работу с необходимым уровнем качества при большом количестве клиентов и при использовании распределённой архитектуры. К положительным чертам такой архитектуры также относится возможность переноса базы данных из одной СУБД на другую при минимальных временных и стоимостных затратах без необходимости переделки всего программного обеспечения.

Сервер приложений, кроме выполнения предметных задач, еще и значительно уменьшает нагрузку на сервер базы данных


Рисунок 2.6 - Трехуровневая архитектура «клиент-сервер»

Наиболее целесообразной для решения выбранной задачи является выбор двухуровневой архитектуры «тонкий клиент» - «толстый сервер», так как преимущества трехзвенной архитектуры не являются ценными для текущей задачи, а стоимость и сложность организации трехзвенной архитектуры существенно выше, чем двухуровневой. К тому же, существующая информационная инфраструктура отлично подходит именно для двухуровневой архитектуры [23].

Интернет сегодня становится самым большим и популярным межсетевым объединением во всем мире — оно объединяет миллиарды пользователей. Сети разных конфигураций соединяют ПК множества типов, имеющих самое разное ПО. Но пользователи Интернет обычно на данные различия не обращают внимания [16].

Интернет и его поддерживающие технологии становятся неотъемлемым атрибутом информационного общества и его главной основной. Эти технологии, которые были не известны еще в XX веке, сегодня применяются почти во всех областях человеческой деятельности. Интернет соединяет множество компьютерных сетей (локальных, федеральных, мировых) сетей на всей планете.

Сам термин Интернет подразумевает [17]:

• Обобщенное число случайно объединяемых мировых сетей, применяющихся для обмена данными;

• Ряд технологий, которые поддерживают обмен инфомрацией в рамках применения протоколов TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol), которые также называют технологиями Интернет.

Базовые технологии WWW [18]:

• Гипертекстовые страницы (Hyper Text Markup Language — HTML);

• Механизм обмена гипертекстовыми страницами (Hyper Text Transfer Protocol — HTTP);

• Адресация внутри самой сети (Universal Resource Identifier: URI, Universal Resource Locator: URL);

• Доменные имена (Domain Name System);

• Шлюзовой интерфейс (Common Gateway Interface — CGI), который был внедрен позднее специалистами Центра Суперкомпьютерного ПО (National Center for Supercomputing Applications — NCSA), одобренный Сообществом Всемирной паутины.

HTML-язык впервые был создан для применения редактора TeX и аппаратно-программных независимых методов визуализации текста в электронном виде (Standard Generalized Markup Language — SGML, ISO 8879). Суть гипертекста состояла в наличии внутри ASCII-текста для форматирования ссылок и полей как внутри документа, таки на остальных документах. Такой способ помогает смотреть документы в таком порядке, какой нужен, а не в последовательном виде, как в книге. БД гипертекста выступает составляющей файловой системы, включающей файлы с текстом в формате HTML и совокупные графические и медиа ресурсы [19].


Формат XML стал использоваться позже, и зачастую предназначался для описания систем сохранения структурных данных. Целью реализации XML - поддержка совместимости при отправке разложенных данных между аналитическими системами, особенно в рамках передачи данных посредством Internet, а также реализации в рамках этого языка некой разметки, именуемой словарями. Словари, базирующиеся на XML, описаны формально, но позволяют на программном уровне корректировать и проверять документы на базе данных словарей, без знания семантики, без учета смыслового значения элементов. Важным нюансом XML также выступает применение неких пространств имён (Name Space) [40].

Для приема файла из Интернет браузеру важно понять, где файл находится и как обращаться к ПК, где этот файл лежит. Клиентское ПО WWW отправляет имя требуемого файла, его координаты положения (хост) и вариант доступа (зачастую HTTP или FTP). Совокупность данных элементов составляет URI. URI в свою очередь отражает способ записи адресов разных ресурсов данных. В базе URI имеется идея о расширяемости, читаемости и плотности. Применение URI для WWW выступает вариантов адресации в сети (URL). И выглядит URL: <протокол://узел/путь/файл /метка>.

Интернет выступает совокупностью результативным методик коммуникации (в рамках новейших протоколов связи) и обработки данных, хранящихся на распределенных носителях. Помимо самих функций по транзиту данных различных вариаций, Интернет поддерживает множество разнообразных инфо-услуг, которые реализуются при помощи:

• Механизма получения и отправки почты (E-mail);

• Механизма гипертекстовой среды (WWW);

• Механизма транспорта данных (File Transfer Protocol — FTP);

• Механизма удаленного доступа к ПК (TERminal NETwork — Telnet);

• Службы доменных имен (Domain Name System);

• Механизма телеконференций (Users Network — Usenet)

Интрасеть — это некое обособленное пространство компании, реализуемое либо в ЛВС, либо в масштабе глобальной сети WAN (Wide Area Network) и имеющее все возможности Интернет.

Интрасеть — хорошая платформа для работы с данными внутри компании. Много программ создано в рамках открытых систем и отлично работают в ней. Web-технология могут наращивать мощности и могут применяться в любых вычислительных сетях. Методики создания ПО в совокупных прикладных программах для ПК клиентов упрощают реализацию HTML-страниц для Web-сервера.

  1. РАЗРАБОТКА КЛИЕНТ-СЕРВЕРНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОСАЛОНА

    1. Разработка требований к программе


Большой объем данных, обрабатываемых менеджером автосалона, вынуждает затрачивать соответствующее количество времени и трудовых ресурсов на обработку, исполнение и контроль документов. Поэтому необходимо, с применением разрабатываемой ИС, уменьшить затрачиваемые ресурсы в целях оптимизации деятельности всей компании.

Программа будет использоваться для обеспечения учета единиц автомобилей в автосалоне, проведения необходимых работ, осуществления предпродажной подготовки, ведения учета склада запчастей, выдачи и их использования.

  1. Сотрудники – таблица-справочник со списком сотрудников автосалона.

Указывается ФИО сотрудника, пол, возраст, должность, телефон.

  1. Марки и модели – таблица-справочник с марками и моделями автомобилей.
  2. Автомобили – таблице со списком автомобилей.

Указывается марка, модель, год выпуска, заводской номер, стоимость.

  1. Работы – таблица с данными о проведенных работах в автосалоне.

Указывается № автомобиля, ответственный за работы, дата начала работ, дата окончания работ, стоимость работ.

  1. Запчасти – таблица со списком запчастей для автомобилей.

Указывается тип запчасти, название, единица измерения, стоимость.

  1. Работы – таблица со списком выполняемых в автосалоне работ.

Указывается название, единица измерения, стоимость.

  1. Склад – таблица с информацией о количестве запчастей для автомобилей на складе.

Указывается № запчасти, количество запчастей.

  1. ЗапчастиРаботы – таблица с данными об использованных запчастях при проведении работ с конкретным автомобилем.

Указывается № работы, № запчасти, кол-во использованных запчастей.

  1. СкладДокументы – таблица с информацией о приходе запчастей на склад и списании запчастей со склада при проведении работ с автомобилем.

Указывается тип документа (приход/расход), дата документа, № запчасти, количество запчастей.

АИС состоит из следующих модулей:

  1. Модуль «Справочники».
  2. Модуль «Склад».
  3. Модуль «Работы».
  4. Модуль «Отчеты».

Каждый модуль АИС будет выполнять соотв. функции.

В представленных модулях будут в наличии следующие функции:

  1. Модуль «Справочники»:
    • Добавление, редактирование и удаление данных в справочнике «Сотрудники»;
    • Добавление, редактирование и удаление данных в справочнике «Марки и модели»;
    • Добавление, редактирование и удаление данных в справочнике «Работы»;
    • Добавление, редактирование и удаление данных в справочнике «Запчасти»;
    • Добавление, редактирование и удаление данных в справочнике «Автомобили».
  2. Модуль «Склад»: