Файл: Моделирование предметной области «Учет продаж» с помощью UML (Выбор средства для моделирования предметной области решаемой задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир информационных технологий трудно представить себе без использования баз данных. Практически все системы в той или иной степени связаны с функциями долговременного хранения и обработки информации. Фактически информация становится фактором, определяющим эффективность любой сферы деятельности. Увеличились информационные потоки и повысились требования к скорости обработки данных, и теперь уже большинство операций не может быть выполнено вручную, они требуют применения наиболее перспективных компьютерных технологий. Любые административные решения требуют четкой и точной оценки текущей ситуации и возможных перспектив ее изменения. И, если раньше, в оценке ситуации участвовало несколько десятков факторов, которые могли быть вычислены в ручную, то теперь таких факторов сотни и сотни тысяч, и ситуация меняется не в течение года, а через несколько минут. Обоснованность принимаемых решений требуется большая, потому что и реакция на неправильные решения более серьезная, более быстрая и более мощная, чем раньше. И, конечно, обойтись без информационной модели производства, хранимой в базе данных, в этом случае невозможно.

Как правило, базы данных создаются обычно не для решения какой-либо одной задачи для одного пользователя, а для многоцелевого использования. Базы данных отражают определенную часть реального мира. Эта информация должна по возможности фиксироваться в базе данных однократно, и все пользователи, которым эта информация нужна, должны иметь возможность работать с ней. Отсутствие централизованных методов управления доступом к информации послужило причиной разработки систем управления базой данных, а сами хранилища информации, которые работали под управлением данных систем, назывались базами или банками данных.

Было бы очень соблазнительно иметь возможность строить модели любых систем для любых целей единообразно, придерживаясь, так сказать, одной универсальной точки зрения. Во многих ранних методологиях моделирования программных систем такие попытки (более или менее удачные) предпринимались.

Как показывает практический опыт, начиная с некоторого порога сложности, не удается описать с единой точки зрения все без исключения аспекты моделируемой системы. Действительно, в модели нужно отразить множество вещей: интерфейсы для взаимодействия с внешним миром, внутреннюю логическую структуру программы, структуру хранимых данных, алгоритмы функционирования, состав артефактов, включаемых в поставку, и многое другое. Было бы самонадеянно утверждать, что единое средство описания всех аспектов сразу в принципе невозможно, ‒ просто пока мы не знаем такого средства. Отсюда следует вывод: моделировать сложную систему следует с нескольких различных точек зрения, каждый раз принимая во внимание один аспект моделируемой системы и абстрагируясь от остальных. Этот тезис является одним из основополагающих принципов UML, может быть самым важным принципом, предопределившим практический успех UML.


Идея состоит в том, что абстрактный граф модели, состоящий из множества разнотипных сущностей и отношений, не подлежит конструированию или изучению в целом. Каждый раз для визуализации, изменения или иных манипуляций из этого общего графа вычленяются только сущности и отношения, релевантные для определенного аспекта моделируемой системы, а все остальные игнорируются. Такой вид с определенной точки зрения, можно сказать, проекцию модели, мы называем представлением (view). Можно сказать, что представление ‒ это средство логического структурирования модели. В настоящее время процесс автоматизации затронули не только производственную, техническую и технологическую сферы деятельности человечества, но и информационное пространство; в частности издательства, библиотеки, музеи, информационные центры. Уже сложно представить жизнь общества без таких понятий как интернет, средства телекоммуникации и т.д. Автоматизация больше всего затронула информационную сферу, так как именно информация нуждалась и нуждается в быстром поиске, отборе и хранении, а так же в обеспечении доступа к ней.

Естественно, что процесс автоматизации, охватив вышеуказанные сферы, сильно отразился на процессе реализации процесса продажи тех или иных товаров и услуг. Для того, чтобы подробнее рассмотреть реализацию продаж при помощи автоматизированных систем, необходимо выполнить поставленную цель работы – смоделировать процесс «Учет продаж» с помощью UML.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Осуществить выбор комплекса задач моделирования
  2. Охарактеризовать существующие процессы, документооборот, возникающий при решении задач
  3. Обосновать проектные решения по информационному и программному обеспечению
  4. Охарактеризовать информационную модель, нормативно-справочную, входную, оперативную и результатную информацию
  5. Смоделировать предметную область и рассмотреть контрольный пример реализации проекта.

Объектом изучения предметной области является реализация операций процесса, а предметом – «Учет продаж».

Аналитическая часть

Описание предметной области . Постановка задачи

Как видно из названия процесса, его основной целью является осуществление продаж. Главные задачи, решаемые в процессе реализации данного процесса, проанализированы в Таблице 1.

Таблица 1 Основные задачи процесса


Код задачи

Наименование задачи

Назначение задачи

Входная информация

Выходная информация

Исполнитель

01

Поиск и привлечение покупателей

Расширение круга покупателей

Результаты мониторинга рынка, отчеты по продажам

Отчеты о потоке покупателей

Отдел по маркетингу

02

Подготовка товаров к продаже

Гарантия наличия необходимого товара

Перечень товаров, описание товаров, прайс-лист

Перечень и описание подготовленных товаров

Отдел по продажам

03

Осуществление продажи

Формальное оформление отношений с покупателем

Перечень товаров, описание товаров, прайс-лист

Чек об оплате, перечень и описание товаров с изменениями

Отдел по продажам

04

Учет продаж

Учет продаж

Перечень осуществленных продаж

Отчеты о продажах, отчеты о покупателях, отчеты о сотрудниках

Отдел по продажам

Схема связей задач бизнес-процесса приведена на Рисунке 1.

01

03

02

04

Рисунок 1. Взаимосвязь задач бизнес-процесса

Основная задача данного процесса – это осуществление продажи, то есть совершение акта передачи товара покупателю и получение платы от него.

Для названной задачи источник информации – отдел по продажам, он же является и исполнителем задачи.

Входной информацией выступают такие документы, как перечень товаров, описание товаров и прайс-лист.

Выходная информация – чек или счет об оплате, перечень и описание товаров с изменениями, которые возникают в связи с фактом передачи товара покупателю.

Пользователями информации, полученной в ходе выполнения задачи, будут являться покупатели и сотрудники отдела по продажам.

Основной задачей являются - «Продажи», в ней выделяется следующее содержание:

  1. Чек или счет об оплате
  2. Перечень товаров
  3. Прайс-лист
  4. Описание товаров

В качестве внешнего окружения задачи выступают следующие факторы и документы:

  1. Результаты мониторинга рынка (позволяют определить товары, актуальные для продажи)
  2. Отчеты о потоке покупателей (позволяют определить товары, актуальные для продажи той или иной категории покупателей)
  3. Отчеты о продажах, покупателях, сотрудниках (позволяют определить дальнейшие направления развития)

Внутреннее и внешнее содержание задачи «Осуществление продажи» проиллюстрировано на Рисунке 2.

Рисунок 2. Содержание задачи «Определение перечня и стоимости билетов на определенную дату»

В настоящее время основной проблемной зоной в организации является низкий уровень коммуникации между сотрудниками и подразделениями. В связи с этим возникает ряд проблем и неприятных ситуаций, которые приводят к серьезным последствиям. Основная проблема, которая в подобных случаях образовывается – невнесение изменений в список товаров после осуществления продажи. Таким образом складывается ситуация, когда товар был продан в некотором количестве, а изменения о его количестве в перечень товаров не внесены. Из-за этого возникнет недопонимание или недочеты при ревизии и перечете товара.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, следует спроектировать и внедрить специально спроектированное программное обеспечение, которое позволит автоматически учитывать продажи и движения товара. В случае если сотрудники не являются достаточно подкованными в области компьютерных технологий, можно организовать специальные курсы и в последствии аттестацию на предмет компьютерной грамотности.

Предлагаемые мероприятия по улучшению технологии решения задачи

В качестве основных были рассмотрены следующие документы задачи:

  1. Отчеты о потоке покупателей;
  2. Перечень товаров;
  3. Прайс-лист;
  4. Описание товаров;
  5. Мониторинг рынка.

В таблицах, приведенных ниже, изображен жизненный цикл приведенных документов.

Таблица 2. Отчеты о потоке покупателей

Отдел по маркетингу

БД

Подготовка отчета

Отчет

Отчет

Отчет

Регистрация отчета в базе данных

Таблица 3. Перечень товаров

Отдел по продажам

БД

Подготовка перечня

Перечень

Перечень

Перечень товаров

Регистрация перечня в базе данных

Таблица 4. Прайс-лист

Покупатель

Отдел по продажам

БД

Подготовка прайс-листа

Прайс-лист

Прайс-лист

Прайс-лист

Ознакомление с прайс-листом


Таблица 5. Описание товаров

Отдел по продажам

БД

Подготовка описания

План продаж

План продаж

План продаж

Фиксация описания в базе данных

Таблица 6. Мониторинг рынка

Отдел по маркетингу

Отдел по продажам

БД

Осуществление мониторинга рынка

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

Ознакомление с произведенным мониторингом

Формирование соответствующих цен на товар

Продажа соответствующих товаров

Трудозатраты, количество документов и количество их обновлений представлено в Таблице 7.

Таблица 7. Характеристика документов

Код документа

Наименование

Кол-во сотрудников

Кол-во документов, шт

Кол-во обновлений в месяц

Кол-во обновлений в год

01

Отчеты о потоке покупателей

2

2

1

12

02

Перечень товаров

1-3

2

28-31

336-372

03

Прайс-лист

2

2

4

24

04

Описание товаров

1-3

2

28-31

336-372

05

Мониторинг рынка

4

2

1

12

Практика управления, существующая на настоящее время в организации, имеет один наиболее явный и пагубный недостаток – выполнение большинства операций при помощи ручного труда.

Применение специализированной информационной системы позволит избежать следующих недостатков работы:

  • Уменьшение скорости обработки информации и решения повторяющихся задач.
  • Снижение прозрачности бизнеса и его технологичности.
  • Отсутствие согласованности действий персонала и качества его работы.
  • Отсутствие контроля больших объемов информации.
  • Применения ручного труда.
  • Увеличение количества ошибок и повышение точности управления.
  • Невозможность параллельного решения нескольких задач.
  • Медленное принятие решений в стереотипных ситуациях.