Файл: Анализ состояния и пути совершенствования управления внутренним экскурсионным туризмом в Российской Федерации (Анализ экскурсионных ресурсов Калужской области).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 1900
Скачиваний: 19
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты экскурсионного туризма
1.1. Понятие экскурсий как вида туристических услуг
1.2. Подходы к формированию экскурсионного турпродукта
Глава 2. Анализ ресурсов развития экскурсионной деятельности на примере Калужской области
2.1. Анализ экскурсионных ресурсов Калужской области
Глава 3. Разработка рекомендаций по развитию экскурсионного туризма в Калужской области
Введение
Актуальность темы. На данный момент туризм и рекреация приобретают все большую значимость в системе мирового и регионального хозяйства. Туризм стал одной из самых активных и многообещающих отраслей экономики, создающих в целом примерно 10% мирового национального продукта, 7% всех инвестиций и 11% мировых потребительских расходов. Быстрые темпы развития туризма и путешествий выдвигают на первый план проблему исследования и системного анализа комплексных последствий и перспектив его влияния как на развитие современного сообщества в целом, так и на развитие отдельных стран и территорий, выступающих в роли продавцов и покупателей туристских услуг.
стоит отметить и следующий факт: с течением времени взгляды многих ученых меняются в сторону глобалистических тенденций,
соответствующие тенденции отмечены и в теоретическом и в практическом аспект,
В связи с ростом объема свободного времени и необходимостью рационального его потребления, современные масштабы туризма выдвигают на первый план проблемы совершенствования организации экскурсионного обслуживания. Именно данная отрасль социальной инфраструктуры позволяет удовлетворить потребность человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении и углублении знаний, в том числе и профессиональных. Экскурсия представляет собой: туристскую услугу, обеспечивающую удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов; процесс наглядного познания окружающего мира.
Цель работы – провести анализ ресурсного потенциала Калужской области для развития экскурсионного туризма.
Задачи работы:
- изучить понятие экскурсии как вида туристских услуг;
- исследовать подходы к формированию экскурсионного турпродукта;
- провести анализ экскурсионных ресурсов Калужской области;
- исследовать достопримечательности Калужской области как важнейшего ресурса экскурсионного туризма;
- разработать рекомендации по развитию экскурсионного туризма в Калужской области.
Объект исследования – Калужская область.
Предмет исследования – ресурсы развития экскурсионного туризма в Калужской области.
Научно-методическая основа работы. При написании работы были использованы учебные пособия, материалы периодической печати, посвященные туризму, технологии разработки и проведения экскурсий.
В качестве источников информации были использованы результаты наблюдений, данные региональных органов статистики, открытые публикации в Интернет.
Глава 1. Теоретические аспекты экскурсионного туризма
1.1. Понятие экскурсий как вида туристических услуг
Экскурсия происходит от латинского слова excursion - поездка. За всю историю отечественного экскурсоведения определение понятия «экскурсия» неоднократно менялось, отражая ее сущность в зависимости от поставленных задач. Понятие «экскурсия» в русском языке появилось в ХIХ в., а тематическая и содержательная сущность его менялась в зависимости от исторических событий. Первоначально понятия экскурсия формулировалась как поездка, далее - как целенаправленное освоение действительности через аудиовизуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода[1]. В конце XIХ в. экскурсию определяли как прогулку, выход на поиск чего-либо, например, для сбора трав.
Существующая в настоящее время неоднозначность интерпретации этого понятия связана с отсутствием единого подхода к формированию туристического продукта и услуг, которые его наполняют. Именно это объясняет то многообразие определений, которые существуют сегодня. Морфологический разбор понятий «экскурсия», приведенных разными исследователями, позволил выделить ключевые слова, которые можно распределить на несколько групп. В одних понятиях ключевыми словами являются: прогулка, движение, поездка, то есть перемещение[2]. В других определениях экскурсии ключевыми словами являются: общение, форма общения, культурный досуг, – то есть культурное общение[3]. В третьей группе понятий ключевыми словами являются – показ объектов, деятельность в процессе их изучения, изучение, обучение, освоение, познание, форма познаний, сумма знаний - эти ключевые слова позволяют выделить экскурсию как процесс, позволяющий получить определенные знания[4]. В существующих определениях экскурсии исследователи выделяют, какую-либо, из сторон экскурсии, которая имеет отношение к функционированию ее в определенный период времени. Кроме того, существуют различия в формулировках целей, задач, форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. В наше время происходит усложнение задач, которые ставятся перед организаторами экскурсий, что требует определения качества их проведения.
Экскурсию от туристского путешествия отличает место ее проведения (как за пределами места жительства, так и в собственном месте жительства), период осуществления (до 24 часов), более узкий набор целей поездки или посещения (в определенных условиях по заранее утвержденному маршруту). Эти существенные отличия не позволяют определять экскурсионные услуги как туристские, а экскурсанта называть туристом.
Б. В. Емельянов определяет экскурсию как методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними[5].
Закон «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» не дает определения экскурсии, но определяет, что экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика; а экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания[6].
Таким образом, экскурсия это – коллективная или индивидуальная поездка или прогулка, продолжительностью не более 24 часов с научно-образовательными или познавательными целями, во время которой осуществляется методически продуманный показ достопримечательных мест, объектов природы, памятников истории и культурного наследия, в сопровождении рассказа гида-экскурсовода по предварительно утвержденному маршруту; это процесс передачи определенной суммы знаний, направленной на удовлетворение духовных, эстетических, информационных и других нематериальных потребностей туристов.
Специалисты, которые занимаются исследованием в сфере экскурсионного дела, выделяют общие и специфические признаки экскурсии[7].
К общим признакам относят:
- протяженность экскурсии во времени;
- наличие пространства (территории) экскурсии;
- движение экскурсии по маршруту;
- целенаправленность проведения экскурсии, определение темы, цели и задачи экскурсии;
- активное взаимодействие участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов)[8].
Под организованной экскурсионной деятельностью понимается предложение стандартизированной экскурсионной программы или отдельных экскурсий как разновидности туристских услуг. Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения. К проведению экскурсии допускается экскурсовод (гид), прошедший специальную подготовку или переподготовку, имеющий профессиональную квалификацию, подтвержденную дипломом или свидетельством.
Участниками экскурсии являются экскурсанты (группа или индивидуальный экскурсант), квалифицированный экскурсовод и экскурсионные объекты на месте их естественного или искусственного (в музее, на выставке) расположения. Экскурсовод является связующим звеном между потребителем экскурсионной услуги (экскурсантом) и объектом экскурсионного показа. Он помогает экскурсанту не только увидеть и посетить экскурсионный объект, но и получить исчерпывающею информацию о нем, сосредоточить внимание на той или иной детали. Отсутствие хотя бы одного из общих признаков или участников лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, прогулку выходного дня, турпоход, тур, лекцию.
Но не все исследователи отмечают эти особенности. Чаще всего участники экскурсии не определены или из взаимосвязанной цепочки экскурсант – экскурсовод – объект выпадает один из участников этого процесса. Такой взгляд искажает сущность экскурсии, так как не отражает ее сущности в полной мере.
Помимо общих признаков у каждого вида экскурсий существуют индивидуальные специфические признаки, обусловленные функциями экскурсии, средствами передвижения на маршруте, объектом или совокупностью объектов экскурсионного показа и местом проведения экскурсий.
Наиболее подробно функции экскурсии рассмотрены Б. В. Емельяновым[9]. Он отмечает функции научной пропаганды, информации, организации культурного досуга, формирования интересов человека, расширения кругозора.
Как указывалось выше, по своему существу экскурсионная деятельность рассчитана обычно на группу участников, хотя сейчас распространение получают и экскурсии для индивидуалов. Экскурсии для разных возрастных групп отличаются одна от другой по содержанию, методике изложения материала, по продолжительности, по способу передвижения. В основу формирования групп экскурсантов также может быть положен род их занятий, круг интересов, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки. Это дает возможность варьировать содержание экскурсии, излагать как словесный, так и зрительный материал различной степени сложности. Так, например, могут организовываться тематические экскурсии: природоохранные, экологические, этнографические, научные, познавательные[10].
Содержание и сущность экскурсий изменялись во времени и формировались в зависимости от условий и факторов окружающей среды. Отдельные характеристики, отражающие содержание и сущность экскурсий в советский период и в настоящее время представлены в таблице 1.
К достоинствам советского периода относится существовавшая система научно-методического обеспечения экскурсионной деятельности, организация и осуществление постоянного контроля за экскурсионным обслуживанием. В то же время экскурсия рассматривалась как средство пропаганды коммунистической идеологии, в связи с чем проводился жесткий контроль за формированием экскурсионного пакета.
Таблица 1
Содержание и сущность экскурсий
Характеристики |
Советский период |
Современный период |
1 |
2 |
3 |
Нормативно- |
Были разработаны ГОСТ, методические рекомендации, положения и требования по осуществлению экскурсионной деятельности |
Приняты законы РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «О лицензировании». Приняты государственные и межгосударственные стандарты в этой сфере |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
Цель и задачи экскурсионной деятельности |
Экскурсия рассматривается как средство пропаганды коммунистической идеологии. Преобладают историко-революционная и советская тематика экскурсий |
Расширение и свободный выбор тематики экскурсии, в зависимости от особенностей региона и целей |
Организационные формы экскурсионных учреждений |
Объектами системы профсоюзного туризма и экскурсионной деятельности являлись экскурсионные бюро - региональные бюро путешествий и экскурсии; городские экскурсионные бюро внутреннего туризма; бюро международного молодежного туризма «Спутник», «Интурист» |
Основную роль в организации экскурсионной деятельности играют субъекты предпринимательства с частной формой собственностью: туроператоры и турагенты; экскурсионные бюро, частные предприниматели-экскурсоводы |
Система подготовки кадров |
В 20-е годы были открыты вентральный музейно-экскурсионный институт в Москве и Экскурсионный институт в Петрограде. При Главном экскурсионном управления ВЦСПС функционировали Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников |
Отсутствует централизованная система подготовки кадров, обеспечивающая проведение экскурсий, и методическое обеспечение экскурсионного дела. Утверждены требования к наличию высшего образования или специальной подготовки, а также периодического повышения квалификации экскурсоводов. Подготовка экскурсоводов осуществляется на курсах, организуемых в высших и средних учебных заведения, а также субъектами предпринимательской деятельности |
Методическое обеспечение экскурсионной деятельности |
Централизованная методическая работа и проверка соответствия качества экскурсий; утвержденная экскурсионная тематика; методическое обеспечение. Централизованно установлены требования к экскурсиям и утверждение экскурсионной тематики и перечня маршрутов; усиленный контроль за содержанием текстов и прохождением маршрута |
Требования к осуществлению экскурсионной деятельности отражены в ГОСТ. Утверждены правила получения разрешения на услуги сопровождения и квалификационные требования, предъявляемые к экскурсоводам, требования к договору на экскурсионное обслуживание. Введено лицензирование туристической деятельности и получения разрешения на оказание услуг сопровождения группы. Отмечается недостаточный контроль со стороны государства за формированием экскурсионного пакета, выбором маршрута и проведением экскурсий. |