Файл: Анализ состояния и пути совершенствования управления внутренним экскурсионным туризмом в Российской Федерации (Анализ экскурсионных ресурсов Калужской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 1909

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 1

1

2

3

Источники информации

Основным источником информации являлись научные публикации и ограниченные архивные материалы

Новые информационные технологии (ГИС, ИНТЕРНЕТ) послужили привлечению новых экскурсионных кадров и улучшению доступа к информации

Поддержка экскурсионной деятельности

Обязательным являлось наличие научно-методического отдела по разработке экскурсий в каждом областном экскурсионном бюро. Осуществлялось централизованное изучение методических рекомендаций по составлению и проведению экскурсий

Отсутствуют научно-методические отделы в турфирмах, не проводится методическая работа по подготовке экскурсий и контроль качества экскурсионного обслуживания

Идеологическая направленность

Основным приоритетом является научная пропаганда коммунистической идеологии

Осуществляется пропаганда научных знаний и сознательная приверженность выбранной теме

Не все объекты можно было включать в экскурсии, а также отмечались ограниченные возможности в поисках источников информации. За годы перестройки (с 90-ых гг.) разрушается налаженная система управления и контроля за качеством проведения экскурсий. Положительным аспектом является возможность доступа к архивным историческим материалам, которые повышают достоверность излагаемого материала, а также, улучшение технических возможностей по подготовке, организации и проведении экскурсий, расширение списков объектов показа и отсутствие цензуры, что позволяет более творчески подходить к тематике и составлению текста экскурсий, обогатить её содержание, формы и методику преподнесения материала.

Деятельность субъектов предпринимательства в условиях рыночной конкурентной среды определяет необходимость оценки качества экскурсионных услуг, и, следовательно, разработки подходов к оценке качества услуг, определения субъектов, объектов, критериев и методики проведения такой оценки.

1.2. Подходы к формированию экскурсионного турпродукта

Исследования технологического процесса разработки и проведения экскурсий позволили выделить три этапа и на каждом из них определить объекты или процессы, определяющие качество экскурсионной услуги.


Первый этап - творческий, он охватывает период от зарождения идеи новой экскурсии до разработки и утверждения ее текста, включая выбор маршрута, изучение объекта (объектов) показа, сбор и обработку информации по объекту (объектам), составление индивидуального текста экскурсии, формирование экскурсионного пакета, утверждение маршрута, подготовку контрольного текста экскурсии и «портфеля экскурсовода», методическую разработку проведения экскурсии, подготовку технологической карты, проведение контрольного «прогона экскурсии». Результатом этого этапа является утвержденный руководителем фирмы текст новой экскурсии, а ее качество во многом определяется выбранным объектом показа, текстом экскурсии и полнотой подбора информации в портфеле экскурсовода.

Второй этап – организационный. Он включает заключение договоров с партнерами (музеями, транспортными предприятиями), расчет стоимости экскурсии, определение мероприятий по продвижению и продаже экскурсии. Результатом второго этапа является определение стоимости экскурсии формирование экскурсионной группы. При этом на качество экскурсионной услуги влияют определение маршрута экскурсии, транспортных средств и мероприятий по продвижению экскурсии.

Третий этап - контактно-информационный, включает назначение экскурсовода с учетом категории экскурсантов, его знакомство с группой, адаптацию текста для сформированной экскурсионной группы, ознакомление группы с техникой безопасности на маршруте, передачу информации – аудио-визуальную часть экскурсии, то есть озвучивание текста и показ экскурсионных объектов. Определить впечатления от экскурсии можно путем проведения анкетирования экскурсантов, заполнения книги отзывов. Результатом третьего этапа является проведение экскурсии, а объектами оценки качества: экскурсионный рассказ, личность экскурсовода и впечатления экскурсанта.

Оцениваться экскурсионная услуга может с позиций трех субъектов:

  • управляющих органов - на предмет соответствия требованиям и ГОСТ;
  • руководства фирмы – на предмет оценки текста, ее организации и проведения, то есть оценку передачи информации;
  • экскурсантов – оценивается соответствие ожидаемым впечатлениям.

Рассматриваемый процесс разработки и предоставления экскурсионной услуги не является окончательными, так как в процессе работы с уже утвержденной экскурсией необходимо постоянно корректировать стоимость экскурсии с учетом изменений рыночной ситуации, тарифов и цен на посещаемые экскурсионные объекты, предусмотреть обеспечение экскурсантов в зависимости от маршрута всеми необходимыми материалами рекламно-сувенирного характера, специальным снаряжением и инвентарем, назначать на маршруты новых экскурсоводов, контролировать качество обслуживания экскурсии гидами-экскурсоводами, инструкторами, аниматорами, методистами и выбирать оптимальные пути продвижения экскурсионного продукта к потребителю и осуществление рекламно-информационной деятельности, осуществлять поддержку постоянной оперативной связи туроператора с экскурсоводом во время экскурсии для своевременного решения возникающих вопросов.


Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Экскурсия как услуга представляет собой сложный процесс по формированию текста новой экскурсии, ее организации и проведения для конкретной группы экскурсантов. Исследования технологического процесса позволили выделить три этапа: разработки и проведения экскурсий творческий, организационный и контактно-информационный; на каждом из них определить объекты или процессы, определяющие качество экскурсионной услуги с точки зрения ее производителя и потребителя. Объектами или процессами, определяющими качество экскурсионной услуги, являются: объект (объекты) экскурсионного показа, сформированный экскурсионный пакет, определение маршрута экскурсии, транспортных средств и мероприятий по продвижению экскурсии, назначение экскурсовода, передачу информации - озвучивание текста и показ экскурсионных объектов и впечатления экскурсанта.

Глава 2. Анализ ресурсов развития экскурсионной деятельности на примере Калужской области

2.1. Анализ экскурсионных ресурсов Калужской области

Калужская область является одной из самых небольших по площади областей Европейской части страны. Территория составляет 29,8 тыс. км. Она граничит на западе со Смоленской, на юге с Брянской и Орловской, на востоке с Тульской, на севере с Московской областями. Административным центром области является город Калуга (341,7 тыс. человек), который расположен в 188 км к юго-западу от Москвы.

Уже сами размеры области обусловливают ее внутреннюю географию, позволяя говорить о некотором многообразии ее природы, населения и хозяйства.

Говоря о транспортных ресурсах экскурсионного туризма, необходимо учитывать, что длительность экскурсии составляет до 24 часов и не предполагает ночевки. В связи с этим для развития экскурсионной деятельности важную роль играет сеть автомобильных и железных дорог, которая обеспечивает транспортную доступность городов, поселков и населенных пунктов.


По направлению Москва-Калуга курсирует экспресс поезд. Поезд ходит ежедневно. Также до Калуги можно добраться и на других поездах, также электропоездах, при этом нужно учитывать, что время, которое затрачивается на дорогу, увеличивается, а стоимость билетов, как правило, ниже, чем билеты на экспресс поезд.

По плотности автомобильных дорог Калужская область входит в число первой пятерки областей Центральной России. Плотность дорог, предназначенных для общего пользования, составляет 179 км на 1,0 тыс. кв. км (в том числе федеральная сеть - 27 км на 1,0 тыс. кв. км, региональная - 152 км на 1,0 тыс. кв. км).

Еще одной составляющей туристско-экскурсионной инфраструктуры является организация услуг питания. Особенностью предприятий общественного питания Калужской области является относительно малое количество посадочных мест, что может быть не всегда приемлемо, особенно если речь идет о размещении в них большой группы туристов.

Следующая составляющая – природные ресурсы. Область располагает уникальными природными ресурсами, которые позволяют развить экологические экскурсии. По растительности территория Калужской области расположена в пределах двух подзон: большая часть в подзоне хвойно-широколиственных лесов, центральная и восточная части – в подзоне широколиственных лесов. Практически половину всей лесной площади занимают берёзовые леса. Одно из главных достоинств области – светлые сосновые леса. Один из этих лесов – Калужский бор.

Почвенно-растительный покров и животный мир разнообразен благодаря расположению района на границе лесной и лесостепной зон. Уникальные природные ландшафты входят в систему особо охраняемых природных территорий, наиболее значимыми из которых являются Национальный парк «Угра» и заповедник «Калужские засеки».

Река Угра является одной из самых чистых и живописных рек центральной части России, она дала название национальному парку, расположенному в Калужской области. Парк привлекает большое количество любителей активного отдыха, предлагая водные путешествия, а тех, кто предпочитает экскурсионный туризм – возможностью посещения исторических памятников различных эпох - от стоянок каменного века и средневековых городищ до усадебных комплексов 18 - начала 20 вв. На территории парка находится одна из главных святынь православия – монастырь Оптина Пустынь. В заповеднике создана специальная программа по развитию, главной целью которой является формирование условий для регулируемого туризма и отдыха, при этом сохраняя уникальность и репрезентативность территории парка.


Калужская область обладает большим количеством культурно-исторических достопримечательностей. Но в большей степени Калужская земля богата храмами и монастырями, она является центром религиозного туризма. Кроме того, Калужская область занимает лидирующие места среди областей Центрального федерального округа по числу усадебных комплексов, которые, при рациональном их использовании и правильном подходе смогли бы стать хорошей базой для создания крупных объектов экскурсионного показа. Козельский район является одним из самых уникальных в Калужской области по наличию памятников истории, культуры и природы, их значимости. В их число входят многочисленные монастырские комплексы и старинные усадьбы.

Владея богатой историей с многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, область имеет возможность развивать различные формы экскурсий.

В настоящее время в Калужской области осуществляют туристскую деятельность 85 организаций (22 туроператора, 63 турагента). Общее число занятых в туристской индустрии превышает 10 тыс. человек. За 2009-2014 гг. туристско-экскурсионные услуги возросли в 6 раз. Туристский поток в Калужской области оценивается на уровне 356,6 тыс. чел.

2.2. Достопримечательности как важнейший ресурс экскурсионного

туризма Калужской области

Достопримечательность - это объект культурного наследия, который обладает познавательной ценностью и удовлетворяет эстетические потребности туриста.

Калужская область имеет многолетнюю историю, которая славится не только развитием космонавтики. За многовековой срок существования области на ней произошло немало важных исторических событий, таких как, например, борьба Козельска с полчищами Батыя, Стояние на реке Угре, разгром Наполеона, битва за Москву и многие другие. С Калужской областью связывают немало известных имен, среди них по праву можно назвать Александра Леонидовича Чижевского, Булата Шавловича Окуджаву, Марину Ивановну Цветаеву, Наталью Николаевну Гончарову и многих других[11].

Калуга является, прежде всего «Колыбелью космонавтики», так как на её территории около 40 лет жил и работал выдающийся мыслитель, изобретатель и учёный К.Э. Циолковский. Именно благодаря его труду и познаниям человечество смогло подняться за пределы, ранее недоступные его пониманию.

Среди музеев, которые объединяют Краеведческий, можно назвать Козельский, Мосальский, Боровский, Тарусский краеведческие музеи, Музей Цветаевых в Тарусе, Военно-исторический музей «Ильинские рубежи», «Безымянная высота» и Тарутинский военно-исторический музей и имение «Полотняный завод». Об Отечественной войне 1812 г., рассказывает экспозиция Малоярославецкого музея.