Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Процесс построения моделей управленческих решений
1.1 Определение управленческого решения и его основные аспекты
1.2 Методы принятия управленческих решений
1.3 Условия разработки управленческих решений
ГЛАВА 2 Разработка управленческих решений на примере ООО « Энерготехпласт»
2.1 Технологические процессы принятия решений в ООО «Энерготехпласт»
2.2 Модели подготовки управленческих решений при освоении новых рынков сбыта продукции
ГЛАВА 3. Повышение эффективности принятия управленческих решений
3.1 Выбор метода принятия решения
3.2 Выбор управленческого решения с использованием дерева решений
Договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью заключается в письменной форме. Устав ООО «Энерготехпласт» утвержден общим собранием учредителей 12.09.2003г., а свидетельство о постановке на учет в налоговом органе выдано 15.09.2003г.
ООО «Энерготехпласт», действуя как самостоятельное юридическое лицо, имеет свой расчетный счет, штампы и печати, необходимые для осуществления хозяйственной и финансовой деятельности. Организация несет полную ответственность за результаты своей деятельности.
ООО «Энерготехпласт» коммерческое предприятие, занимающееся производством товаров народного потребления из пластмасс.
Основными видами продукции организации являются электрические счетчики, квартирные щитки, денежные ящики, радиоприемники.
Миссия ООО «Энерготехпласт» бесперебойное снабжение тороговых организаций и населения товарами народного потребления из пластмасс.
Основной целью ООО «Энерготехпласт» является получение прибыли от своей деятельности для удовлетворения материальных, трудовых и социальных потребностей участников и работников.
Для достижения поставленной цели перед ООО «Энерготехпласт» поставлены следующие задачи:
- быть ведущей организацией в области производства товаров народного потребления из пластмасс в Волго-Вятском регионе;
- постоянно работать над совершенствованием технологии и организации производства с целью улучшения качества продукции;
- гарантировать поставку продукции в оптимальные сроки и по оптимальным ценам;
- уделять особое внимание созданию безопасных условий труда при производстве и эксплуатации данных изделий.
ООО «Энерготехпласт» по итогам 2014 г . относится к малым предприятиям, т.к. выручка менее 400 млн.руб. и его среднесписочная численность составляет 53 человека, что не превышает 100 человек.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Энерготехпласт» представлены в табл. 2
Таблица 2
Динамика основных показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности ООО «Энерготехпласт» за 2014 – 2015 гг.
Показатели |
2014 г |
2015 г |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, %. |
Среднесписочная численность работников, чел. |
57 |
53 |
-4 |
93,0 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
14747 |
26813 |
12066 |
181,8 |
Производительность труда, тыс.руб./чел. |
258,7 |
505,9 |
247,2 |
195,5 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
17959 |
30049 |
12090 |
167,3 |
Убыток от продаж, тыс.руб. |
3212 |
3236 |
24 |
100,7 |
Чистая убыток, тыс.руб. |
5310 |
2796 |
-2514 |
52,7 |
Среднегодовая стоимость имущества, тыс.руб. |
19457,5 |
20883,5 |
1426 |
107,3 |
Таким образом, численность работников ООО «Энерготехпласт» за 2014 – 2015 гг. сократилась на 7,0%. При этом выручка от продажи товаров выросла на 81,8%. В результате, если в 2014 г . каждый работник предприятия производил за год продукции на 258,7 тыс.руб., то в 2015 г. уже на 505,9 тыс.руб., т.е. больше на 247,2 тыс.руб. или на 59,5%. Вместе с тем себестоимость произведенной и реализованной продукции выросла на 12090 тыс.руб. или на 67,3%, поэтому рост убытков от продаж составляет 24 тыс.руб. или 0,7%. В 2014-2015 гг. финансовым результатом деятельности ООО «Энерготехпласт» является убыток, который уменьшился с 5310 тыс.руб. в 2014 г . до 2796 тыс.руб. в 2015 г., т.е. на 47,3%. Сопоставляя темп роста чистой прибыли, выручки и себестоимости, мы видим, что не выполняется условие использования производственного потенциала предприятия:
ТрЧП > ТрB > ТрC >100% (1)
где ТрЧП – темп роста чистой прибыли;
ТрB - темп роста выручки;
ТрC - темп роста себестоимости.
52,7% < 181,8% > 167,3%
Значит, ООО «Энерготехпласт» не использует свой производственный потенциал.
«Система управления (менеджмента) представляет собой множество взаимосвязанных макроподсистем и функций, составляющих единое целое и реализующих процесс управления для достижения поставленных целей управления.»[22] Под принципами управления понимают «основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов».[23] Для ООО «Энерготехпласт» наиболее характерны следующие принципы управления: деловое партнерство, доброжелательность, коммуникативность, лояльность, мотивация, ответственность, согласованность, участие в прибыли, честность и этичность.
Организационная структура управления ООО «Энерготехпласт» представлена на рис.3.
Специалист по кадрам
Инженер по нормированию
Экономист
Начальник участка
Генеральный директор
Диспетчер
Мастер пресс.участка
Главный специалист по маркетингу
Начальник ПДБ
Инженер технолог по инструменту
Ведущий инженер электроник
Бухгалтер-кассир
Главный бухгалтер
Главный инженер
Рис. 3. Организационная структура ООО «Энерготехпласт»[24]
В организационной структуре ООО «Энерготехпласт» генеральный директор и руководители подразделений (технического, экономического и др.) разделяют общее воздействие на исполнителей по функциям. Общий руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участников структуры, а функциональные руководители оказывают технологическое содействие исполнителям в выполняемых работах. Исполнитель также может часть своих работ передать на нижестоящий уровень и выступать по отношению к нему как линейный или функциональный руководитель.
Линейным руководителем является генеральный директор. Он обладает следующими полномочиями:
- осуществляет оперативное руководство работой организации в соответствии с решениями общего собрания участников общества и действующим законодательством;
- без доверенности действует от имени общества, в том числе, представляет его интересы и осуществляет сделки;
- выдаёт доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
- издаёт приказы о назначении на должности работников общества, переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
- утверждает ежегодную смету, штатное расписание и должностные оклады сотрудников, показатели, размеры и сроки их премирования;
- предоставляет на утверждение общего собрания годовой отчёт и баланс;
- принимает решения о командировках, включая заграничные, деловые поездки;
- осуществляет иные полномочия, не отнесённые Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества.
Организационно-правовые действия, выполняемые генеральным директором организации:
- организация работы на предприятии,
- анализ качества реализуемой продукции,
- рассмотрение предлагаемых проектов,
- принятие на работу и увольнение работников,
- координирование действий,
- соблюдение основных правовых норм,
- распределение бюджета организации.
Таким образом, в ООО «Энерготехпласт» используется линейно-функциональная структура управления.
Представленная организационная структура является линейно-функциональной. Отделы специализированы согласно выполняемым функциям. Тенденция к иерархичности структуры и централизации оправдана ростом компании в рамках одной отрасли и работой на общие цели. Среднесписочная численность персонала организации составляет 28 человек.
Структура управления соответствует цели организации.
В настоящее время можно выделить 15 этапов разработки и принятия управленческого решения в ООО «Энерготехпласт» (рис.4):
Рис.4. Основные этапы разработки и реализации управленчесих решений в ООО « Энерготехпласт»[25]
Первые шесть этапов являются подготовительными при разработке управленческого решения. На этих этапах происходит работа с информацией, необходимой для разработки управленческого решения: ее получение, обработка и количественной и качественной анализ.
Ко второму блоку этапов разработки управленческого решения относятся генерирование альтернативных вариантов решений, выбор наиболее целесообразных управленческих воздействий и их экспертная оценка, разработка сценариев развития ситуации.
2.2 Модели подготовки управленческих решений при освоении новых рынков сбыта продукции
Синтез моделей принятия решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции представлен двумя основными блоками. В рамках первого блока осуществляется поиск информации для подготовки управленческих решений по формированию дилерской сети ООО «Энерготехпласт» при освоении новых рынков сбыта продукции. Второй блок нацелен на поиск информации для подготовки управленческих решений по формированию ассортимента выпуска продукции ООО «Энерготехпласт» при освоении новых рынков сбыта продукции.
Первый блок включает в себя следующие модели:
1. Динамическую модель подготовки управленческих решений по формированию дилерской сети предприятия [Y1].
2. Нечеткомножественную модель подготовки управленческих решений по формированию дилерской сети предприятия на основе предпочтений потребителей [ Х2 ] .
Второй блок позволит сформировать ассортимент продукции предприятия при освоении новых рынков сбыта продукции на основе следующих моделей:
1. Модели подготовки управленческих решений по формированию ассортимента продукции предприятия на основе требований дилеров [ Х1 ].
2. Модели подготовки управленческих решений по формированию ассортимента продукции предприятия на основе предпочтений потребителей [ Х3 ] и [ Х4 ].
Модифицированная модель подготовки управленческих решений по формированию ассортимента продукции предприятия на основе предпочтений потребителей [ Х4 ], в которой по сравнению с моделью [ Х3 ] вместо требований потенциальных потребителей выступают характеристики продукции, что позволяет определять структуру требований унифицированно для всех потенциальных потребителей. Практика экспериментального использования моделей [ Х3 ] и [ Х4 ] показывает относительно небольшой разброс в результатах их реализации, что подтверждает целесообразность синтезированного использования этих моделей.
Следует отметить, что нечеткомножественные модели подготовки управленческих решений в ООО «Энерготехпласт» при освоении новых рынков сбыта продукции [ Х1 ], [ Х2 ], [ Х3 ] и [ Х4 ] взаимосвязаны на информационном уровне. Исходя из этого с целью минимизации затрат на сбор исходных данных для реализации отмеченных моделей целесообразно их синтезированное практическое внедрение, концептуальная схема которого представлена на рис. 5.
Рис. 5. Концептуальная схема синтеза нечеткомножественных моделей принятия решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции[26]
На основании этого укрупненную схему синтеза моделей, основанную на предложенной в настоящей работе концепции синтеза нечеткомножественных, динамических и оптимизационных моделей подготовки управленческих решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции, можно представить в виде рис. 6.
Рис. 6. Концептуальная схема синтеза моделей подготовки управленческих решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции[27]
Из рис.6 видно, что основным элементом концепции синтеза моделей подготовки управленческих решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции является построение синтезированной динамической и нечеткомножественной модели подготовки управленческих решений по формированию дилерской сети предприятия и синтезированной нечеткомножественной модели подготовки управленческих решений по формированию ассортимента продукции предприятия.
Для детального анализа рис. 6 необходимо раскрыть суть некоторых показателей, а именно:
интегрированная матрица R’ характеризует количественный состав сети сбыта ООО «Энерготехпласт» при освоении новых рынков сбыта продукции; интегрированная матрица R характеризует ассортимент плана выпуска продукции при освоении предприятием новых рынков сбыта;
в состав оптимального ассортимента выпуска продукции предприятия по каждой позиции не включаются те виды продукции, для которых показатель верификации Zi=>0.
Предложенная концепция синтеза моделей подготовки управленческих решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции представляет собой законченный экономико-математический и программно-информационный инструментарий, который дает возможность руководящему звену ООО «Энерготехпласт» принимать обоснованные и оперативные управленческие решения, направленные на формирование востребованной производственной программы и результативной сети сбыта при освоении новых рынков сбыта продукции.