Файл: Субъекты авторского права (Общие положения и основные категории субъектов авторских ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общие положения и основные категории субъектов авторских прав
1.1 Общие положения о субъектах авторских прав
1.2 Авторство и соавторство - разделение субъектов
Глава 2 Правообладатели как субъекты авторских прав
2.1 Характеристика правообладателя авторских прав
2.2 Система коллективной защиты прав авторов и правообладателей
Среди субъектов авторского права автор занимает первое место. Категория авторства введена с целью идентификации лица в качестве создателя определенного произведения. Социальные последствия подобной идентификации для такого лица могут быть весьма значительны: оно приобретает известность, популярность, возможно, славу; в глазах общества автор может восприниматься как неординарная личность, знающая и умеющая то, что недоступно обычному человеку. Идентификация лица как автора определенного труда позволяет ему рассчитывать и на рост профессионального авторитета, а это означает и возможность получить привлекательные предложения о сотрудничестве.
Но не менее важна идентификация лица как автора и для самого общества. Это необходимо не только с целью установления личности создателя популярной работы, но и для обеспечения на следующем этапе корректной идентификации созданного продукта. Произведения вовлечены в сферу коммерческого оборота, а это означает, что обеспечение подлинности продукта становится вопросом и защиты имущественных интересов участников оборота. Коммерческая ценность произведения в значительной мере зависит от того, кто является его автором, поэтому в правильной идентификации автора заинтересованы и читатели, и добросовестные коммерческие пользователи.
Наконец, необходимо помнить, что исключительное право всегда возникает первоначально у автора (п. 3 ст. 1228 ГК РФ), а все остальные лица получают уже это право от него. Если выяснится, что лицо, ранее признававшееся автором определенного произведения, в действительности таковым не является, то это приведет и к утрате исключительного права его обладателями. Таким образом, на правильной идентификации лица в качестве автора основаны и все общественное существование произведения, и оборот исключительных прав на него.
Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого создано данное произведение.
Исходя из приведенного определения автором может быть только человек. Это связано с тем, что только человек способен к творческой деятельности. Однако такой вывод будет верен лишь в рамках континентальной системы, задающей высокий уровень критерия творчества. В английском праве традиционно используется значительно более низкий уровень требований к творчеству и в определенной мере уравниваются разнотипные вклады в создание произведения.[5] По классическому определению лорда Аткинсона, автор должен затратить на создание произведения "труд, умение и капитал". По этой причине в английском праве автором может признаваться не только непосредственный создатель произведения, но и организатор работы - продюсер, главный режиссер и т.д.
Несмотря на то что право США отошло от такого подхода, выдвинув на первый план оригинальность произведения, в целом в англосаксонском праве творчество имеет меньшее значение для определения автора, чем в континентальном праве. Свои особенности существуют и в некоторых иных странах.
С учетом этого обстоятельства ГК РФ предусматривает, что при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению на основании международных договоров автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. В этой связи если возникает вопрос охраны иностранного произведения на основании международного соглашения, автор будет определяться по закону страны, где было создано произведение, то появляется возможность для признания автором юридического лица, если оно признается автором в стране создания произведения.
Как отметил Верховный Суд РФ, автор произведения определяется на основе законодательства, действовавшего на момент создания данного произведения, поэтому если в последующем законодательство (в том числе иностранное) изменилось настолько, что подобные лица уже не считаются авторами, на статус данного лица как автора это уже не повлияет.
Положения ГК РСФСР 1964 г., действовавшие до вступления в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" (3 августа 1993 г.), предусматривали в ряде случаев возникновение авторского права сразу у юридических лиц, минуя работников (права на научные сборники, энциклопедические словари, журналы, другие периодические издания, кинофильмы, телевизионные фильмы, радио- и телевизионные передачи). Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" в ст. 6 установил, что для целей применения части четвертой ГК РФ к соответствующим правоотношениям такие юридические лица считаются авторами произведений. Это, однако, не влечет признания подобных юридических лиц полноценными авторами: Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ разъяснили, что данная норма не означает признания соответствующих юридических лиц авторами, обладающими всем комплексом интеллектуальных прав на произведение, которые могут принадлежать авторам - физическим лицам, а именно личными неимущественными правами.
Гражданин в смысле, употребляемом в ГК РФ (п. 2 ст. 1), означает любое физическое лицо, независимо от его гражданства, а также лицо без гражданства. В силу п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные ГК РФ, будут применяться и к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, охрана предоставляется и гражданам тех государств, которые не являются участниками Бернской или Всемирной конвенций. В то же время есть и определенная разница: произведения российских граждан получают охрану независимо от места нахождения произведения.
Возможность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства входит в состав правоспособности граждан; автором можно стать независимо от возраста, так как творчество можно проявлять и в раннем детстве. Однако самостоятельное распоряжение правами автора становится доступным только в 14 лет, до этого соответствующие сделки осуществляются родителями, усыновителями или опекунами малолетних.
Творческий процесс по своей природе индивидуален, однако это не исключает возможности ведения совместной творческой деятельности. Более того, многие современные произведения создаются, как правило, большими коллективами - программы для ЭВМ и базы данных, аудиовизуальные произведения, театрально-зрелищные представления, произведения монументального искусства, архитектурные произведения и т.д. Иногда соавторство очевидно всем (например, в случае с художниками-карикатуристами Кукрыниксами), иногда об этом знают только специалисты - так, на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" медведей нарисовал художник К. Савицкий.[6]
По своему характеру соавторство может быть раздельным или нераздельным. И в том и в другом случае необходим совместный творческий труд, но при раздельном соавторстве создаются части, имеющие самостоятельное значение, а при нераздельном соавторстве произведение образует неразрывное целое. Если часть имеет самостоятельное значение, то ее автор вправе использовать ее по своему усмотрению (если иное не будет установлено договором между соавторами), а при нераздельном соавторстве использование произведения должно осуществляться всеми соавторами совместно (если только они не договорятся об ином).
При этом ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения. На практике может складываться ситуация, когда в отношении отдельных частей произведения будет существовать нераздельное соавторство, а в отношении других - раздельное, поэтому к таким частям произведения будут применяться разные правовые режимы.
Авторы могут заключить соглашение между собой, в котором возможно определить, например, порядок принятия решений об использовании произведения, распределения вознаграждения, распределения исключительного права на произведение и т.д. Такое соглашение удобно и для лица, осуществляющего использование произведения, так как упрощается взаимоотношение с соавторами, решение спорных вопросов и т.д.
Соавторов не следует путать с авторами составного произведения. В первом случае существует общая творческая работа над произведением (которая необязательно выражается в постоянном обсуждении всех создаваемых каждым автором частей, но общее согласование идей, реализуемых в этих частях, должно осуществляться).
В составном же произведении собраны самостоятельные произведения, они объединены лишь какой-то общей чертой - темой, авторством, хронологическим периодом и т.д. Включение работы в состав составного произведения никак не влияет на объем автора включенного произведения, конечно, такие действия с его произведением должны быть согласованы с ним, но он не приобретает никаких прав на составное произведение в целом.
И наоборот, составитель составного произведения получит исключительное право на созданный им объект, но не на входящие в него произведения (если, конечно, их авторы не передадут ему каких-либо прав), и составитель не станет соавтором лиц, создавших такие произведения.
Глава 2 Правообладатели как субъекты авторских прав
2.1 Характеристика правообладателя авторских прав
Правообладателем в соответствии с ГК РФ признается гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1229). Таким образом, к правообладателям не относятся лица, обладающие правом использования произведения на основании лицензионного договора, а также лица, обладающие только личными неимущественными правами.
В литературе известно деление прав на первоначальные и производные в зависимости от того, возникло ли оно у лица в силу самого создания произведения или получено в порядке правопреемства. Развивая эту идею, профессор В.А. Дозорцев предложил использовать для данного деления критерий зависимости права лица от прав предшественника, что является не отрицанием предыдущего подхода, а лишь его уточнением, указанием на связи двух произведений более глубокого уровня.[7]
Основываясь на указанной модели, можно выделять фигуру первоначального правообладателя. Такой правообладатель (или группа правообладателей, при соавторстве) не связан правами иных лиц на тот же самый объект; это обусловлено тем, что соответствующее произведение было создано именно им. В то же время это не означает, что он полностью независим от прав иных лиц, ведь в его произведении могут использоваться чужие произведения, например путем цитирования, в качестве иллюстраций и т.д. (и он обязан соблюдать права таких лиц), но на принадлежность прав на само произведение это не повлияет.
В силу п. 3 ст. 1228 ГК РФ первоначальным правообладателем по российскому праву всегда будет являться автор произведения. Права на произведение всех остальных лиц, в том числе и правопреемников, являются производными от его прав, что создает зависимость таких прав от прав автора, в том числе и в отношении их действительности.
Так, например, п. 1 ст. 1296 ГК РФ устанавливает, что исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданное по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное. Заказчик в этом случае не будет первоначальным правообладателем, и данная норма закона означает не возникновение у него исключительного права на произведение (что невозможно в силу п. 3 ст. 1229 ГК РФ), а лишь автоматический переход исключительного права к нему (непосредственно от автора или от работодателя автора и т.д.).
В этой связи если выяснится, что лицо, считавшееся автором данного произведения, в действительности таковым не является, то заказчик также потеряет принадлежащее ему исключительное право.
Особое положение среди правообладателей занимают работодатели. Пункт 2 ст. 1295 ГК РФ устанавливает, что исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Но и в этом случае работодатель не является первоначальным правообладателем (в отличие, например, от Великобритании, где право на произведение возникает изначально у работодателя), он получает право от автора, поэтому является очень важным правильное оформление отношений с работниками.
В случае перехода исключительного права по наследству правообладателем будет наследник. В целом его правовое положение равноценно положению обычного правообладателя, но некоторые особенности возникают в случае наследования исключительного права при наличии нескольких соавторов. В случае смерти автора, не имеющего наследников (если они отсутствуют как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто не указал, что отказывается в пользу другого наследника), доля этого лица не переходит к государству (как это происходит с другим имуществом), а прекращается (если часть в произведении, созданная умершим соавтором, имеет самостоятельное значение) или переходит к другим пережившим соавторам в равных долях (если произведение образует неразрывное целое). Однако такого приращения доли не получит наследник другого умершего соавтора, т.е. пережившие соавторы оказываются в привилегированном положении по сравнению с другими наследниками.