Файл: Субъекты авторского права (Общие положения и основные категории субъектов авторских ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общие положения и основные категории субъектов авторских прав
1.1 Общие положения о субъектах авторских прав
1.2 Авторство и соавторство - разделение субъектов
Глава 2 Правообладатели как субъекты авторских прав
2.1 Характеристика правообладателя авторских прав
2.2 Система коллективной защиты прав авторов и правообладателей
Следует заметить, что распределение вознаграждения при такой модели не отражает реального использования соответствующего объекта, а строится на некоторых более или менее условных моделях. В таких обстоятельствах организация по управлению правами на коллективной основе фактически выступает в качестве специально уполномоченного лица по сбору и распределению вознаграждения и не должна влиять ни на его размер, ни на условия уплаты.
Целесообразность существования аккредитованных организаций по коллективному управлению правами, предоставляющих права на использование результатов интеллектуальной деятельности без согласия правообладателей, является предметом активных дискуссий. В частности, разрабатываются законопроекты, предусматривающие отказ от существования подобных организаций или сокращение их числа и т.д.
В качестве одного из альтернативных вариантов этого механизма предлагается формирование специального реестра охраняемых объектов авторского и смежных прав.
Однако следует заметить, что работоспособность подобных вариантов остается под вопросом. В то же время модели, основанные на "расширенной лицензии", хорошо известны в других странах, и ряд исследователей рассматривают их как наиболее удачный вариант коллективного управления. Представляется, что необходимость смены модели, реализованной на данный момент в Российской Федерации, не является очевидной.
Заключение
В процесс общественного использования произведения вовлечено большое количество лиц. Всю совокупность субъектов авторского права следует разделить на четыре категории: авторы, правообладатели, пользователи и потребители. Данное деление проведено по функциональному признаку, поэтому на практике субъект может объединять несколько из указанных категорий даже в отношении одного и того же произведения: автор может быть одновременно правообладателем, пользователь - потребителем и т.д.
Важно заметить, что в отличие от других результатов интеллектуальной деятельности объекты авторского права не сосредоточены в определенной профессиональной сфере: практически каждый человек в разных ситуациях и в отношении разных объектов является и автором, и правообладателем, и пользователем, и потребителем. Каждой из указанных категорий соответствует определенный набор прав и обязанностей.
В самом широком плане автором является лицо, создавшее соответствующее произведение. В российском праве автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого создано данное произведение. Статус автора указывает на наличие связи "создатель - созданный объект" между произведением и лицом; для того чтобы лицо стало автором, не требуется его признания - достаточно самого факта создания произведения. Приобретение такого статуса приводит к возникновению у автора комплекса прав, однако их утрата по любой причине не изменит этого статуса. Так, после смерти автора личные неимущественные права автора прекращаются, а исключительное право переходит по наследству (если оно ранее не было передано другому лицу), но лицо продолжает оставаться автором, несмотря на отсутствие у него каких-либо прав.
Общество в этом случае, согласно ст. 1267 ГК РФ, охраняет авторство, имя автора и неприкосновенность произведения, т.е. не права, а определенные социальные блага, так как оно заинтересовано в правильной идентификации произведения и его создателя. Таким образом, статус автора не может быть утрачен (кроме случая установления, что данное лицо в действительности автором произведения не является), от него нельзя отказаться.
В отличие от этого статус правообладателя указывает лишь на наличие у лица в текущий момент исключительного права на произведение, этот статус приобретается одновременно с приобретением этого права и утрачивается вместе с ним. Правообладатель может самостоятельно контролировать всю сферу использования произведения, любое использование (кроме случаев, прямо предусмотренных законом) требует его согласия. Смысл выделения этого статуса как раз и заключается в установлении лица, в конечном итоге определяющего возможность или невозможность соответствующего использования произведения, поэтому правообладателем в ГК РФ является только обладатель исключительного права, но не права на использование произведения по лицензии (пусть даже и исключительной).
Законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо ограничений по кругу лиц, которые могут являться правообладателями, ими могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные, государство, а также лицо без гражданства.
Пользователь - это лицо, использующее произведение литературы, науки и искусства. В авторском праве пользование, как правило, означает действия, направленные на доведение произведения до сведения других лиц; использовать произведение можно только путем создания условия для восприятия произведения другими людьми.
В этой связи получение самостоятельного доступа к произведению не является его использованием в смысле авторского права. Иными словами, в авторском праве пользование, как правило, носит общественный характер.
Список использованной литературы
- Авторское право и плагиат. - М.: Комильфо, 2017. - 570 c.
- Авторское право. Библиотеки, издательства и потребители информации в XXI веке. - М.: Российская национальная библиотека, 2016. - 148 c.
- Арнольд, П. Луцкер Авторское право в цифровых технологиях и СМИ: моногр. / Арнольд П. Луцкер. - М.: КУДИЦ-Образ, 2017. - 416 c.
- Баймуратов, М. А. Авторское право на литературные и художественные произведения. Компаративное исследование / М.А. Баймуратов, М.И. Стреля. - М.: ТрансЛит, 2016. - 238 c.
- Бирюков, А. А. Авторское право в схемах. Учебное пособие / А.А. Бирюков. - М.: Проспект, 2016. - 598 c.
- Близнец, И. А. Авторское право и смежные права / И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. - М.: Проспект, 2017. - 416 c.
- Близнец, И. А. Авторское право и смежные права. Учебник / И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. - Москва: Машиностроение, 2016. - 416 c.
- Займовский, С.Г. Авторское право / С.Г. Займовский. - М.: ЁЁ Медиа, 2016. - 666 c.
- Земскова, С.И. Авторское право / С.И. Земскова. - М.: СТЭНСИ, 2017. - 264 c.
- Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке / Н.В. Иванов. - М.: Проспект, 2016. - 933 c.
- Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке. Учебно-практическое пособие / Н.В. Иванов. - М.: Проспект, 2016. - 176 c.
- Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке. Учебно-практическое пособие / Н.В. Иванов. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 176 c.
- Карелина, М.М. Авторское право XXI век / М.М. Карелина. - М.: ГОУ ВПО "Российская академия правосудия", 2016. - 684 c.
- Козырев, В. Е. Авторское право. Вводный курс / В.Е. Козырев, К.Б. Леонтьев. - М.: Университетская книга, 2017. - 256 c.
- Котенко, Е. С. Авторские права на мультимедийный продукт / Е.С. Котенко. - М.: Проспект, 2016. - 128 c.
- Моргунова, Е. А. Авторское право: моногр. / Е.А. Моргунова. - М.: Норма, 2017. - 288 c.
- Невская, М. А. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ. Практическое пособие / М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 300 c.
- Свечникова, И. В. Авторское право / И.В. Свечникова. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 224 c.
- Хохлов, В. А. Авторское право. Законодательство, теория, практика / В.А. Хохлов. - М.: Городец, 2016. - 368 c.