Файл: Правовые основы организации нотариата (Правовое регулирование нотариальной деятельности).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование нотариата в России
1.1. Правовое регулирование нотариальной деятельности
1.2. Новеллы законодательства по вопросам, связанным с получением профессии нотариуса
1.3. Плюсы и минусы реформирования нотариата
Глава 2. Трудности и несовершенства современной правовой системы нотариата в России
Количество стажёров ежегодно определяется нотариальной палатой по согласованию с территориальным органом юстиции. Стажёром нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования.
Стажировка проводится у нотариуса в течение 1 года. При этом срок стажировки может быть сокращён по согласованию территориального органа юстиции и нотариальной палаты, но не более чем на 6 месяцев. Лица, претендующие на должность стажёра, подают документы непосредственно в нотариальную палату, которой предварительно на интернет-сайте и в общедоступных местах палаты размешаются информационные материалы о проведении стажировки (о требованиях к претендентам на должность стажёра, список руководителей стажировки, количество должностей стажёров, перечень документов и сроки их приёма). Порядком прохождения стажировки предусмотрена возможность подачи документов для допуска к прохождению стажировки не только лично заявителем либо через его представителя, но и направление документов почтовой связью. В последнем случае оригиналы документов должны быть представлены при заключении нотариальной палатой трудового договора.
Важные изменения действующего законодательства связаны с принятием решения о допуске к стажировке. Так, ранее, до вступления в силу приказа Минюста России от 29 июня 2015 г. № 151, претенденты на должность стажера должны были в обязательном порядке сдать экзамен. В настоящее время решение о проведении экзамена принимается нотариальной палатой в случае, если число лиц, претендующих на должность стажера, превышает количество утверждённых должностей стажёров.
Порядок проведения экзамена, а также дата и время проведения экзамена, согласовываются нотариальной палатой с территориальным органом Минюста России.
В этой связи Главным управлением Минюста России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области совместно с нотариальными палатами Хабаровского края и Еврейской автономной области разработан порядок проведения экзамена для стажёров, который проводится в форме тестирования. Тестовое задание состоит из пятидесяти вопросов, тематика которых соответствует гражданскому, семейному, жилищному, земельному кодексам Российской Федерации, Основам о нотариате и иным нормативным правовым актам в данной сфере. Каждый правильный ответ экзаменуемого оценивается как 1 балл, при этом экзамен считается сданным в случае получения экзаменуемым не менее 40 баллов. При получении равного количества баллов (но не менее 40 проходных баллов), на должности стажёров зачисляются все лица, получившие равное количество баллов. После проведения экзамена нотариальная палата принимает решение о назначении руководителей стажировки липам, зачисленным в стажёры, и заключает с ними трудовой договор. Оплата труда стажёра производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты.
По результатам прохождения стажировки руководитель составляет заключение об итогах стажировки, поле чего нотариальная палата принимает решение об удовлетворительном или неудовлетворительном результате прохождения стажировки. Лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к стажировке на общих основаниях
Следующим этапом к освоению профессии нотариуса после успешного
прохождения стажировки является сдача квалификационного экзамена. Приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. № 150 утверждено Положение о
квалификационной комиссии, которым регламентированы основные требования к формированию и деятельности комиссии, принятию решения о допуске лиц к квалификационному экзамену и порядку его проведения. Данным Положением установлены новые требования к формированию квалификационной комиссии, в состав которой на паритетной основе входят не менее 6 человек (ранее - не менее 5 человек) из представителей нотариальной палаты и территориального органа Минюста России.
В число представителей от территориального органа могут входить представители Минюста России, судейского сообщества, федеральные государственные гражданские служащие территориального органа, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности.
В число представителей от нотариальной палаты входят нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет (ранее предъявлялись требования к наличию стажа – не менее 3 лет) и кандидатуры от научного сообщества, которые представляются Федеральной нотариальной палатой из числа преподавателей юридических дисциплин образовательных организаций высшего образования, а также научных работников (ранее согласование кандидатур от научного сообщества с Федеральной нотариальной палатой не требовалось).
В случае отсутствия нотариусов, имеющих стаж работы по юридической
специальности не менее 10 лет, предусмотрена возможность включения в состав квалификационной комиссии нотариусов из других субъектов Российской Федерации, соответствующих предъявляемым требованиям.
Важным новшеством является определение случаев, когда члены квалификационной комиссии не могут принимать участие в её заседаниях. К таким случаям относится подача заявления о допуске к экзамену близкими родственниками члена квалификационной комиссии (супругами, родителями, детьми, внуками, братьями-сестрами, дедушками, бабушками) и возникновение личной заинтересованности члена квалификационной комиссии, которая может привести к конфликту интересов при проведении экзамена
В случае невозможности формирования квалификационной комиссии без конфликта интересов заинтересованное лицо сдает экзамен квалификационной комиссии в другом субъекте Российской Федерации.
Приём заявлений от лиц, желающих сдать квалификационный экзамен, осуществляет территориальный орган Минюста России. В целом перечень документов для сдачи квалификационного экзамена остался прежним. При этом лицо, желающее сдать экзамен, может представить заявление и документы к нему как лично, так и через представителя либо направить по почте нотариально заверенные копии документов. Для решения вопроса о допуске кандидатов к квалификационному экзамену поданные ими документы рассматриваются на заседании квалификационной комиссии. Основаниями для отказа в допуске к экзамену являются: наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств, представление недостоверных сведений и (или) подложных документов; представление неполного комплекта документов; подача заявления лицом, не выдержавшим квалификационный экзамен, до истечения 1 года после принятия решения
квалификационной комиссии.
Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в апелляционную комиссию в течение 10 календарных дней со дня принятия решения об отказе в допуске к экзамену.
Положением о квалификационной комиссии предусмотрено проведение квалификационного экзамена не реже одного раза в год (ранее - не реже двух раз в году). Экзамен проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит три вопроса: теоретический и два практических (составление нотариального акта и решение задачи).
В порядок проведения квалификационного экзамена введены значительные новшества. Так, в случае направления экзаменуемым документов в квалификационную комиссию по почте, перед началом экзамена секретарем комиссии проверяются подлинники документов, а при их отсутствии лицо не допускается к сдаче квалификационного экзамена.
На подготовку к ответу по каждому вопросу билета экзаменуемым предоставляется по одному часу, что в целом не должно превышать 3 часов (ранее предоставлялось время на подготовку всех вопросов не более 5 часов).
При проведении квалификационного экзамена ведётся видео- и аудиозапись; на экзамене запрещается пользоваться любыми средствами связи, переносными компьютерами, вести переговоры с другими экзаменуемыми. При подготовке ответа на теоретический вопрос нормативные акты не предоставляются. Выходить за пределы помещения, где проводится экзамен, без сопровождения члена комиссии, не разрешается.
В случае нарушения указанных правил, а также при задержке сдачи экзаменационных листов после объявления об истечении времени, отведенного на подготовку ответа на теоретический вопрос, экзаменуемый отстраняется от дальнейшей сдачи квалификационного экзамена.
Как и прежде, экзамен считается сданным в случае получения итогового
балла по каждому вопросу билета не ниже 7 (по 10-балльной системе).
Принципиально важные изменения действующего законодательства связаны с тем, что ранее лицам, сдавшим квалификационный экзамен, выдавалась лицензия на право нотариальной деятельности. Однако в соответствии с Законом № 457-ФЗ[16] ст. 3 Основ о нотариате[17] с 1 июля 2015 г. признана утратившей силу, и полномочия территориальных органов Минюста России
по выдаче лицензий прекращены.
В настоящее время экзаменуемому выдаётся выписка из протокола заседания квалификационной комиссии, и сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся территориальным органом Минюста России в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена.
Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в течение месяца со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию. Лица, не выдержавшие квалификационный экзамен, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.
Учитывая современное развитие информационных технологий, в ближайшем будущем изменения коснутся и непосредственной сдачи квалификационного экзамена, поскольку с 1 января 2017 г. Законом № 457-ФЗ[18] предусмотрено его проведение с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную проверку результатов сдачи экзамена
Только после сдачи квалификационного экзамена гражданин имеет право участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса.
Следует отметить, что произошли и значительные изменения, связанные с повышением требований к кандидату на замещение должности нотариуса. Так, согласно внесенным с 1 января 2015 г. изменениям в ст. 2 Основ о нотариате, кроме наличия высшего юридического образования в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации и сдачи квалификационного экзамена, лицо, желающее стать нотариусом, должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет и достичь возраста 25 лет. Также установлен предельный возраст пребывания в должности нотариуса - 75 лет. Кроме того, введены дополнительные требования, согласно которым нотариусом не может быть лицо:
1) имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств;
2) признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;
3) состоящее на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
4) осуждённое к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия неснятой или непогашенной судимости за умышленное преступление;
5) представившее подложные документы или заведомо ложные сведения
при назначении на должность нотариуса;
6) ранее освобождённое от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным Основами о нотариате, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства.
В целом порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса не изменился (за исключением сдачи дополнительных документов для проверки соответствия кандидата требованиям ст. 2 Основ о нотариате[19]). Победителем конкурса признаётся лицо, набравшее наибольшее количество баллов.
1.3. Плюсы и минусы реформирования нотариата
Развитие правового регулирования гражданского оборота отличается частотой вносимых изменений в законодательство. При этом системность и общее направление развития проследить довольно сложно. Ярким примером
стала дискуссия о роли нотариата и путях его реформирования.
Неизбежность изменений возрастает с появлением каждого нового акта, затрагивающего развитие гражданского оборота. Проект ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности»[20], официально опубликованный 18 ноября 2011 г., открыл эстафету по реформированию нотариата.
Вслед за этим законопроектом был принят ещё один Проект федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации»[21].
Стоит заметить, что Министерством юстиции РФ был опубликован проект Государственной программы РФ «Юстиция», где затрагиваются вопросы нотариальной деятельности[22].