Файл: Правовые основы организации нотариата (Правовое регулирование нотариальной деятельности).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование нотариата в России
1.1. Правовое регулирование нотариальной деятельности
1.2. Новеллы законодательства по вопросам, связанным с получением профессии нотариуса
1.3. Плюсы и минусы реформирования нотариата
Глава 2. Трудности и несовершенства современной правовой системы нотариата в России
В декабре 2013 г. депутатами был предложен новый законопроект с иным видением отечественного нотариата. В декабрьском законопроекте государственным нотариусам места не нашлось. А численность нотариусов в нотариальном округе предложено привязать к населению. Например, в Москве и Санкт-Петербурге - не менее 1 нотариуса на 15 тыс. человек, в других городах - не менее 1 нотариуса на 20-25 тыс. человек. При этом конкретное число нотариусов должен устанавливать орган государственной власти субъекта РФ по совместному предложению территориального управления Минюста и региональной нотариальной палаты. Аналогичный порядок сейчас закреплен в приказе Минюста.
Являясь по нормам Конституции[23] правовым государством, ориентированным на полную и эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина, оптимальной моделью нотариата в России является латинский нотариат, иными словами свободный, представляющий собой объединение «свободных» нотариусов. Отказ от государственных нотариусов мы видим в большей части предложенных сегодня законопроектов, но при этом ни сущностные черты профессии нотариуса, ни место нотариата в современной правовой системе до сих нор так и не определено.
В связи с этим важным является теоретическое осмысление нововведений и их эффективности в решении проблем:
1. Особого внимания заслуживают поправки в действующий ФЗ «Об основах законодательства о нотариате» принятые депутатами в первом чтении. Одними из главных предлагаемых нововведений стал ввод по сути заочных
нотариальных действий.
Суть новеллы заключается в удостоверении документов через интернет посредством заверения документа электронной подписью. С одной стороны плюсы данной процедуры видятся в переходе общества на новый, более мобильный и усовершенствованный уровень отношений. С другой же стороны - гарантии и уверенность в таком производстве ставятся под сомнение, так как, совершая нотариальный действия, нотариус должен достоверно установить личность заинтересованного лица, проверить его дееспособность, что невозможно сделать без его непосредственного присутствия.
Следует обратить внимание законодателя и на то, что формулировка «установление личности на основании документов, исключающих разумные сомнения относительно личности гражданина, предложенная всё теми же поправками к закону, так же порождает некую неопределённость, так как, во-первых, является глубоко субъективной по отношению к нотариусу, а во-вторых, возникает вопрос о критериях разумности;
2. Также вызывает недоумение попытка законодателя отожествить профессии «адвокат» и «нотариус». Нотариус в отличие от адвоката не является представителем конкретной стороны и вменять в деятельность нотариуса характерные черты адвокатской деятельности, на наш взгляд, нецелесообразно.
3. Не меньший интерес вызывает основная задача нотариата, как «содействие урегулированию споров или отдельных разногласий лиц, обратившихся за совершением нотариального действия». Представляется, что нотариус выступает в качестве медиатора. Конечно, в нотариальной практике бывают случаи, что при удостоверении сделки между сторонами возникают определённые противоречия и их регулирование непосредственно происходит в кабинете у нотариуса. Но всё же действия, предпринятые нотариусом к разрешению данной проблемы, происходят благодаря публичной нотариальной
функции, а не методам примирения. В силу того же публичного характера нотариальной деятельности нотариус не должен оказывать предпочтение ни одной из сторон и должен соблюдать, и обеспечивать баланс интересов, как участников, так и третьих лиц, на правах и обязанностях которых может отразиться решение спора.
Безусловно, есть и сторонники подхода к применению процедуры медиации в практике нотариусов. В свете перспективности создания института медиаторов 9 июля 2010 г. Московской городской нотариальной палатой было подписано соглашение о сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией «Научно-методический центр медиации и права». Возможно, именно перспективное понимание медиации в нотариальной деятельности попытался отразить законодатель. Но в таком случае на наш взгляд, следует конкретизировать рать нотариуса как независимого советника сторон при формулировке норм о статусе нотариуса, закрепить право нотариуса оказывать юридическую помощь по урегулированию разногласий между
сторонами, связанных с совершением нотариального действия, как самостоятельный вид оказания квалифицированной юридической помощи.
4. Анализ проекта ФЗ «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» [24] приводит к выводу, что многие аспекты, отраженные в данном документе уже давно peaлизуются на практике. В частности, это касается обязанности соблюдения кодекса профессиональной этики нотариуса. Данный кодекс уже давно одобрен нотариальным сообществом и принимается во внимание. Непонятно, для чего уделять этому целую главу?
5. В соответствии с действующими Основами нотариальные действия могут совершать должностные лица консульских учреждений, главы местного самоуправления, командиры воинских частей, начальники мест лишения свободы. При этом единого закона регулирующего порядок совершения нотариальных действий не существует. Проект ФЗ «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» [25] закрепляет единую процедуру нотариального производства. При этом возникает вопрос, какова степень ответственности вышеперечисленных лиц за совершение неправомерных действий или допущении ошибок? На этот вопрос ответа в проекте не дается.
6. Вызывает недоумение требования к нотариальной конторе в проекте нового закона, «....нотариальная контора должна отвечать табличному характеру, обеспечивать свободный доступ гражданам и иным лицам на прием к нотариусу». Каким образом? Если «контора» понятое неодушевленное. Думается, что законодателю необходимо проработать этот вопрос и определиться со статусом «нотариуса» и «нотариальной конторы».
7. Особого внимания заслуживает проблема взимания нотариальных тарифов.
В проекте Федерального закона « Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» обращается внимание на взимание платы за техническое сопровождение нотариального производства, разделяя оплату
нотариального действия и оплату технических действий, подготовки проекта документа, юридических консультаций. И если размер нотариального тарифа для внебюджетного нотариата предлагается определять за каждое нотариальное действие ежегодно Правительством РФ по предложению Минюста и Минфина Российской Федерации, то размер оплаты технической работы и юридических консультаций - по соглашению между нотариусом и лицом, обратившимся за совершением нотариального действия. Возникает вопрос, сколько будут стоить услуги нотариуса в свете расширения полномочий нотариуса? На наш взгляд, размер платы за техническое сопровождение должен регулироваться на уровне ФНП.
8. Не менее важной является проблематика доступности нотариата Проект ФЗ «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» [26] отчасти решает данный вопрос. В частности предлагается при организации нотариального производства в малонаселенных и труднодоступных местностях производить дополнительную материальную поддержку нотариусов за счет средств нотариальной палаты, а при необходимости - и Федеральной нотариальной палатой. При этом лицо, проработавшее в качестве нотариуса не мене трех лет в труднодоступных и малонаселенных местностях, будет иметь преимущественное право прохождения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в любом нотариальном округе. Положительным является и то, что по проекту возможна организация приема населения путем регулярных выездов в эти местности нотариусов, работающих в других населенных пунктах или иных нотариальных округах. Но и здесь возникает вопрос, с какой периодичностью будут происходить данные выезды и насколько они станут эффективными? Возможно, квотирование должностей нотариусов и введение определённых налоговых льгот, а гак же обеспечение помещением или оргтехникой будет лучшим стимулом, нежели предоставленная возможность переезда через три года работы?
9. При рассмотрении нового проекта обращено внимание на обязательность повышения профессиональной квалификации нотариуса в порядке установленном Федеральной нотариальной палатой. В настоящий момент действующий закон о нотариате данный вопрос не регулирует. Несмотря на это как в региональных, так и федеральной палате с завидным постоянством
проводятся различные семинары, тренинги, публичные лекции. Частнопрактикующие нотариусы сами заинтересованы в повышении своей профессиональной квалификации. Поэтому вводить отдельную статью, посвященную данному вопросу видится нецелесообразным.
10. Следует согласиться с мнением О. М. Сычева который считает, что недостатком проекта Закона является установление на законодательном уровне фиксированных размеров нотариальных тарифов[27].
Такой способ закрепления не учитывает уровень инфляции и другие особенности экономики, в связи с чем размер тарифов мог бы устанавливаться постановлением Правительства РФ с обязательным учетом мнения Федеральной нотариальной палаты.
11. Безусловно, есть в проекте ФЗ и положительное, например «относительно контроля территориальных органов юстиции за деятельностью нотариусов, чему посвящена глава 11. Возможные нововведения во многом схожи с моделью контроля в Германии. Так, «при недовольстве деятельностью нотариуса любое лицо может подать жалобу, как в нотариальную палату, так и непосредственно через управление юстиции. Как правило, управление юстиции сначала передает такие жалобы для рассмотрения нотариальной палате».
12. Не менее важным нововведением является попытка законодателя у регулировать вопросы страхования нотариальной деятельности. По действующему закону о нотариате нотариус не может заниматься нотариальной деятельностью без заключения договора страхования. Это обязательное требование находит свое отражение и в проекте нового закона, в котором предусмотрено «достаточно существенное страховое покрытие по договорам индивидуального и коллективного страхования ответственности нотариусов». Минимальная сумма покрытия по этим договорам 30 и 50 млн руб. соответственно. Возмещение убытков потерпевшие смогут получить у страховщика
нотариуса, а при недостаточности - у страховщиков нотариальных палат субъектов РФ. Если и этих денег будет недостаточно, то потерпевшие
смогут обратиться в ФНП, где будет создан гарантийный фонд. При этом размер страхового взноса по предложению законодателя должен варьироваться, в различных регионах по-разному, что на наш взгляд вишне оправдано.
Отмечается, что несколько ранее Министерство юстиции также уже обращало внимание на проблему страхования, в связи с чем предложено установить полную имущественную ответственность нотариуса за причиненный им вред участникам гражданского оборота с многоуровневой системой гарантий его компенсации, включая обязательное индивидуальное и коллективное страхование, а также - гарантийную кассу нотариата. Формирование касс будет происходить за счёт целевых взносов нотариусов, что в конечном итоге должно обеспечить клиентам нотариальных контор 4 уровня имущественных гарантий: 1) личное страхование нотариуса; 2) коллективное страхование нотариальных палат; 3) гарантийная касса Федеральной нотариальной палаты; 4) личная имущественная ответственность нотариуса.
Это не новая идея отечественного законодателя. Подобные системы по страхованию действуют в Германии и Франции. Так, во Франции гражданская ответственность нотариусов имеет двухуровневую организацию, которая состоит из обязательного страхования и коллективных гарантийных касс. Действие второго уровня имеет место, когда нотариус сознательно совершил противоправное действие.
Нотариальные палаты Германии пошли дальше и на добровольной основе создали «фонд покрытия убытков». Данный фонд находится в распоряжении солидарно для каждого возможного случая причинения убытков любым из застрахованных нотариусов. Обратный приток в форме доходов от капиталовложений поступает снова в собственность страховщика от профессиональной ответственности. И как показывает практика двух стран это довольно успешный опыт.
13. Большой шаг вперёд, который нашёл отражение в законопроекте, сделан относительно электронного взаимодействия с рядом федеральных органов исполнительной власти. Теперь помимо постепенного перехода к фиксации, хранению нотариальных актов в электронном виде, нотариусы получат доступ к государственным электронным базам. Еще нотариус сможет, специально запросить в миграционной службе данные о месте регистрации человека и сопоставить их с информацией в паспорте. Ни открыть фирму, ни продать квартиру по утерянному или украденному паспорту будет невозможно.
Так же нотариусы получат электронные ключи для прямого доступа к единой базе данных территориального правления Росреестра. Благодаря этому в онлайн-режиме станет возможным проверка юридической «чистоты объектов недвижимости», которые переходят из рук в руки. Пилотный проект стартовал в Ханты-Мансийском автономном округе. При грамотном использовании цифровых технологий подключение нотариусов к сделкам с недвижимостью не затянет процесс, но гарантирует гражданам спокойный сон.
Также планируется закрепить в законе активную модель нотариата, когда человек будет получать комплексную правовую помощь по системе одного окна.