Файл: Формирование кадрового резерва (На примере ООО «ИНТЕГРАЛ ПЛЮС») ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы работы с кадровым резервом в организации
1.1 Сущность и содержание работы с кадровым резервом в организации
1.2. Принципы, методы, этапы формирования кадрового резерва
Глава 2. Анализ работы с кадровым резервом в ООО «ИНТЕГРАЛ ПЛЮС»
2.1. Организационно-экономическая характеристика фирмы
2.2. Анализ работы с кадровым резервом организации ООО «Интеграл Плюс»
В качества источников формирования резерва в «Интеграл Плюс» используются: специалисты высокой квалификации; заместители руководителей структурных бизнес-единиц; руководящий состав более низкого уровня; сотрудники, имеющие высшее образование, но находящиеся на должностях рабочих.
Руководство ООО «Интеграл Плюс» планирует создать резерв из уже работающего в организации сотрудников.
Важнейшим звеном в механизме управления персоналом в ООО «Интеграл Плюс» является параметральный анализ и оценка персонала, что позволяет оценить его качества исходя из соответствия задачам организации и на оперативном и на стратегическом периодах функционирования фирмы.
Проведем анализ планируемого кадрового резерва: На должность начальников производства: Мастер цеха 1 - Алехин С.О.; Мастер цеха 2 - Огулин А.А. На должность бухгалтера: Кассир - Шакирова З.М. На должность финансиста: Контроллер - Минина В.Л. На должность экономиста: Товаровед - Чехнова Р.И.
В ООО «Интеграл Плюс» реализуя кадровую политику пристальное внимание уделяется механизмам связанным с материальной и социально- психологической мотивацией, проведением аттестации, карьерным продвижением, повышением квалификации персонала, оценкой труда персонала. В этой связи применяется «Интегральный коэффициент» отражающий такие характеристики профессиональные компетенции и личностные качества, уровень подготовки сотрудника, уровень сложности работы и её результаты.
Исходная информация для интегральной оценки и результативности труда кадрового состава представлены в таблице 7.
Таблица 7
Исходные данные по кадровому резерву ООО «Интеграл Плюс»
Ф.И.О. |
Уровень показателей, характеризующих компетенции и личные качества сотрудника |
Уровень образования |
Период деят-ти по спец. (годы) |
Уровень показателей, характеризующих результативность деят-ти |
|||||||
показатели |
показатели |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. Алехин С.О. |
1,25 |
1,0 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
- |
высш. |
12 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
2. Огулин А.А. |
1,25 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
высш. |
18 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
3. Шакирова З.М. |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
1,0 |
1,25 |
высшее |
7 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
4. Минина В.Л. |
1,25 |
1,0 |
1,0 |
1,25 |
1,25 |
1,0 |
незак. высшее |
3 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
5. Чехнова Р.И. |
1,0 |
1,0 |
0,75 |
1,0 |
0,75 |
1,0 |
среднее специальн. |
2 |
1,25 |
0,75 |
1,0 |
Комплексная оценка (Д) определяется по формуле:
Д = П • К + Р • С,
где П - показатель степени роста профессиональных и личных качеств работника,
К - показатель уровня его квалификации, Р - показатель результатов труда работника, С - уровень сложности выполняемых ими функций. Для определения величины показателя степени роста профессиональных и личных качеств производится оценка степени проявления каждого из признаков (таблицы 8, 9) с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов.
Таблица 8
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества руководителей
Признаки профессиональных и личных качеств |
Удельная значимость признаков в общей оценке деловых качеств |
Оценка признаков с учетом удельной значимости |
||
0,75 |
1,0 |
1,25 |
||
1 |
2 |
гр.3 = гр.2 • 0,75 |
гр.4 = гр.2 • 1,0 |
гр.5 = гр.2 • 1,25 |
1. Профессиональная компетентность - знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора |
0,27 |
0,2 |
0,27 |
0,34 |
2. Способность оперативно и самостоятельно принимать обоснованные решения и отвечать за них, умение быстро и правильно реагировать на возникающие ситуации |
0,23 |
0,17 |
0,23 |
0,29 |
3. Способность практически организовывать работу коллектива |
0,13 |
0,1 |
0,13 |
0,16 |
4. Способность стимулировать у работников творческую инициативу, направленную на повышение эффективности труда; умение создать в коллективе благоприятный морально-психологический климат |
0,12 |
0,09 |
0,12 |
0,15 |
5. Способность работать в экстремальных условиях, выполнять работы, требующие аналитической оценки в процессе выработки и принятия нестандартных решений |
0,25 |
0,19 |
0,25 |
0,31 |
Таблица 9
Оценка признаков, определяющих профессиональные
Признаки профессиональных и личных |
Удельная значи |
Оценка признаков с уче- |
||
качеств |
мость признаков в |
том удельной значимости |
||
общей оценке дело |
0,75 |
1,0 |
1,25 |
|
вых качеств |
||||
гр.3 = |
гр.4 = |
гр.5 = |
||
1 |
2 |
гр.2 • |
гр.2 • |
гр.2 • |
0,75 |
1,0 |
1,25 |
||
1. Профессиональная компетентность - |
||||
знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, уме |
0,34 |
0,25 |
0,34 |
0,42 |
ние работать с документами |
||||
2. Сознание ответственности за послед |
||||
ствия своих действий, принимаемых ре |
0,17 |
0,13 |
0,17 |
0,21 |
шении |
||||
3. Способность четко организовывать и |
||||
планировать выполнение порученных заданий, умение рационально исполь |
0,12 |
0,09 |
0,12 |
0,15 |
зовать рабочее время |
||||
4. Способность выполнять должност |
||||
ные функции самостоятельно, без помощи руководителя или старшего по |
0,10 |
0,07 |
0,10 |
0,12 |
должности |
||||
5. Творческий подход к решению постав- |
||||
ленных задач, активность и инициатива в |
||||
освоении новых информационных тех- |
0,10 |
0,07 |
0,10 |
0,12 |
нологий, способность быстро адаптиро- |
||||
ваться к новым условиям и требованиям |
||||
6. Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях |
0,17 |
0,13 |
0,17 |
0,21 |
Оценка по всей совокупности признаков, определяющих профессиональные и личные качества работников (П), производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость, и рассчитывается по формуле:
где i - порядковый номер признака =1,2, .. п) (для руководителей п=5, для специалистов п=6);
} - уровень (степень) проявления признака 0=1,2,3);
aij - количественная мера признака у работника;
х; - удельная значимость признака в общей оценке (в долях единицы). Определим показатель степени роста профессиональных и личных качеств (П) каждого сотрудника ООО «Интеграл Плюс»: П = 0,34 + 0,23 + 0,13 + 0,15 + 0,31 = 1,16; П2 = 0,42 + 0,21 + 0,12 + 0,12 + 0,10 + 0,21= 1,18; П3 = 0,42 + 0,17 + 0,15 + 0,12 + 0,10 + 0,21= 1,17; П4 = 0,42 + 0,21 + 0,12 + 0,12 + 0,12 + 0,17= 1,16; П5 = 0,34 + 0,17 + 0,09 + 0,10 + 0,07 + 0,17= 0,94. Оценка уровня квалификации определяется по формуле:
К = (ОБ+СТ) / З,
где ОБ - оценка образования (ОБ=1,2);
СТ - оценка стажа работы по специальности (СТ=0,25; 0,50; 0,75; 1,00); З - постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок по образованию и стажу работы.
В соответствии с тем, в какую группу по уровню образования попадает работник (I гр. - среднее специальное, II гр. - высшее или незаконченное высшее), ему присваивается количественная оценка по этому признаку, величина которой составляет 1 или 2.
В зависимости от стажа работы по специальности работники распределяются на четыре группы по каждому уровню образования (таблица 10).
Таблица 10
Оценка уровня квалификации
Номер груп |
Оценка |
Стаж работы по специальности у работников, |
|
пы по стажу |
стажа |
имеющих образование, годы |
|
1 гр. Среднее специ |
2 гр. Высшее и неза |
||
альное образование |
конченное высшее образование |
||
1 |
0,25 |
0 - 9 |
0 - 9 |
2 |
0,50 |
9 - 13, свыше 29 |
9 - 17, свыше 29 |
3 |
0,75 |
13 - 17, 21 - 29 |
17 - 25 |
4 |
1,00 |
17 - 21 |
26 - 29 |
Определим анализ уровня квалификации каждого работника:
К1 = (2 + 0,50) / 3 = 0,833;
К2 = (2 + 0,75) / 3 = 0,917;
К3 = (2 + 0,25) / 3 = 0,75;
К4 = (2 + 0,25) / 3 = 0,75;
К5 = (1 + 0,25) / 3 = 0,417.
В соответствии с установленными значениями, обусловленными постепенным усложнением работ, работники имеют следующие оценки сложности выполняемых работ (С):
С1 = 1,00; С2 = 0,89; С3 = 0,68; С4 = 0,57; С5 = 0,57.
Оценка результатов труда (Р) определяется суммированием оценок признаков результатов труда с учетом удельной значимости признаков (таблица 11).
Оценка Р определяется по формуле:
где 1 - порядковый номер признака (1=1,2,3); ] - уровень (степень) проявления признака 0=1,2,3); Ру - оценка 1-го признака с учетом степени его проявления у работника.
Таблица 11
0ценка признаков, определяющих результаты труда работников и личные качества специалистов
Признаки результатов труда |
Удельная значимость признаков в общей оценке результатов труда |
Оценка признаков с учетом удельной значимости |
||
0,75 |
1,0 |
1,25 |
||
1 |
2 |
гр.3 = гр.2 0,75 |
гр.4 = гр.2 1,0 |
гр.5 = гр.2 1,25 |
1. Количество выполненных работ |
0,30 |
0,225 |
0,30 |
0,375 |
2. Качество выполненных работ |
0,40 |
0,300 |
0,40 |
0,500 |
3. Соблюдение сроков выполнения работ |
0,30 |
0,225 |
0,30 |
0,375 |
Определим комплексный анализ (Д) каждого работника по формуле :
Д1 = 1,16-0,833 + 1,175 • 1 = 2,141;
Д2 = 1,18 • 0,917 + 1,175 • 0,89 = 2,128;
Д3 = 1,17 • 0,75 + 1,175 • 0,68 = 1,677;
Д4 = 1,16 • 0,75 + 1 • 0,57 = 1,44;
Д5 = 0,94 • 0,417 + 0,975 • 0,57 = 0,948.
Таким образом, наибольший комплексный анализ имеют Алехин С.О. и Огулин А.А., наименьшую - Чехнова Р.И..
Одним из традиционных способов оценки сотрудников является регулярная аттестация сотрудников, которая представляет собой процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемая его непосредственным руководителем. В советское время подобная аттестация являлась обязательным элементом работы с кадрами на любом предприятии.
Регулярная аттестация позволяет:
- определить и оценить знания, умения и качества работников;
- выявить, оценить и развить сильные стороны работника;
- определить слабые стороны работника и вместе работать над их устранением;
- определить потребности обучения, потенциальные жалобы, проблемы дисциплины;
- оценить интегрально состояние сотрудников предприятия.
Руководство ООО «Интеграл Плюс» периодически оценивает своих сотрудников с целью повышения эффективности их работы и определения потребностей профессионального роста. Регулярная и систематическая оценка сотрудников положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения и роста сотрудников.
Регламент проведения аттестации определяется руководством предприятия.
Примеры аттестационного листа и результаты аттестации сотрудников ООО «Интеграл Плюс» приведены в Приложениях.
По руководителям и специалистам не соответствуют должности в администрации 2 человека (таблица 12).
Таблица 12
Причины несоответствия должности
№ |
На должность |
Ф.И.О. |
Причина |
Рекомендация |
1 |
Финансист |
Контроллер - Минина В.Л. |
Низкие деловые качества |
Повторная аттестация через 3 месяца |
2 |
Экономист |
Товаровед - Чехнова Р.И. |
Низкая квалификация |
Повышение квалификации. Повторная аттестация через 3 месяца |
С целью обеспечения эффективности работы предприятия была проведена аттестация руководящих кадров. Для проведения аттестации была создана комиссия для аттестации руководителей и специалистов. Всего в штате ООО «Интеграл Плюс» на дату аттестации состояли 5 чел.
У товароведа, которая записана в резерв на должность экономиста отмечен низкий образовательный уровень. Комиссией рекомендовано его повысить. Минина В.Л. не прошла аттестацию по причине низких деловых качеств, необходимо пройти курсы менеджера организации.
Высокий анализ получили 2 человека (Алехин С.О., Огулин А.А.), среднюю - 1 человек (Шакирова З.М.). Это говорит о наличии на предприятии сложившегося коллектива.
Комиссия рекомендовала повысить заработную плату 3 сотрудникам. Так же руководству ООО «Интеграл Плюс» необходимо обучить на курсах 2 сотрудников.
В организации ООО «Интеграл Плюс» сформировался и закрепился механизм подбора и зачисления в состав резерва, а именно:
- подбор кандидатов осуществляется в форме конкурса в среде специалистов с возрастным пределом до 35 лет, имеющие высшее образование и положительные рекомендации;
- принимает решение о включении в состав кадрового резерва специальная комиссия, с утверждением приказа по предприятию;
- к каждому претенденту (стажеру) прикрепляется 2-а руководителя - основной и стажировки, корректирующие составление и выполнение «индивидуального плана стажировки»;
Руководители стажирующихся из группы резерва мотивированы, так как за качественное выполнение стажирующимся задач получают дополнительные материальные выплаты, как правило, в виде премии;