Файл: Формирование кадрового резерва (На примере ООО «ИНТЕГРАЛ ПЛЮС») ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы работы с кадровым резервом в организации
1.1 Сущность и содержание работы с кадровым резервом в организации
1.2. Принципы, методы, этапы формирования кадрового резерва
Глава 2. Анализ работы с кадровым резервом в ООО «ИНТЕГРАЛ ПЛЮС»
2.1. Организационно-экономическая характеристика фирмы
2.2. Анализ работы с кадровым резервом организации ООО «Интеграл Плюс»
Введение
Актуальность темы курсовой работы связанна с необходимостью совершенствования управления кадровым резервом в организациях, и объясняются тем обстоятельством, что на практике встречаются примеры низкого уровня управления персоналом, его подготовки, и эффективного замещения вакантных должностей квалифицированным персоналом. Частым является «кадровый голод», то есть отсутствие квалифицированных сотрудников, способных работать на должностях более высокого профессионального уровня. Причем, управление персоналом, как система взаимодействия работников друг с другом и со средствами производства в процессе трудовой деятельности является результативным фактором обеспечения эффективности функционирования организации в целом. В этой связи, бесспорным является то, что хорошо организованная система управления кадровым резервом на предприятии обеспечит достижение запланированных результатов. В современных условиях проблемы, связанные с управлением кадровым резервом на предприятии приобретают особенно важное значение. На основании чего можно утверждать, что подготовка кадрового резерва это одно из важных элементов трудового процесса, основанного на данных современной науки и передовых достижениях практики.
Изучение вопросов научного подхода к управлению кадровым резервом актуально не только для специалистов в области управления персоналом, но и для специалистов в любой области и направления деятельности, где требуются квалифицированные сотрудники, самоорганизация и организация труда подчиненных.
Таким образом, высокий уровень подготовки и управления кадровым резервом - непременное условие эффективности функционирования хозяйствующего субъекта независимо от его формы собственности и отраслевой принадлежности. Причем, проблемами управления кадровым резервом необходимо заниматься постоянно, настойчиво и всесторонне
.Своевременное выявление и успешная подготовка будущих эффективных руководителей является сегодня важнейшим фактором успеха в конкурентной борьбе. Поэтому компании создают систему подбора, роста и перемещения будущих руководителей - резерва.
Понятие кадрового резерва можно определить как состав руководящего уровня и специалистов, которые обладают предрасположенностью к управленческой деятельности, и отвечают требованиям определяемым должностной инструкцией, прошедших процедуру отбора и повышения квалификации (при необходимости). При взаимоотношениях с кадровым резервом, как правило, определяют два сегмента - резерв (дублеры) и перспективный резерв, то есть перспективные работники с лидерскими качествами.
Образование кадрового резерва направлено на отбор претендентов, имеющих лидерские и управленческие качества, и имеющих потенциал и возможность обучения будущей профессии.
Создание работы с кадровым резервом дает компании следующие преимущества:
- квалифицированные и перспективные сотрудники остаются в компании, им обеспечивается карьерный рост;
- уменьшается время адаптации нового руководителя в должности (оно составляет менее 3-х месяцев);
- у новых руководителей сформирована и гарантирована лояльность к компании;
- коммерческая тайна защищена от проникновения извне;
- сохраняется преемственность бизнес-процессов и корпоративной культуры.
Формирование кадрового резерва требуется для своевременного и обеспечения организации сотрудниками с качественным уровнем профессиональной подготовки, готовыми в случае необходимости вести не только свой участок работы, но и другие — по смежным направлениям.
Объектом исследования в курсовой работе является ООО «Интеграл Плюс», а предметом исследования методы работы с кадровым резервом в ООО «Интеграл Плюс».
Целью курсовой работы является проведение анализа управления кадровым резервом в ООО «Интеграл Плюс» и разработка мероприятий по её совершенствованию.
При написании работы автором были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты работы с кадровым резервом;
- проанализировать работу с кадровым резервом в ООО «Интеграл Плюс»;
- разработать пути совершенствования работы с кадровым резервом в ООО «Интеграл Плюс».
Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1 Теоретические основы работы с кадровым резервом в организации
1.1 Сущность и содержание работы с кадровым резервом в организации
Персонал» (от латинского «personalis» - личный), то есть «весь состав работающих, постоянных и временных, в том числе и специалистов, рабочих и служащих обслуживающих их деятельность», «совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация». [7]
Персонал различают по категориям (руководители, специалисты, служащие, рабочие); по профессиям, специальностям и квалификационным признакам. Персонал составляет основу любой организации. Люди являются создателями организаций, определяют их цели, выбирают методы, осуществляют функции, направленные на реализацию целей. Персонал является важнейшим ресурсом, используемым всеми без исключения организациями, и в этом качестве персонал нуждается в управлении и совершенствовании, что определяется типом кадровой политики (табл.1).
Таблица 1
Типы кадровой политики [22]
Кадровый процесс |
Вид кадровой политики |
|
Открытая |
Закрытая |
|
Подбор сотрудников |
Ситуация высокой конкуренции на рынке труда. |
Нехватка сотрудников |
Адаптация работников |
Возможность адекватного подключения к бизнес- процессам |
Результативная адаптация. за счет работы наставников |
Повышение квалификации работников |
Адаптация на предприятии |
Стажировка |
Оценка должностей - это процесс определения значимости, ценности должностей для организации и построения их иерархии на основе определенной значимости. Близкие по значимости должности объединяются в группы, то есть разряды (грейды). В основе каждой системы оценки должностей лежит набор единых критериев, параметров, по которым могут быть оценены все должности организации. Организация может разработать сво
йсобственный набор критериев или воспользоваться уже имеющимся фиксированным набором.
Рисунок 1. Структура кадров организации [25]
В системе ранжирования, каждая работа рассматривается как одно целое и располагается, по порядку в соответствии с ее относительной важностью или вкладом в организацию. Этот метод оценки является наиболее простым и, вероятно, наиболее легким для внедрения. После того как все работы расположены по порядку, можно будет провести разделительные линии для того, чтобы разбить полученную последовательность категорий на соответствующие классы. Места проведения этих разделительных линий обычно определяются в зависимости от желаемого количества классов и совместимости каждой группы. После разделения на классы устанавливаются уровни заработной платы, а также возможность предоставления других гарантий и компенсаций, например длительности отпусков для каждого класса.
Понятие кадрового резерва можно определить как состав руководящего
уровня и специалистов, которые обладают предрасположенностью к управленческой деятельности, и отвечают требованиям, определяемым должностной инструкцией, прошедших процедуру отбора и повышения квалификации (при необходимости). При взаимоотношениях с кадровым резервом, как правило, определяют два сегмента - резерв (дублеры) и перспективный резерв, то есть перспективные работники с лидерскими качествами.
Процесс взаимодействия с резервом, как и многие другие операции кадровой работы, является комплексной (рис. 2). [1]
Рисунок 2. Взаимосвязь кадрового менеджмента и направлений работы с резервом
Анализ специальной литературы позволяет рассмотреть несколько видов кадрового резерва (по виду деятельности, скорости замещения должностей, уровню подготовленности, целей кадровой работы и т.д.).
1) В зависимости от вида деятельности различают «Резерв развития» и «Резерв функционирования». При этом, резерв развития позиционируется как состав руководителей и специалистов которые готовы к деятельности в рамках предстоящих новых направлений. Они могут себя реализовать в двух направлениях - профессиональной или карьеры.
Резерв функционирования представляет собой состав сотрудников ориентированных в последующем на обеспечение эффективной деятельности предприятия, то есть на управленческую деятельность.
2) В соответствии с временем назначения:
- претенденты, претендующие на руководящие должности в данный момент, то есть «здесь и теперь»;
- претенденты, претендующие на руководящие должности в предшествующие 1-3 года.
Замена руководящего состава за счет внутреннего резерва имеет неоспоримые преимущества, а именно: [17]
- минимальное время на адаптацию в новой должности (в отличии от случая найма со стороны когда указанный период составляет примерно 3-6 мес.);
- отсутствие потребности формировать лояльность к организации (в данных условиях она должна уже быть приобретенной), а кроме того новый руководитель не прошедший адаптацию при перемещении на прежнюю должность не «унесет» с собой сведения представляющие корпоративную информацию;
- осуществляется поэтапная смена поколений и обеспечивается передача опыта, профессиональных компетенций, опыта, корпоративной этики. Отсутствуют радикальные процессы «слома» существующего, усложняющие функционирование структур на достаточно продолжительное время;
- снижаются потери подготовленных специалистов организации, связанные бесперспективностью служебного роста.
Все отмеченное выше, имеет вполне определенную составляющую в виде снижения совокупного дохода в связи со снижением эффективности деятельности сотрудников.
Как следствие, преобладающая часть фирм мотивированы в служебном продвижении своих сотрудников на всех этапах и ступенях, создавая кадровый резерв. [19. С.42]
Вовремя осуществленная качественная подготовка к вышестоящей должности перспективных сотрудников руководящего уровня является определяющим условием победы над конкурентами в насыщенной конкурентной среде. В этой связи, в настоящее время хозяйствующие субъекты, как правило, создают такой механизм подбора, развития и роста кадрового резерва который обеспечит в последующем решение задач стратегического уровня. При этом, сама структура подготовки резерва руководящего звена позволяет реализацию следующих вопросов: [22, а 58]
- определение специалистов обладающих ресурсом для работы на руководящих должностях;
- подготовка этих сотрудников к исполнению обязанностей руководителей различного уровня;
- гарантированное занятие освободившейся должности и назначение нового сотрудника.
В структуре резерва руководителей различают 2-е структуры - дублёры (резерв) и перспективный резерв, то есть работники молодого возраста с лидерскими качествами.
Технология взаимодействия с каждой структурой может совпадать по отдельным процедурам, однако имеет отличительные особенности, например по способу отбора или по развитию подготовки. Так, например, подготовка дублеров характеризуется насыщенностью и трудностью реализации. И требует в связи с этим существенных временных затрат.
Вместе с тем, те организации, которые могут эффективно реализовывать эту подготовку получают существенный результат в виде мягкой смены поколений, внесения преемственности в управление, и результативности в связи с этим бизнес-процессов.
Подготовка резерва представляет собой: [27, а 186]
- действенный инструмент оптимизации применения способов подбора и перемещения руководителей, обеспечения преемственности руководства, и в связи с этим - повышение результативности функционирования организации;
- один из действенных факторов успешной деятельности организации на стратегическом этапе функционирования.
В отношении «перспективного резерва» - представляется возможным отметить, что целью работы с названным сегментом сотрудников является выявление состава и интенсивная подготовка специалистов, имеющих требуемый ресурс для того, что бы через 1-3 года исполнять обязанности руководителя успешно. [29, с. 205]