Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (Предмет и метод бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность бухгалтерского учета
1.2 Предмет и метод бухгалтерского учета
2. Организация бухгалтерского учета на предприятии ООО «Зеленая линия»
2.1 Кратка характеристика ООО «Зеленая линия»
2.2. Учет материально- производственных запасов
2.4. Учет основных средств и нематериальных активов на предприятии ООО «Зеленая линия»
Введение
В современной рыночной экономике бухгалтерский учет и анализ являются самыми важными элементами формирования экономической политики, главными инструментами бизнеса, одними из основных механизмов управления процессом производства и реализации продукции. Именно от правильного ведения и рациональной организации бухгалтерского учета и анализа зависит успешное функционирование предприятий и максимальное получение прибыли.
Бухгалтерский учет — это сложный процесс, который требует как базовых знаний, так и постоянного контроля за изменениями и разъяснения действующего законодательства.
Значение бухгалтерского учета и умение анализировать полученные данные необходимо профессиональным учетным работникам и их руководителям, поскольку ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при осуществлении хозяйственных операций несет именно руководитель.
В современных условиях хозяйствования оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерских служб и специалистов в области бухгалтерского учета, составляющих основу содержания бухгалтерского дела.
Целью данной работы является исследование определения, основных задач, и функций бухгалтерского учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть Возникновение и развитие бухгалтерского учета ;
- дать определение бухгалтерского учета в различных источниках и их анализ;
-дать характеристику задачам бухгалтерского учета;
- проанализировать состав бухгалтерской отчетности на предприятии ООО «Зеленая линия»
Объектом исследования в этой работе является предприятие ООО «Зеленая линия».
Предмет исследования – определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета.
Теоретической и методологической основой данной работы являются исследования таких специалистов в области бухгалтерского учета, как Алексеева Г.Н. , Владимирова Т.В. , Ерофеева В.А., Тимофеева О.В., Загряцкий Н.И. , И.А. Маслова, Б.Г. Маслов, Ю.Д. Земляков, В.Ю. Салихова .
1. Сущность бухгалтерского учета
1.2 Предмет и метод бухгалтерского учета
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица, которая осуществляется с помощью хозяйственных средств:
1) основные средства;
2) нематериальные активы;
3) оборотные средства;
4) денежные средства;
5) средства в расчетах;
6) отвлеченные средства.
Основные средства – это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности предприятия длительное время, сохраняют свою форму и в себестоимость произведенной продукции включаются частично (в виде амортизационных отчислений).
Нематериальные активы – это патенты, секреты производства, лицензии, торговые марки и т. д.
Оборотные средства используются в процессе производства недолго (примерно один производственный цикл). При этом меняют свою существенную форму, а в себестоимость производственной продукции включаются, как правило, всей своей стоимостью. К оборотным средствам относятся сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, электроэнергия, топливо, тара.[1]
Денежные средства – это деньги в кассе предприятия, на расчетном и специальных счетах в банках.
Средства в расчетах – это дебиторская задолженность.
Отвлеченные средства – это суммы, которые уплачиваются в виде налогов и сборов, формируются за счет собственных средств, а также с помощью заемных источников.
Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность взаимосвязанных способов и приемов ведения учетного процесса, в результате применения которых достигается обоснованное взаимосвязанное отражение деятельности предприятия.
Метод бухгалтерского учета обеспечивает взаимодействие элементов, главными из которых являются:
1. Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета;
2. Инвентаризация – проверка фактического наличия товарно-материальных ценностей, финансовых обязательств и денежных средств и сравнение полученных результатов с учетными данными;
3. Оценка – денежное выражение стоимости всех средств предприятия;
4. Калькуляция – способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости продукции, работ, услуг;
5. Бухгалтерские счета – специальные регистры для учета хозяйственных средств и хозяйственных процессов;
6. Метод двойной записи – способ взаимосвязанного отражения хозяйственных операций на двух различных счетах в одной и той же сумме;
7. Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников, информации о хозяйственных процессах в денежной оценке на определенной момент времени;
8. Отчетность – способ получения сводных показателей деятельности предприятия за отчетный период.
Использование каждого из перечисленных элементов осуществляется в соответствии с установленными в законодательном порядке положениями и инструкциями.[2]
Документация представляет собой один из важнейших источников информации и является единственным основанием для бухгалтерских записей. К основным требованиям, предъявляемым к документам, можно отнести:
• наличие обязательных (а где требуется и специфических) реквизитов;
• своевременность (в момент совершения или сразу после окончания операции);
• объективное отражение информации;
• качественное (аккуратное, полное и правильное) оформление;
• сохранность документов в течение установленного срока.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено их подписями с указанием даты внесения исправлений.
Проверка документов состоит из: формальной проверки (на наличие реквизитов); арифметической проверки (на правильность арифметических действий) и проверки «по существу» (на законность совершенных операций). Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию (лат. «опись») имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Расхождение между фактическим наличием материальных ценностей и бухгалтерскими данными о них может быть вызвано:
• потерями материальных ценностей по естественным причинам (усушка, утряска, порча, влияние температуры, влажности);
• ошибками оформления и в учете (арифметические ошибки, ошибки в контировке);
• неточностями в проведении складских операций (просчет, пересортица);
• злоупотреблениями (хищения, обвесы).
Этапы инвентаризации. Инвентаризация проводится в несколько этапов:
1. Составление приказа руководителя на проведение инвентаризации; подготовление бланков инвентаризационных описей в бухгалтерии; подготовление объектов к пересчету в местах хранения и учета.
2. Обязательный подсчет, проверка, обмер, взвешивание, технические расчеты количества объектов учета. Оформление инвентаризационной описи. Подписи всех членов комиссии.
3. Составление сличительной ведомости. Сверка данных учета и инвентаризационной описи; расценка инвентаризационных разниц; сопоставление их с нормами естественной убыли.
4. Оформление приказа руководителя на взыскание с виновников суммы недостач, урегулирование пересортицы, списание недостачи, принятие к учету излишков.
Убыль сверх норм, потери от порчи ценностей списывают за счет виновных лиц (удержание из заработка, внесение наличных денежных средств в кассу). В случаях, когда конкретные виновники недостач не установлены или судом отказано в возбуждении дела в виду необоснованности искового заявления организации, то по решению руководителя убыль и порча ценностей списываются на издержки производства. [3]
Проведение инвентаризации обязательно:
1) при передаче имущества организации;
2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
3) при смене материально-ответственных лиц;
4) при установлении фактов хищения или злоупотребления, порчи ценностей;
5) в случае форс-мажорных обстоятельств;
6) при ликвидации организации и др. случаях, предусмотренных законодательством.
Оценка – способ выражения имущества, обязательств и капитала в обобщающем денежном измерении.
В зависимости от видов объектов учета, относящихся к имуществу, характера их приобретения и экономической конъюнктуры в бухгалтерском учете используются следующие методы их оценки:
1. Фактическая стоимость приобретения. Фактическая неизменная стоимость актива в момент приобретения.
2. Восстановительная стоимость. Стоимость эквивалентная ранее приобретенному активу нового актива на данный момент.
3. Возможная цена продажи. Предполагаемая стоимость продажи наличного актива в нормальных условиях на данный момент.
4. Дисконтированная стоимость. Стоимость, рассчитанная исходя из суммы экономических выгод, которые предполагается получить от актива в будущем.
Калькулирование – исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) на основании учетной информации. Калькуляция является основой определения цены готовой продукции, составляется на основе оценки всех израсходованных в производстве ресурсов
Различают фактическую, плановую и нормативную калькуляцию. Требования, предъявляемые к калькулированию: реальность группировки затрат; точность подсчета затрат на калькулируемый объект; обоснованность выбора метода распределения косвенных расходов. Сложность калькулирования заключается в необходимости разграничения затрат между законченными и незаконченными объектами, в оценке брака, побочной продукции и отходов производства, группировке расходов по местам возникновения и т.п. В качестве объекта калькулирования могут быть представлены группа или одно изделие, комплекс продуктов, часть изделия, вид работ и услуг.[4]
В калькулировании различаются группировки затрат по:
• экономическим элементам (материальные, трудовые затраты, амортизация отчисления и налоги, прочие затраты), которые укрупненно отражают величину издержек организации без учета их направления в производственном процессе;
• статьям калькуляции в себестоимости, которые являются детализацией, отражают назначение и связь затрат с объектами калькулирования.
Счет – способ группировки информации о состоянии и изменении объектов бухгалтерского учета с целью текущего контроля. Бухгалтерские счета предназначены для отражения на них результатов воздействия фактов хозяйственной жизни на объект бухгалтерского наблюдения, который учитывается на данном счете. Природа экономических воздействий может иметь два направления: увеличение и уменьшение. В этой связи счет представляют, условно, в виде двусторонней таблицы. Одна сторона (левая) называется «дебет» (лат. «он должен»), а другая (правая) «кредит» (лат. «он верит»). Такая практика проявилась ещё на ранних стадиях развития бухгалтерского учёта, когда каждый счет отражался купцами на отдельном развороте «амбарной книги
Записи на счетах ведутся в различных измерителях, но для обобщения информации выражаются в денежном измерителе. Счета, предназначенные для учета хозяйственных средств и хозяйственных процессов, называют активными. Имеются счета, имеющие смешанный характер, их называют активно-пассивными. Эти счета сочетают в себе признаки и активных, и пассивных счетов, применяются для отражения расчетных операций предприятия с другими предприятиями и отдельными лицами. В результате таких расчетных взаимоотношений возникает и дебиторская и кредиторская задолженность.
2. Организация бухгалтерского учета на предприятии ООО «Зеленая линия»
2.1 Кратка характеристика ООО «Зеленая линия»
На предприятии ООО «Зеленая линия» используется автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета. В качестве учетной информационной базы и системы обработки информации используется система компьютерного учета «1C: Предприятие 8.0 (8. 1). При использовании для ведения учета вычислительной техники регистры бухгалтерского учета формируются применяемым программным обеспечением.