Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (Предмет и метод бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязанность по ведению счета «Касса» на данном предприятии возложена на кассира. В его обязанности входит: ведение кассовых отчетов на основании приходных и расходных кассовых ордеров, выплата заработной платы и аванса сотрудникам, выдача денежных средств под отчет.[5]

Оплата за товар проводится по безналичному расчету и осуществляется на счете 51 «Расчетный счет». Данный счет ведется бухгалтером, в обязанности которого входит: своевременное внесение в базу данных банковских выписок, набор платежных поручений.

Оплата за услуги, учитываемые на счете 76, также проходит по безналичному расчету. В обязанности бухгалтера данного участка входит своевременная оплата за коммунальные услуги, услуги связи и т. д. Также бухгалтер этого участка проводит контроль над оплатой транспортных услуг. Счета на оплату транспорта в бухгалтерию этого участка передают менеджеры по закупкам после получения данной услуги.

Счет 41 «Товар» ведет бухгалтер-материалист, который контролирует движение товара. В обязанности бухгалтера-материалиста входит: своевременное выявление расхождения данных складского и бухгалтерского учета, а так же выяснить в чем заключаются причины расхождений, организация ревизий как плановых, так и внеплановых.

Расчеты с поставщиками ведутся на счете 60. Важным моментом в работе предприятия является контроль за правильным оформлением накладных и счетов-фактур, соответствие фактического поступления товара данным, указанным в накладных. Помимо всего бухгалтер сверяет данные учета с данными поставщиков с помощью актов сверки.

Практически аналогичные функции исполняет бухгалтер, ведущий счет 62 «Покупатели». Разница на этом участке заключается в том, что взаимодействие бухгалтерии и менеджмента проходит в рамках продажи.

В его обязанности бухгалтера ведущего счета 01 «Основные средства», 04 «НМА» входит составления всей необходимой первичной документации, правильное отнесение объектов к основным средствам и НМА, правильное применение выбранного способа начисления амортизации. Бухгалтер данного участка контролирует сохранность основных средств и момент передачи основного средства от одного материально-ответственного лица другому.[6]

По окончании отчетного месяца все участки бухгалтерии обязаны сдать отчет о выполненной работе главному бухгалтеру, в которых отражены данные дебиторской и кредиторской задолженности, вопросы, которые требуют решения в ближайшее время, долги менеджеров по первичной документации и т. д.


Распорядительные документы содержат распоряжение на совершение определенных хозяйственных операций. Такими документами являются приказы, распоряжения и т. п. Распорядительные документы не подтверждают факты совершения хозяйственных операций и поэтому не являются основанием для отражения их в учете.

После завершения хозяйственной операции надлежащим образом оформленные и подписанные документы передаются в бухгалтерию. В бухгалтерии также устанавливается определенный порядок обработки документов. Здесь документы проверяются по форме и содержанию, группируются по однородным признакам и служат основанием для записей в учетных регистрах.

По окончании отчетного периода (месяца, квартала, года) документы переплетаются в папки и хранятся в архиве организации.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. Утверждает график документооборота руководитель организации.

По данным бухгалтерского и налогового учета программа 1С версия 8.0 формирует бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Отчетным годом для предприятия устанавливается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.[7]

Организация представляет в обязательном порядке годовую бухгалтерскую отчетность:

1. учредителям, участникам юридического лица в соответствии с учредительными документами;

2. государственной налоговой инспекции (в одном экземпляре).

Учетной политикой закреплена совокупность способов бухгалтерского учета, используемых обществом, - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни предприятия.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.


В случаях, когда проведение инвентаризации обязательно, но сроки ее проведения не установлены настоящей учетной политикой, или когда проведение инвентаризации не обязательно, инвентаризация проводится на основании отдельного приказа руководителя предприятия.

Амортизация всех основных средств в бухгалтерском учете производится линейным способом.

Объекты основных средств стоимостью не более 20 000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т. п. издания отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ длительного использованиям списываются на затраты производства по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.

Доходами от обычных видов деятельности признаются все виды доходов от реализации.

Расходы будущих периодов, в том числе расходы на страхование, расходы на приобретение компьютерных программ, учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов». Списание расходов будущих периодов производится равными долями в течение их срока полезного использования в дебет счетов учета затрат.

ООО «Зеленая линия» находится на общей системе налогообложения, которая предполагает ведение бухгалтерского учета в полном объеме и уплату всех общих налогов (НДС, налога на прибыль, на имущество, единого социального налога). ООО «Зеленая линия» является плательщиком взносов, перечисляемых во внебюджетные фонды.[8]

Отчетность в налоговые органы предоставляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (квартал, полугодие, 9 месяцев). По окончании налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2.2. Учет материально- производственных запасов

К материально-производственным запасам (МПЗ) в ООО «Зеленая линия» относятся материалы, ГСМ, запчасти, спецодежда, таборное имущество и прочие ценности сроком эксплуатации менее 1 года или стоимость меньше 20 000 рублей за единицу.

Учет МПЗ ведется по номенклатурным номерам в соответствии с ПБУ 05/01, в редакции приказа МФ РФ от 27. 11. 06 г. Приходуются МПЗ по фактической цене приобретения и учитываются на счет 10 (без применения счетов 15 и 16) без НДС и других возмещаемых налогов.

При передаче малоценного имущества, спецодежды, инвентаря и хозяйственных принадлежностей и т.п. имущества в эксплуатацию их стоимость полностью включается в издержки производства.


Транспортно-заготовительные расходы принимаются к учету путем непосредственного включения в фактическую себестоимость материалов.

Материалы оцениваются по средней себестоимости.

Учет приобретенных материальных ценностей производится без использования счетов 15 и 16.[9]

Стоимость специальной одежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев, списывается в Дт соответствующих счетов учета затрат на производство в момент ее передачи сотрудникам организации.

Для учета МПЗ на предприятии используются следующие проводки:

Д 10 К 60 — Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные МПЗ

Д 10 К 60,71,76 — Отражены расходы по заготовлению и доставке материально-производственных запасов

Д 19.3 К 60,76 — На основании счетов-фактур поставщиков отражен НДС по приобретенным материально-производственным запасам, предназначенным для производства ТРУ, облагаемой НДС расходам по их заготовлению и доставке

Д 68 К 19. 3- Предъявлен к вычету НДС по оплаченным и принятым к учету МПЗ

Д 79.1 К 10- Переданы материально-производственные запасы структурным подразделениям.

2.3. Учет товаров и услуг

ООО «Зеленая линия» занимается продажей товаров и услуг, т. е. это торговая организация. Товар — это все, что может удовлетворить потребности или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования потребителем. Все операции по движению товара учитываются на счете 41. По Дебету — поступление товара из производства на склад Дт 41 — Кт 60, по Кредиту — отгрузка товаров Дт 45 — Кт 41 или их продажа Дт 90−2 Кт 4. Дебетовое сальдо показывает наличие продукции на складе предприятия.[10]

Аналитический учет ведется по видам товаров в натуральных и стоимостных измерителях в оборотно-сальдовых книга.

Учет товаров на складе ведет заведущим складом, который является материально-ответственным лицом.

Инвентаризация товаров проводится по приказу руководителя инвентаризационной комиссией в присутствии материально-ответственного лица. Результаты инвентаризации заносят в инвентаризационную опись отдельно по каждому наименованию. При выявлении расхождений составляют в бухгалтерии сличительную ведомость.

Излишки товаров оприходуют Дт 41 Кт 91−1.


Недостачу учитывают Дт 94 Кт 41.

Для учета продажи товаров предназначен счет 90 «Продажи», счет операционный. По Дебету учитывается стоимость проданных товаров Дт 90−2 Кт 41, расходы на продажу Дт 90−2 Кт 44 и начисляется НДС бюджету Дт 90−3 Кт 68, а также начисляются акцизы по проданным товарамДт 90−4 Кт 68.

По Кредиту этого счета предъявляется сумма оплаты к покупателям на основании счета-фактуры Дт 62 Кт 90−1.

Сравнивая Дебет и Кредит счета 90, выявляют финансовый результат от продажи товаров. Если Кредит больше Дебета, то учитывают прибыль проводкой Дт 90−9 Кт 99, если Дебет больше Кредита, то учитывают убыток — Дт 99 Кт 90−9.

Счет 90 в конце месяца закрывается, остатка не имеет, в балансе не показывается. К счету 90 открыты субсчета:

90−1 «Выручка» — учитываются поступления активов, признаваемые выручкой;

90−2 «Себестоимость продаж» — на этом субсчете учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90−1 «Выручка» признана выручка;

90−3 «НДС» — на этом субсчете учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика);

90−4 «Акцизы» — на этом субсчете учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров);

90−7 «Расходы на продажу»;

90−9 «Прибыль (убыток) от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90−1, 90−2, 90−3, 90−4 делаются накопительно в течение отчетного года. При этом ежемесячно определяется финансовый результат от продажи продукции за отчетный месяц. По окончании отчетного года все субсчета открытые к счету 90 «Продажи» (кроме счета 90−9) закрываются внутренними записями на субсчет 90−9.

Аналитический учет по счету 90 ведется по каждому виду проданной продукции по покупателям по продажным ценам.

При продаже продукции оформляется в зависимости от вида транспорта, товарно-транспортная накладная; счет-фактура (для учета НДС) и на оплату счета — платежное требование или платежное поручение.

В бухгалтерии ведется журнал учета расчетов с покупателями и заказчиками (по счету 62). Он открывается на месяц и заполняется в хронологическом порядке на основании предъявленных к оплате счетов.

По выписке банка или по кассовой книге в журнале делается отметка об оплате счета за продукцию. Продукция считается проданной, если она оплачена покупателем.