Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Промышленная политика как важнейший элемент экономической политики государства).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования промышленной политики государства
1.1. Теоретические подходы к определению промышленной политики
1.2. Подходы к формированию и реализации промышленной политики в зарубежных странах
Глава 2. Анализ промышленной политики России
2.1. Оценка бюджетного финансирования отраслей промышленности в 2010-2014 гг.
2.2. Основные проблемы финансирования с помощью бюджета отраслей промышленности в 2014 г.
Прогресс в сфере телекоммуникаций в большой степени обусловлен дерегуляцией рынка и активной конкуренцией. Созданию и развитию сильного кластера информационных и коммуникационных технологий способствовала и сильная исследовательская и образовательная система страны[54]. На его основе создана финская инновационная система, включающая сеть крупных и мелких компаний и корпоративное сотрудничество в области исследований и обучения. Отличительной чертой Финляндии является наличие значительного внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию. Примером успешного опыта коммерциализации НИОКР может служить пример Франции, где многие крупные научно-исследовательские центры имеют возможность заниматься производственной деятельностью[55].
Венчурный бизнес, особенно в 90-е гг., развивался с прямым государственным участием.
Проведенный анализ международного опыта показал определенную ограниченность его применения в отношении российской экономики, так как Россия – страна с индивидуальным набором сравнительных конкурентных преимуществ, поэтому применимы лишь отдельные инструменты промышленной политики, реализованные в различных странах и в отдельных секторах.
Промышленная политика стран, ориентированная на развитие экспорта, в большинстве случаев была более успешной, чем внутренне ориентированная промышленная политика. Но следует отметить, что ни одна из стран не использовала тот или иной тип стратегии в «чистом» виде, а только их сочетание. В любом случае исходной предпосылкой формирования и реализации промышленной политики является выбор приоритетов, которые возможно формировать «сверху вниз» или «снизу вверх». Практика показывает, что формирование приоритетов снизу по конкретным областям более эффективно[56]. Чем выше степень конкретизации приоритетов, тем легче определить инструменты для ее реализации и оценить эффективность[57].
Для России интересен опыт именно развивающихся стран, в частности опыт импортозамещающей и экспортно-ориентированной промышленной стратегии.
По результатам исследования, проведенного в первой главе работы, могут быть сделаны следующие выводы.
Промышленная политика включает в себя комплекс мер, проводимых органами государственной власти, законодательного, экономического, информационного, организационного и экологического регулирования развития промышленности, направленных на повышение эффективности ее работы, исходя из социально-экономических интересов страны. Промышленная политика должна реализоваться на разных уровнях национальной экономической системы и оказывать влияние на отраслевую структуру, размещение производства, регулирование и стимулирование инвестиционной и производственной деятельности, формирование промышленно-финансовых групп, развитие и поощрение малого и среднего бизнеса. Основными направлениями государственной промышленной политики являются: совершенствование промышленной организации; стимулирование и поддержание определенных отраслей хозяйства, важных по своему социально-экономическому значению или приоритетных с точки зрения научных перспектив, высокого потенциала роста и конкурентоспособности; компенсация недостатков рыночного механизма; поддержание оптимального уровня конкуренции в отраслях (антимонопольное законодательство, квотирование производства, стимулирование конкуренции); реализация общенациональных программ НИОКР и стимулирование экспортного потенциала и конкурентоспособности национальной экономики.
Глава 2. Анализ промышленной политики России
2.1. Оценка бюджетного финансирования отраслей промышленности в 2010-2014 гг.
В условиях развития рыночной экономики правительство рассматривает государственную поддержку отраслей национальной экономики как одну из приоритетных задач финансовой политики, решение которой в значительной степени осуществляется посредством бюджетного механизма. Расходы федерального бюджета на поддержку национальной экономики, играют исключительную роль.
Таблица 2
Основные параметры исполнения федерального бюджета в 2010-2014 гг.[58]
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Доходы, в % к ВВП |
18,7 |
20,4 |
20,5 |
19,3 |
19,9 |
Расходы, в % к ВВП |
17,6 |
19,6 |
20,6 |
20,1 |
20,0 |
Дефицит (-) /Профицит (+) |
1,1 |
0,8 |
-0,1 |
-0,8 |
-0,1 |
Факт и оценка ВВП, млрд руб. |
44491,4 |
54 369 |
60 590 |
66 515 |
66 914 |
Исходя из данных, представленных в табл. 2, основные параметры макроэкономического развития страны предопределили увеличение доходов федерального бюджета с 18,7 % ВВП в 2010 г. до 20,5 % ВВП в 2012 г., то есть на 1,8 процентных пункта ВВП, и на 1,2 п.п. в 2013 г.
Исполнение федерального бюджета России в 2014 г. происходило в условиях существенного замедления экономического роста, повышенного уровня инфляции, ослабления курса рубля по отношению к доллару США, продолжения оттока капитала из страны и ухудшения ряда показателей платежного баланса Российской Федерации на фоне низких мировых цен на нефть по сравнению с предыдущими годами.
Следование вводимым бюджетным правилам уже на стадии планирования расходной части федерального бюджета позволило обеспечить не только сдерживание роста объема бюджетных расходов, но и их снижение с 20,6 % ВВП в 2012 г. до 20,1 % ВВП в 2013 г. и до 20,0 % в 2014 г.
Динамика расходов федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» за 2011–2013 гг. показывает, что расходы по данному разделу в 2012 г. увеличились с 1 756 до 1 968 млрд руб. (на 12,1 %), а в 2013 г. снизились до 1 849,3 млрд руб. (на 6 %). Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2013 г. обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования национальной экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства (табл. 2).
Рисунок 1 – Динамика расходов на национальную экономику[59]
Как показывает табл. 3, доля расходов по разделу «Национальная экономика» в общей структуре расходов федерального бюджета за 2011-2013 гг.
снизилась с 16 % до 13,9 %. В структуре расходов по разделу «Национальная экономика» наибольшую долю составляют расходы по следующим отраслям: дорожное хозяйство - 27,3 % (расходы за 2011-2013 гг. увеличились на 14 %), транспорт - 14 % (расходы в 2012 г. увеличились на 16,8 %, а в 2013 г. снизились на 23,9 %), прикладные научные исследования в области национальной экономики - 14,4 % (расходы увеличились в 2011-2013 гг. на 68,2 %), сельское хозяйство и рыболовство - 11 % (расходы увеличились на 55,3 %).
Таблица 3
Динамика и структура расходов федерального бюджета по статье «Национальная экономика» за 2011-2013 гг. [60]
Год |
||||||
Наименование расходов |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
млрд руб. |
% |
млрд руб. |
% |
млрд руб. |
% |
|
Pacxоды |
10 935 |
16,1 |
12 891 |
15,3 |
13 343 |
13,9 |
Hациональная экономика, в том числе: |
1 756 |
100 |
1 968 |
100 |
1 849,30 |
100 |
общеэкономические вопросы |
91,6 |
5,2 |
18,4 |
0,9 |
19,6 |
1,1 |
топливно-энергетический комплекс |
40,2 |
2,3 |
107,8 |
5,5 |
19,5 |
1,1 |
исследование и использование космического пространства |
22,8 |
1,3 |
32,9 |
1,7 |
32,6 |
1,8 |
воспроизводство минерально-сырьевой базы |
22,2 |
1,3 |
29,7 |
1,5 |
34,6 |
1,9 |
сельское хозяйство и рыболовство |
141,5 |
8,1 |
148,8 |
7,6 |
219,7 |
11,9 |
водное хозяйство |
15,1 |
0,9 |
21,9 |
1,1 |
24,1 |
1-3 |
лесное хозяйство |
34,6 |
2 |
29,7 |
1,5 |
29,2 |
1,6 |
транспорт |
290,7 |
16,6 |
339,7 |
17,3 |
258,3 |
14 |
дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
349,6 |
19,9 |
442,4 |
22,5 |
504,5 |
27,3 |
связь и информатика |
42,6 |
2,4 |
41 |
2,1 |
41,9 |
2,3 |
прикладные научные исследования в области национальной экономики |
158 |
9 |
229,1 |
11,6 |
265,8 |
14,4 |
другие вопросы в области национальной экономики |
547,1 |
31,2 |
526,6 |
26,8 |
399,5 |
21,6 |
В начале сентября 2014 г. правительство РФ рассмотрело и в целом одобрило проект федерального бюджета на 2015-2017 гг. Бюджет основан на базовом (консервативном) сценарии экономического развития на ближайшие три года.
Таблица 4
Структура расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг., в % к общему объему расходов[61]
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Общегосударственные вопросы |
6,25 |
6,38 |
7,04 |
7,18 |
Национальная оборона |
14,06 |
15,77 |
17,73 |
19,37 |
Национальная безопасность |
14,3 |
15,45 |
14,85 |
13,91 |
Национальная экономика |
15,27 |
13,86 |
15,71 |
17,58 |
ЖКХ |
1,77 |
1,33 |
0,9 |
0,82 |
Образование |
4,68 |
5,04 |
4,65 |
3,95 |
Здравоохранение |
4,76 |
3,76 |
3,84 |
2,72 |
Социальная политика |
29,94 |
28,73 |
24,99 |
25,38 |
Межбюджетные трансферты |
4,65 |
5,01 |
5,6 |
4,38 |
Обслуживание государственного долга |
2,48 |
2,7 |
3,1 |
2,95 |
Прочие разделы |
1,83 |
1,98 |
1,59 |
1,76 |
Расходы на национальную экономику в 2015 г. увеличиваются по сравнению с 2014 г. на 1,9 процентных пункта.
Таблица 5
Структура расходов на национальную экономику по подразделам, млрд. руб. [62]
|
2014 г. |
2015 г. |
Всего |
2193 |
2722 |
Открытая часть |
2161 |
2529 |
Общеэкономические вопросы |
363 |
172 |
Топливно-энергетический комплекс |
8 |
7 |
Исследование космического пространства |
28 |
37 |
Воспроизводство минерально-сырьевой базы |
40 |
40 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
159 |
155 |
Водное хозяйство |
17 |
16 |
Лесное хозяйство |
7 |
33 |
Транспорт |
254 |
333 |
Дорожное хозяйств |
498 |
635 |
Связь и информатика |
35 |
31 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики |
206 |
207 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
545 |
862 |
Рост расходов по разделу «национальная экономика» связан с двумя подразделами: «Дорожное хозяйство» и «Другие вопросы национальной экономики». По подразделу «Дорожное хозяйство» рост связан с финансированием строительства московского транспортного узла и является компенсацией Москве и Московской области за отказ от введения налога с продаж[63].
Увеличение расходов по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» связан с новыми для российской экономики расходами на ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополь до 2020 года» в объеме 373 млрд руб. В 2015 г. на Крым будет потрачено 14% средств по разделу «Национальная экономика» или 2,4% от общего объема расходов, что сравнимо с расходами на здравоохранение[64]. На что конкретно будут потрачены деньги, понять невозможно, речь идет о неких непрограммных расходах в рамках ФЦП.
2.2. Основные проблемы финансирования с помощью бюджета отраслей промышленности в 2014 г.
Анализируя расходы бюджета на национальную экономику, можно отметить их снижение с 2011 г. по 2013 г. И это несмотря на высокую среднюю цену на нефть в этот период. При этом отметим, что по официальным данным Росстата износ основных фондов в российской экономике за последние 10 лет вырос с 43 % до 48,2 %. А по утверждениям ряда экспертов – до 70%. Снизились темпы инвестиций в основной капитал, объемы промышленного производства.
При этом сегодняшние объёмы выпуска машин и оборудования ниже показателей 1991 г. на 47%, транспортных средств – на 38,3%, продукции лёгкой и текстильной промышленности – на 67-75%. А производство высокотехнологичной продукции (металлорежущих станков, вычислительных приборов, авиационной и оптической техники) снизилось в 3-10 раз по сравнению с показателями двадцатилетней давности.
В федеральной программе развития станко-инструментальной отрасли на 2013 г. была заложена сумма 2 692,1 млн. руб.; на 2014 г. – 2 397 млн. руб.; на 2015 г. – 1 868,5; на 2016 г. – 1 500 млн. руб. На последующие годы: 2017 г. – 1 500 млн. руб.; 2018 г. – 1 600; 2019 г. – 1 650; 2020 г. – 1 750 млн. руб.[65] Примерно такого же порядка объемы финансирования предусмотрены на развитие других видов производства машин и оборудования. Так, на развитие тяжелого машиностроения в 2014 г. было выделено 1 500 млн. руб.; в последующие годы сумма финансирования будет постепенно увеличиваться до 1791,5 млн. руб. в 2017 г. На развитие сельхозмашиностроения на 2014 г. была выделена сумма 400 млн. руб., на последующие годы финансирование будет постепенно расти и достигнет к 2020 г. 534 млн. руб. На развитие машиностроения специализированных производств (строительно-дорожная и коммунальная техника, пожарная, аэродромная, лесная техника): 2014 – 110 млн. руб., затем – постепенный рост до 170 млн. руб. в 2020 г. На развитие силовой электротехники и энергетического машиностроения: 2014 г. – 1 200 млн. руб.; затем повышение до 5 190 млн. руб. в 2015 г. и последующее сокращение до 4 120 млн. руб. в 2018 г.