Файл: Понятие «предпринимательство» и функции предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 4
изготовление нового, неизвестного потребителям блага;
- открытие новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующих благ;
- освоение новых рынков сбыта;
- освоение новых источников сырья;
- изменение структуры отрасли, например создание своей или подрыв чужой отраслевой монополии
При этом инновация, осуществляемая предпринимателем, может реализовываться не обязательно посредством создания чего-то совершенно нового. В качестве таковой может выступить, например, творческое использование уже наработанных предпринимательских технологий, созидательная переработка и использование чужого опыта ведения дел. Концепция предпринимательства Й. Шумпетера трактует предпринимателя в качестве творческого разрушителя существующего на рынке равновесного состояния, поскольку всякая инновация, нарушает соотношение рыночных сил,перекомбинирует их, приводит к формированию системы новых взаимоотношений, при этом получаемый предпринимателем сверхдоход – это результат монополии, обеспеченной нововведением. Но, внедрение нового товара какой-либо из фирм, заставляет «шевелится» ее конкурентов, требует от них собственного обновленного предложения. В какой-то момент наступает равновесие, так как всякая новизна начинается уравновешиваться ее альтернативой, предлагаемой конкурентами, а также тем, что нововведение распространяется и становится известным, обыденным, привычным. Но на рынке вновь появляется нечто новое, что вновь приводит к нарушению равновесия. Именно через диалектическое взаимодействие (взаимодействие, единство и борьба противоположностей) состояний рыночного равновесия и неустойчивости, инициируемых предприимчивыми людьми, осуществляется развитие экономических процессов.
Трактовка предпринимателя как новатора, как творческого субъекта, воплощающего себя в создании новых рыночных комбинаций с факторами производства, требует особого осмысления сферы потребностей и мотивов предпринимателя. Их сложно свести только к экономической выгоде и получению удовольствия от приобретаемых благ и власти. Согласно Й. Шумпетеру, важнейшим из мотивом деятельности предпринимателя выступает мотив самореализации и достижения собственной творческой независимости, а также мотив создания собственного дела и победы над конкурентами. Все это определяет необходимость в особых качествах и чертах характера, присущих предпринимателю. Таких, например, как: воля к действию, активность и избирательность интеллекта, способность в одиночку справляться с трудностями и противостоять противодействиям среды, уметь воздействовать на других людей посредством авторитета, некий дар предвидения и интуиции. Таким образом, можно видеть, что как по специфике своей функции, так и по свойствам своего характера предприниматель сильно отличается от многих других субъектов рынка. В этом случае предприниматель, с точки зрения Й. Шумпетера, сильно отличается от менеджера и капиталиста – чтобы быть предпринимателем, необязательно обладать правом собственности на факторы производства, с другой стороны, деятельности предпринимателя несвойственны рутина и технологическая устойчивость деятельности менеджера, в противном случае она бы утратила свой творческий характер. В целом, с точки зрения Й. Шумпетера, предприниматель – это особый вид из множества экономических субъектов, и хотя его сложно отнести к специфической профессии или общественному классу, тем не менее, его следует рассматривать как особый психологический тип экономического поведения, в конце концов, - это особый тип людей.
Значительный вклад в теорию предпринимательства и предпринимательской функции внес известный американский экономист, один из основателей теории менеджмента П. Друкер (1909-2005). На взгляды этого исследователя имели сильное влияние некоторые идеи Ж.-Б. Сея и Й. Шумпетера. В частности, П. Друкер, полагал, что важнейшей функцией предпринимателя является творческая, наполненная инновациями комбинация факторов производства. Но при этом П. Друкер отмечал, что всякая предпринимательская инновация всегда связана с использованием имеющихся возможностей с максимальной выгодой, в этом случае предпринимательство не ограничивается только сферой экономики, а активно реализует себя в различных общественных сферах. Ключевой характеристикой именно инновационного предпринимательства выступает то, что при этом не просто создается что-то новое, но то, что влечет за собой образование нового рынка, новых видов и типов потребностей, что в свою очередь качестве социального отклика на инновацию предполагает формирование новой группы потребителей, создание, закрепление и развитие новой рыночной ниши. В этом случае предпринимательскими могут быть названы только те действия, которые, создавая новые и дифференцируя имеющиеся свойства и характеристики товаров и услуг, изменяют или создают тем самым новые ценностные установки, вкусы и потребности общественных групп и отдельных индивидов. Основой для истинного, инновационного предпринимательства выступает научные знания и технологии в области экономики, социальных наук и управления. И если научно-технологическая основа будет активно и эффективно внедряться в предпринимательскую практику, то последняя станет настолько влиятельной на всех уровнях общественной системы, что может способствовать формированию некоего предпринимательского общества. Успех в предпринимательстве, согласно П. Друкеру, в подавляющем большинстве случаев зависит от совокупности знаний и компетенций предпринимателя, это они выступают в качестве базы для ведения предпринимательской деятельности. Именно поэтому неуспех – это, скорее, не есть результат воздействия рыночной неопределенности, в основе его лежит то, что у руля предприятия стоят некомпетентные люди. Исходя из этого, П. Друкер считал, что предпринимательству следует активно обучать и обучаться.
Таким образом, можно считать, что базовой характеристикой предпринимательской функции выступает особый инструмент предпринимательства – новаторство, инновационный тип мышления, способность увидеть в ресурсах скрытый потенциал развития и реализовать, воплотить его в действительности.
Далее кратко рассмотрим несколько современных концепций предпринимательства, которые имеют наибольшее влияние на динамику исследований в данной области. Предварительно следует сказать, что в целом для подавляющего большинства современных подходов к изучению феномена предпринимательства характерно развитие идей, уже предложенных ранее рассмотренными нами исследователями, адаптация их к современным реалиям бизнеса. С другой стороны, знания о предпринимательстве активно углубляются и совершенствуются, привносятся новые идеи, осуществляется их активное применение в практике бизнеса.
В этом контексте, вызывает интерес подход к феномену предпринимательства современных американских исследователей Р. Хизрича и М. Питерса. В переведенной на русский язык работе «Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха» они определяют, что: «...предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым».[5] Как можно видеть, это определение отличается от многих других широтой охвата многих аспектов предпринимательской деятельности, среди которых можно выделить, по крайней мере, четыре: экономический, психологический и этический. Экономический аспект отражает важность финансового вознаграждения за затраченные усилия в продвижении и реализации предпринимательского проекта. Психологический – выводит на первый план творчество в создании чего-то нового, в чем воплощаются общественно значимые ценности. Этический компонент выражается в ответственности предпринимателя за собственные действия и активность. Американские исследователи выявляют специфические качества и свойства характера и личности предпринимателя, среди которых ими особо выделяются следующие:
- ясное понимание предпринимательства;
- отделение фактов от мифов;
- умение давать взвешенные оценки;
- умение находить нестандартные решения;
- умение вести себя и принимать решения в условиях неопределенности;
- умение вырабатывать новые коммерческие идеи;
- умение оценивать перспективность новых идей;
- знания, необходимые для создания нового дела;
- умение оценить внешнюю ситуацию;
- умение оценивать действия с точки зрения этики и морали;
- умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести переговоры;
- умение получить причитающееся.
Обращает на себя внимание и подход к исследованию сущности предпринимательства развиваемый основателем Гарвардского исследовательского центра по истории предпринимательства А. Коулом. Он определяет, что предпринимательство – это целесообразная деятельность индивида или группы ассоциированных индивидов, предпринятая с целью создать, сохранить, увеличить ориентированную на получение прибыли организационную единицу, являющуюся совокупностью ресурсов, капитала, информации и труда. С целью добиться денежной или иной выгоды, которая является мерой его успеха, во взаимодействии с экономическими, политическими, социальными (институтами, обычаями) условиями того периода развития общества, который позволяет значительную степень свободы принятия решении.
3. 2.Основные функции предпринимательской деятельности
В рыночной экономике предпринимательство выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна так же политическая функция, которую в свою очередь осуществляют ассоциации (союзы) предпринимателей.
1. Общеэкономическая функция в развитой рыночной экономике является основной. Она объективно рассматривает роль предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов рынка, действующих под ответственность индивидуальных предпринимателей, и юридического лица, действующих от своего имени и под свою имущественную ответственность. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей,таких как: госвудрства, предпринимателей других областей, а так же для обывателей и домохозяек. Она осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, стоимости, конкуренции и др.), что составляет важную основу проявления общеэкономической функции. Постепенное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, которое,в свою очередь, увеличивает объем валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных отношений.
2. Ресурсная функция предпринимательства является важнейшей функцией предпринимательства. Развитие его предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и конечно факторы производства, в первую очередь, трудовые ресурсы, природные ресурсы и землю, все научные достиженияи средства производства, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. К сожалению погоня за максимальной прибылью ведет к хищению общедоступных благ и уже придуманных идей. Таким образом, предприниматели своей деятельностью могут наносить вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.
3. Инновационная (творческо - поисковая) функция свойственна предпринимательству как новому типу экономического хозяйствования.В основе этой функции лежит организаторские способности предпринимателей и их креативный подход, в котором используются новые идеи, для достижения максимальной выгоды и блага предпринимательской деятельности. Эта функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что внутренне присуще предпринимателю как собственнику. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.
4. Социальная функция заключается в том,чтобы возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные возможности и таланты. Эта функция предпринимательства в основном выражается в формировании нового слоя людей – предприимчивых, активных, склонных к самостоятельной деятельности, а так же усеющие добиваться своей цели. Чем эффективнее работают предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников. В то же время растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.